Письма другу о воспитании. Письмо первое

Томас Твин
2009 г.

Привет, Михаил!
Прочитал твои материалы, посвящённые школьному воспитанию, и призадумался.
Насколько я понял, твоя концепция состоит в следующем:

        Каждый человек несет в себе некий замысел (проект индивидуального развития), смутно ощущая
        его интенции. Воплотить проект мешает давление социума и «темных сил» внутреннего мира. Однако
        им можно (и нужно!)противостоять. Оковы социума падут, если научиться выбирать свои идентичности.
        Буйство «темных сил» следует подавлять с помощью высоких нравственных ценностей.
        Эту войну на два фронта необходимо начинать школьником-подростком, доверив командование своему
        воспитателю (классному руководителю - КР).
        Последний сокрушит барьеры упрямства, установит с воспитанником доверительные отношения и
        обучит его работе с текстами - «высокими образцами», подобранными КР.
        Если ученик овладеет предложенными навыками, он гарантированно усвоит высокие нравственные ценности.

На мой взгляд, концепция напоминает довольно архаичную пастырскую модель воспитания - иерархическую, назидательную, догматическую. Подробнее напишу о ней в другой раз, а сейчас вкратце перечислю некоторые вопросы и замечания, возникающие при первом знакомстве с концепцией и ее реализацией.


    1.Не является ли загадочный «некий замысел» давно известным генотипом*, а воплощение «проекта» -
      фенотипом? Генотип детерминирует наши возможности и формирует нас во взаимодействии со средой.
      В ХХI веке ответственный воспитатель просто обязан учитывать генетическую детерминанту, чтобы не
      навредить своему подопечному и сформировать подходящие условия для развития (или торможения)его
      важнейших задатков. Однако традиционный подход стрижёт всех под одну гребёнку.
    2.Давно понятно, что на формирование фенотипа можно влиять, но как?
      Произвольно менять свои идентичности, как перчатки, нереально, поскольку любая личность в той или
      иной степени срослась с ними**. Молодым перемены даются легче, поскольку это «сращивание» еще не
      затвердело и у них больше точек бифуркации, в которых только и возможны серьезные изменения.
      Известны ли эти точки тем, кто претендует на «строительство» чужих личностей?
    3.Усмирение «темных сил» требует предельной осторожности. Еще З. Фрейд подчеркивал опасность
     (и бесперспективность!) подавления бессознательных импульсов и предлагал сублимировать их.
      Знаменитый биолог К. Лоренц называл хаос инстинктов основой всей психической деятельности***.
      Интенсивное и неосмотрительное вмешательство в их работу способно нанести психике непоправимый урон.
      Нужна хорошая профессиональная подготовка, чтобы современный экзорцизм не оставил после себя пепелище.
      Обычный школьный КР такой подготовки не имеет.
      Не имеет он и достаточной педагогической, филологической, управленческой подготовки, а также
      собственной высокой культуры и нравственности, чтобы нести ученикам Высокую Духовность.
    4.Хорошо бы уточнить, с какого возраста, согласно концепции, начинается «вдалбливание» нравственных
      ценностей. По-моему, младшие школьники настроены на учебу и их незачем «преодолевать».
      Сопротивляться натиску воспитателей начинают подростки (отчасти так заявляет о себе юношеская
      контрсуггестия, отчасти – бездумно растраченный учительский и родительский авторитет) Не стоит ли,
      наряду с совершенствованием «таранных» орудий, подумать о сохранении кредита доверия? Может статься,
      тогда и «таранить»-то не потребуется.
   
В общем, тема эта очень ёмкая, поэтому продолжу её в следующем письме.


=====================================================
      * Эту категорию сегодня признают даже образованные богословы и работать с ней удобнее, поскольку генотип
        изучен куда лучше, чем какой-то «замысел». Ежедневно обнаруживают все новые генетические
        предрасположенности к сложному поведению, которое мы классифицируем как нравственное или
        безнравственное. Не исключено, что со временем «нравственный закон внутри нас» обретет такую же
        определенность, как «звезды у нас над головой».
     ** Даже «атомарный» маргинал испытывает давление социума, если он общается со «своими» и смотрит
        телевизор. Даже асоциальному радикалу небезразлично общество, против которого он выступает
        (иначе бы не выступал).
    *** Он, в частности, доказывал, что дружба и любовь базируются на врожденном инстинкте агрессивности.
=====================================================