Балаган, да и только!

Светлана Куликова
  10 июня 2023 года, ушёл из жизни мой большой (во всех смыслах) друг, основатель и руководитель первого в Москве Театра ростовых кукол "Балаган", бессменный Дед Мороз из Кузьминок Витя Григорович.
Памяти светлого, доброго, удивительно жизнерадостного человека посвящаю эту публикацию.
Статья была написана в 2003 году по заказу журнала "Праздник".
Тогда-то мы и познакомились. И 20 лет поддерживали связь. Лично встречались редко, больше переписывались и разговаривали по телефону:
- Надо бы встретиться...
- Надо бы. Некогда сейчас, чуть позже...
Всё откладывали, откладывали...
Теперь уже не встретимся. Никогда.
Светлая память. Царствие Небесное.
               

                1. Игра в куклах

              Первый в Москве театр ростовых кукол родился у студентов института культуры в 1987 году. Отцом стал первокурсник Виктор Григорович, повивальной бабкой – заведующая отделом культуры Сокольнического исполкома, по совместительству преподаватель того же ВУЗа Светлана Ткалич. Нынче первенцу, которому дали замечательное русское имя «Балаган», стукнуло шестнадцать, и в куклы (а точнее – внутри них) играют уже дети первых актеров. В этом (2003 - прим. авт.) году «Балаган» представлял Россию на ежегодном карнавале в Ницце.

                2. Культура в подполье

               Чтобы попасть, как выражается Григорович, «на базу» театра, нужно спуститься в подвальчик старого здания кинотеатра у входа в Таганский парк. Тесно, душно, кругом тюки и свертки с костюмами и огромными кукольными головами. Виктор, больше похожий на отставного штангиста, чем на актера, режиссера и сценариста площадного театра, извиняется за то, «что культура у нас как всегда в подполье»...
                Говорят, театр начинается с вешалки. «Балаган» начинался с шатра шапито.
                Первокурсник института культуры Григорович по студенческим меркам был аксакалом. К двадцати годам успел получить профессию киномеханика, жениться, отслужить в армии, и родить сына. Может быть, поэтому ребята пошли за ним, а чиновница и педагог Светлана Константиновна Ткалич поверила в грядущий успех и предоставила новорожденному театру комнатушку в своих тесных служебных «апартаментах». Молодой коллектив делал все самостоятельно, включая спонсирование. В день выплаты стипендии Виктор лично обходил «балаганщиков» и собирал по пятнадцать (из тридцати) рублей «на театр».
                Купол шатра площадью около 300 квадратных метров сами сшили из сатина. Первую постановку «Сказ про Федота-стрельца – удалого молодца» Леонида Филатова, играли без кукол, (они появятся позже, в фольклорном спектакле «Петрушка») и, выступая на театральном фестивале в Твери, заслужили одобрение автора.
                Через год, в дополнение к шапито балаганщики набрали брошенных вагончиков-бытовок и соорудили некое подобие Луна-парка. Только «акцент» у развлечений был не западно-европейский, а российской: играли в различные игры, придуманные на основе русских традиционных – бабки, пристенок и т.п. Позже, в дипломной работе Григоровича, весь комплекс получил солидное название «Передвижной центр досуга».
                В конце восьмидесятых годов «Балаган» базировался уже в Люблино, под крылом директора местного парка Тадеуша Константиновича Гришкевича, а «центр» установили в ЦПКиО им. Горького, директор которого Киселев поддерживал, помогал и за шесть-семь бесплатных выступлений в месяц не препятствовал свободной работе «Балагана». Хоть и стоил билет всего рубль, но деньги какие-никакие появились, и Григорович смог, наконец, заказать почти профессиональных кукол. Купили аппаратуру, микрофон. А в творческих идеях недостатка никогда не было. Сценарии писали сами, придумывали персонажей, сами играли, записывали фонограммы.
                Два сезона отработали в Горьковском ПКиО, но затем «Балаган» выжили рэкетиры. Пришли крепкие пареньки и предложили делиться. Артисты предпочли уйти. Но материальная, творческая и кадровая основа «Балагана» была заложена.

                3. Живая душа всегда молодая

                Постановки «Балагана» имеют, как выразились бы строители, модульную структуру. Спектакль, продолжительностью 1,5 – 2 часа как бы состоит их небольших сценок, имеющих право на самостоятельное существование. Программы интерактивные. Показы перемежаются общением кукол с детьми. «Кот Леопольд и мыши», «Буратино и его друзья», пятнадцатиминутное сказочное выступление «По Лукоморью». Все это может существовать и отдельно и вместе в зависимости от отведенного времени.
                Так же и для взрослых. В программе «Шагают куклы по планете» герои попадают в разные страны, танцуют танцы и поют песни разных народов. Отдельные номера из этой программы – цыганский, ковбойский, восточный - идут в клубах и на вечеринках.
                Артисту работать в кукле проще, чем с «обнаженным» лицом. Не видно ни пол, ни возраст актера – удобно подменять друг друга, не нужны сложный грим и мимическая игра. В то же время работать в кукле сложнее, чем в обычном костюме. Требуется отменная физическая выносливость: головы персонажей довольно тяжелые. Необходимо отрабатывать особую пластику: у крупноголовых героев должны быть размашистые, «крупные» движения. Меняется обзор: артист внутри куклы видит сцену и зал совершенно иначе. Непросто персонажам постановок общаться друг с другом, когда их глаза находятся чуть ли не на полметра выше глаз актера. И, что самое главное, куклу нужно почувствовать и понять.
                Ольга Новоселова в «Балагане» с первых дней его рождения. Побывала и актрисой, и кукловодом. Она уверяет, что у кукол есть душа. Они могут сердиться, капризничать или, наоборот, помогать артисту работать. Казалось бы, выражение кукольных лиц задано мастером раз и навсегда, но, как уверяет Ольга, оно меняется в зависимости от того, кто там, внутри лица сидит. Среди артистов даже бытует мнение, что по ночам, когда никого на базе нет, куклы общаются между собой. Григорович, многократно ночевавший в подвальчике, уверяет, что ничего не слышал, однако факта мистических отношений артистов с куклами не отрицает.
                Уверен в этом и Алексей Крутипорох - мастер, изготавливавший всех персонажей «Балагана». Закончив очередную работу, он, прежде чем передать ее в театр, просит отойти всех в сторонку и о чем-то шепчется с куклой. Прощается.
                Ремонтируют кукол довольно редко, некоторые до пятнадцати лет без реставрации трудятся. Но моют, причесывают, приглаживают часто. В дело включены все – вплоть до родственников артистов. Мама Виктора Григоровича шутит, что должна бы уже получать в театре зарплату, да только до сих пор у балаганщиков энтузиазма и любви к своему делу значительно больше, чем финансов. Создавать творческий продукт и выгодно продавать его – это все-таки две разные профессии. Потому многие сотрудники театра имеют еще одно место работы – для прокорма. А «Балаган» – это для души.

                4. Швец, жнец, в дуду игрец и их дети

                Ольга Новоселова – художественный руководитель Таганского парка, Валера Дроков – сначала продавал ковры, а сейчас реставрирует старые машины... Святослав Глаголин-Гусев когда-то танцевал на сцене Пермского театра оперы и балета, а сейчас занимается частным бизнесом. Нина Юркина, согласно присяге, более 20 лет отдала Советской Армии, в качестве вольнонаемной выступая в составе ансамбля песни и пляски им. Александрова... Анатолий Волков, Игорь Фердман, Даже солидная администратор Зоя Ивановна Гаврилова, порой выходит на сцену... Что заставляет их «играть в куклы»? Вразумительно ответить никто не смог. Это как болезнь, причем, заразная. Целыми семьями играют. Григорович, шестнадцать лет назад заболевший сам и заразивший других, сейчас приобщает к игре своего девятнадцатилетнего сына Никиту. Ольга Новоселова – четырнадцатилетнюю дочь Машу. Семнадцатилетний Андрей Волков хоть и не собирается всю жизнь посвятить сцене, тем не менее, играет в «Балагане».Каждый в коллективе, что называется «и швец, и жнец, и на дуде игрец». В семье Гришуновых папа Дима – звукорежиссер, но, в случае необходимости, может превратиться в Богатыря. Мама Света – мастер по костюмам, но, если надо, станет Буратино. Восемнадцатилетний Денис готовится получить профессию программиста, а сам, порой, играет в кукле... Словом, диагноз: «Атипичное детство на всю жизнь».
                Как уверяет Ольга Новоселова, в этом диагнозе – залог здоровья. Душевного. Поэтому она мечтает создать детский театр ростовых кукол. Закомплексованный подросток, спрятавшись в своего персонажа, гораздо меньше боится сцены, публичных взглядов и постепенно раскрепощается. Плюс хореография, плюс музыкальное развитие... Короче, терапия от многих болезней, в том числе и социальных: некогда артисту в безделье по улицам болтаться.
   
                5. Во дворе - трава, на траве – зайка

                «Балаган» мобилен и непривередлив. Может работать и в залах, и в неприспособленных помещениях, и на улице. Приезжает в чистое поле, ставит свои конструкции, аппаратуру (при необходимости – с генератором тока) и работает. Это очень удобно для проведения корпоративных вечеринок, семейных праздников. Принимая заказ, стараются учитывать все: и возраст участников праздника, и социальное положение, и финансовую состоятельность. Не всегда, правда, удается учесть психологию заказчика.
                В очередной раз погрузив в личный транспорт кукол и аппаратуру, «Балаган» отправился за город, где предстояло веселить пяти-шестилетних ребятишек по поводу дня рождения сына владельца особняка. На просторной поляне у дома уже собрались серьезные папаши, окруженные телохранителями, дамы в модных нарядах и стайка малышей.
                Выгрузка больших красочных голов привлекла внимание хозяина. Он подошел к артистам, и молча смотрел, как ребята распаковывают реквизит. Затем, тоном человека, не привыкшего к отказам, потребовал... зайца. Григорович опешил. А как же выступление? Дети же ждут. Уже не юный, грузный и надменный папа на глазах превращался в капризного ребенка, требуя куклу. Он предлагал деньги, он даже сменил тон на умоляющий, выпросил-таки косого и, надев большеухую голову, «ускакал» на дальний край поляны в сопровождении шкафообразных телохранителей.
                Как артисты отыграли вечер без зайца, история умалчивает. Известно лишь, что без властного папы, весь вечер в образе зайчишки-трусишки бегавшего по кустам, ребята вели себя значительно свободней.
                Поздно вечером владелец особняка неохотно отдал заячью голову артистам, и долго смотрел уезжающим машинам вслед. Балаган, да и только!