Преступление без наказания

Ангелина Карымова
    Моя немецкая приятельница Эльфрида живет в городе Целле, Нижняя Саксония. Удивительной красоты город. Старинный, с характерной архитектурой, утопающий в зелени и очень уютный. Есть где походить и на что посмотреть. А недалеко от него расположен небольшой провинциальный городок Эшеде. С населением около 4 тысяч человек. Жил этот городок тихой, размеренной и привычной жизнью и сам того не желая, приобрел печальную славу, сродни Боденскому озеру. Эльфрида как раз в тот день, 3 июня 1998 года, была там в гостях у сестры. Это она рассказала мне о той страшной трагедии, которой в этом году исполняется 25 лет.
 
    А началось всё с простого усовершенствования. Дело в том, что скоростные поезда в Германии имели цельнометаллические колеса. Скорость у таких поездов 200 км в час. И при такой скорости любой рельсовый стык давал сильную и шумную вибрацию вагонов. Чтобы улучшить комфорт пассажиров и избавить их от неприятных ощущений и было сделано это пресловутое усовершенствование.

    В производстве были освоены и выпущены трехслойные колеса, в которых между внутренним и внешнем ободом был проложен резиновый амортизатор. Опробовали - работает идеально, ни вибрации, ни шума. И стали скоростные поезда в Германии гонять на этих колесах. Все довольны, забытой осталась лишь одна малость, а именно то, что внешний обод, опирающейся на резиновый слой, в процессе движения деформируется на изгибе и что даже металл со временем может "устать". К июню 1998 года поезда на таких колесах наездили уже 2 миллиона километров.

    Вот и в тот обычный июньский день скоростной поезд Мюнхен-Гамбург отправился по расписанию. На подъезде к Эшеде пассажиры первого вагона услышали странный хлопок, как от новогодней хлопушки. Это от микротрещины лопнул внешний обод колеса.А дальше начался ад. Верхняя часть лопнувшего обода пробила пол вагона, нижняя цеплялась за шпалы. И это при скорости 200 км. Колеса первого вагона,задев стрелку, перевели её на другой путь. Первый и второй вагоны стрелку проскочили, а третий начал движение по новому пути и стал разворачиваться поперек рельсов. Но и этого судьбе показалось мало. Всё произошло перед автомобильным мостом над путями и сошедший с рельсов первый вагон врезался в опору моста, которая переломилась, как спичка. Рухнул и сам мост, а вагоны стали складываться гармошкой. И заняло это всего несколько минут. Грохот и лязг стояли жуткие, а потом - тишина, невообразимая тишина вокруг. Но и она была недолгой. Из искореженных вагонов понеслись стоны, плач и крики о помощи.

   Надо отдать должное спасательным службам, они прибыли на место катастрофы очень быстро. Всё было организовано четко, задействованы были спасатели, пожарные, полиция, медики, военные, разнообразная техника, авиация. В аварии погиб 101 человек, самому младшему было 3 года, старшему - 82. Больше 80-ти было ранено. Многие навсегда остались инвалидами.

   Причину нашли быстро. К тому же выяснилось, что не было никаких дополнительных испытаний этих колес, не было никакого контроля за их эксплуатацией. Нашли и "стрелочников". Три человека - представители завода-изготовителя и немецких железных дорог- оказались на скамье подсудимых. Процесс шел ПЯТЬ ЛЕТ. и все пять лет пострадавшие и родственники погибших ждали и надеялись на справедливость.

   Все понимали, что погибших не вернуть, не возродиться утраченное здоровье, но кто знает, может справедливый приговор хоть как-то притупил бы боль утрат. И в 2003 году приговор вынесли - каждому из троих присудили по 10 тысяч  евро штрафа. 101 жизнь и 30 тысяч штрафа. Со стороны немецких железных дорог не было ни признаний своей вины, ни даже извинений. Протесты потерпевшей стороны ничего не дали.

   На месте трагедии установили памятный мемориал. Вокруг посадили 101 вишневое дерево. Каждый год в июне возле мемориала проходят траурные мероприятия. И ни разу на них не было представителей железных дорог. И только в 2013 году вновь назначенный железнодорожный босс приехал на панихиду и произнёс,наконец-то, те слова, услышать которые никто уже и не ожидал: "Простите нас. В этом есть и наша вина". Для этого потребовалось 15 лет.

   И опять июнь. Буйно цветут вишневые деревья, стела мемориала утопает в цветах. Горький и печальный "юбилей". Так и не затянулись душевные раны, не высохли слезы, не забылись те, кто сел в тот злополучный поезд, но так и не доехал. Не забылось ничего...

   А поезда теперь ездят на новых, усовершенствованных,тысячу раз проверенных колесах. Слишком большая цена за них заплачена.