3 Глава. Королева красоты...

Иоанна Максимова
НАРЬЯН-МАР.ШЕСТИДЕСЯТЫЕ
повесть


Поёт морзянка за стеной весёлым дискантом,
Кругом снега, хоть сотни вёрст исколеси.
Четвёртый день пурга качается над Диксоном,
Но только ты об этом лучше песню расспроси.

Палатки звёздами мохнатыми усеяны,
Их дальний свет в своём ты сердце не гаси.
Я тоже мог бы рассказать тебе о Севере,
Но только ты об этом лучше песню расспроси.

Листок зелёный для меня возьми у тополя,
В конверте лето доброй почте отнеси.
В морозы так нужны нам ваши письма тёплые,
Но только ты об этом лучше песню расспроси.

Меня домчат к тебе, когда зимовка кончится,
Олени в нартах, самолёты и такси.
Поверь, мне так твои глаза увидеть хочется,
Но только ты об этом лучше песню расспроси.*


В экспедиции, можно сказать, был культ женской красоты-  женщины были хороши собою.Дамы  были со сложными прическами «бабетта»,  в платьях в «рюмочку» и в туфлях на каблуках.
Моя взрослая "подруга" Валентина Ильина была  в экспедиции самой красивой (после моей мамы, конечно!).
Сложно поверить, но известные признанные  красавицы экрана-француженки, на мой взгляд, уступали ей  во всем.А она вот здесь, на Крайнем Севере. Поехала за мужем -геологом! И стройна, и величава, волос русый до пояса водопадом, синие глаза в поллица. Интеллигентна и образована.
По радио часто "передают" Муслима Магомаева "Королеву красоту". Голос его звенит, а мелодия украшена обертонами. Женская половина экспедиции, пожалуй,  вся влюблена в высокого брюнета с бархатным голосом -баритоном.   

"По переулкам ходит лето
Солнце льется прямо с крыш.
В потоке солнечного света
У киоска ты стоишь.

А я иду к тебе навстречу,
И я несу тебе цветы,
Как единственной на свете
Королеве красоты!

Как единственной на свете
Королеве кра-со-ты!!!".**

«Королева красоты, я дарю тебе цветы!»- с букетиком  каких-то лютиков -возможно, кто-то подарил маме цветы с Большой Земли—я бежала через весь коридор и стучалась в заветную дверь семейства Ильиных.

Тонкими пальцами  она берет цветы, улыбается мне своею нежной чарующей улыбкой - «Спасибо, зайдешь?» - на мое восторженное  «Нет!» -так как игра только началась!- она тихо прикрывает дверь.

Довольная, выбивая дробь ногами, я ненадолго убегаю по коридору в нашу квартиру.
Мне скучно, и я бегу к ней обратно с криком «Королева красоты, отдавай мои цветы!». Она улыбается, и отдает мне цветы. Далее все повторяется заново- бегу и вновь вручаю своей Королеве лютики «Королева красоты, забери свои цветы!»-она забирает. Дробь : "Королева красоты! ну отдай мои цветы"... И мы хохочем.

А жизнь в тысячный раз тасовала колоду судеб.
Взрослые на праздниках танцевали, шутили, пели:

В промёрзлой тундре на краю земли
Есть маленький город, огни мерцают вдали.
Огни мерцают и манят меня –
Мне теперь без тебя не прожить даже дня.

Пусть в Нарьян-Маре не цветут каштаны,
Пусть в Нарьян-Маре не шумят сады,
Но он мне дорог, этот маленький город,
Потому что живёшь в этом городе ты.

Тебя я встретил, потерял покой.
Нигде на свете не найти такой.
Пускай метели путь замели,
Тебя найду я, ведь это край земли.

С тобою вместе будем мы всегда.
И если ты рядом, не страшны холода.
Расплескалось сиянье среди тысячи звёзд,
И в снежную тундру ветер песню унёс. ***

Хорошим тоном считалось «выписывать»  современные журналы - «Иностранную литературу», «Новый мир», «Юность», «Науку и жизнь», «Вокруг света»  - прочитанные новинки живо обсуждались. Дамы выписывали «Советскую эстраду», «Советский экран», «Советское кино», и смело применяли образы кинозвезд, как говорят сейчас -"луки"- в повседневной жизни.
Эталоном в поведении считалась интеллигентная литературная речь, без современного теперь и в обиходе  и на экране мата и указаний на нижнюю часть тела. Пример брали с интеллигентных "ленинградцев"  и образованных "москвичей"-  тех, кто оканчивал там вузы.
Языки не требовались, но хорошее знание поэзии и литературы- да, а пошлость и мещанство не жили на той широте.

Это была прогрессивная молодежь шестидесятых.
У отца в записной книжке записано: «Мои  любимые герои» под номерами: 1) Павка Корчагин, 2) Печорин, 3) Сережа Тюленин, 4)Граф Монте-Кристо.

Писатели и поэты-вновь под цифрами :1) А.Островский, 2) Эрих Мария Ремарк, 3) Сергей Есенин, 4) М.Ю.Лермонтов, 5) Кольцов.

Такой вот странный состав из разных эпох и наций, но объединяло их одно- отвага.
Какой прекрасный пантеон, принадлежащий одной религии - чести и романтизма.
И эти идеалы нельзя было «трогать» руками…

Геологи - это лирики, а лирики- это не физики… А физики? Вообщем, споры, розыгрыши, смех! Шампанское - но в хрустальных бокалах, которые кто-то заботливо захватил на край света.

Тепло и спокойно было от их улыбок, от их силы, мужественности и уверенности в себе.

Этим людям  по плечу было сложное дело, их повседневный труд  был опасным и тяжелым. И это делало их особенными.

Старт, рывок и финиш золотой.
Ты упал за финишной чертой…
Ты на целый миг быстрее всех.
Мир, застыв, глядит на твой успех…
Ты на целый миг быстрее всех.
Всё быстрей…
Мчится время всё быстрей.
Время стрессов и страстей
Мчится всё быстрей.
Темп моей страны, моей земли.
Ждать мы ни секунды не могли…
Жизнь, ты все сложней, ты все быстрей.
Темп - наш современный чародей.
Бег рождённых молниями дней,
Век неутолённых скоростей****.

Фильм Алексея Германа  «Бумажный солдат»  передает удивительную эпоху.
Лента рассказывает о шести неделях жизни врача, который готовит отряды космонавтов в 1961 году на Байконуре к первому выходу в космос, о любви к жене и любовнице, об отношениях этих женщин между собою. А еще говорят, любви к любовницам не бывает!

Герман снимал фильм про космонавтов и Байконур, про первых «бумажных» космонавтов,  а снял об эпохе шестидесятых.

Конечно же, неслучайно на 65-м Венецианском кинофестивале лента взяла «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и премию «Золотая Озелла» за лучшую операторскую работу.

Я узнала всех - такие же красивые женщины, как в "Бумажном солдате" - со сложными прическами, в мехах и в элегантных нарядах,  летом -в туфельках- «лодочках» перепрыгивали грязь по деревянным тротуарам Нарьян-Мара и буровых, и такие же мужчины-  отчаянные и увлеченные, несгибаемые перед трудностями, в которых можно было влюбиться на раз-два.

Где работа- там была и любовь, которая ввинчивалась в судьбы людей как буровые долота*****, безповоротно, ослепляя  и сверкая алмазами.

Что же остается после? Построенные города.


* Песня.
Слова: М. Пляцковский
**Песня "Королева красоты"
исп. Муслим Магомаев, Музыка: А.Бабаджанян, Стихи: А.Горохов.


*** Песня.
Слова: М. Пляцковский

****Песня  "Темп" из фильма "Баллада о спорте".
Слова: Н. Добронравов.

*****буровое долото - шарошечное долото или лопастное долото — инструмент для бурения  скважин. Лопастные долота  оснащаются вмонтированными крупными кристаллами технических алмазов.





фото- банк обоев, благодарность Автору.

продолжение  4 Глава. "А что такое бриллианты?"
http://proza.ru/2023/06/13/33