Размышление при гробах

Вадим Ирупашев
       Во сне мне явился Ангел. Я не удивился. Это был мой Ангел-хранитель.
       Ангел-хранитель увлек меня за собой, и какое-то время мы парили над землей.
       Но что это! Похоже на кладбище, но какое огромное, ни конца, ни края ему нет.
       Ангел-хранитель нарушил молчание: «Сейчас ты узришь великое и страшное таинство, когда цари и простолюдины, властители и рабы, вельможи и воины, все стали прахом, одним пеплом, одним зловонием, одной гнилостью.
        Ангел-хранитель указал на одну из могил и сказал: «Здесь погребен великий царь. И мы видим, как он унижен. Подле лежит нищий, но ничто их не различает».
        Ангел-хранитель взмахнул крылом и могилы открылись.

       Для меня это было страшным зрелищем. Обвитые вокруг паутиной, в прахе лежали в гробах, освобожденные от плоти кости, непокрытые кожей зубы, черные как уголь черепа с пустыми глазницами. И кости великого царя не были славнее и красивее костей нищего. А от черепа царя исходило такое же зловоние, какое и от черепа нищего.
       Я вздохнул и спросил Ангела-хранителя: «Такое страшное уничижение ожидает всякую славу?»
       И  Ангел-хранитель ответил: «Царь ли кто, или нищий, во гробе один из них не выше другого. Поэтому, человек, не полагайся на богатство, оно останется здесь. И не полагайся на силу и власть, и это не пойдет за тобою во гроб».
       Ангел-хранитель подвел меня к соседним могилам и взмахом крыла открыл их.
       И то, что я увидел, заставило меня отшатнуться и прикрыть руками лицо свое.
       Из гробов исходило зловоние , кости усопших покрывала мерзость и гной, уста были полны праха, в глазницах нечистые черви.
        Ангел-хранитель дал мне время успокоиться и сказал: «Этот прах, лежащий в могилах, этот пепел, который ты видишь, эти сгнившие кости, прежде были телами юношей и отроковиц. И эту плоть, этот пепел, когда-то заключали в объятия и ненасытно лобызали. Этот гной и отвратительная влага, та самая плоть, в объятиях которой предавались греху. Лежащие  перед твоими глазами, сгнившие мертвецы, во время жизни своей, были видны, величавы и красивы, благоденствовали и наслаждались. Но все это стало брением и прахом, пеплом и зловонием. Знай же, что обнимая свою юную сожительницу, ты обнимаешь прах и тину. И когда ты возгораешься к ней любовию, предмет твоего вожделения всего лишь черви, пепел и смрад».
       Ангел-хранитель на какое-то время умолк и смотрел на меня с сочувствием. Но когда увидел, что страх, овладевший мной, почти оставил меня, продолжил: «Бесчисленные сонмы мертвецов тихо лежат в могилах. И нет у них гласа, нет чувств. И не может никто из них ничем возобладать и возвыситься перед другими. Всякая начальственная власть прекратилась, всякое самоуправство и высокомерие кончилось. И исчезла красота, пышность и слава, все обезображено, источено и черно как уголь. И изглажен в могиле всякий всякий возраст и невозможно точно сказать, старец в гробу или отрок. А друзья суетной учености лишены здесь ума, и всякий болтливый язык умолк. Вместе лежат в могилах враги и смешаны кости их».
       Меня охватили страх и отчаяние. Я с трудом сдерживал слезы.
       Ангел-хранитель, видя мое состояние, сказал: «Не обольщайся суетностью жизни. Не обманывай самого себя, будь целомудренным и верь, что есть суд во аде, есть нескончаемое мучение, безотрадная геенна, непрестанный скрежет, неусыпающий червь. Есть нелицеприятный Судия. И потому, не полагайся на богатство, оно не пойдет за тобой в могилу, не полагайся на красоту свою, она истлевает во гробе, не полагайся на ум свой, он превратится в  ничто. И уже скоро лежащие в могилах услышат глас трубы с небес, превосходящий всякий гром. И встанут из гробов мертвецы, во всех четырех концах Земли, и восстановятся они в своей плоти и дыхании своем, и будут собраны на суд. И Судия судий, славный Бог наш, отринет от себя грешников в огнь кромешный, бездну мучений, полную зловонного дыхания. А праведники, подвизавшиеся в добре, узрят очами своими царство небесное, и наградой им будет жизнь вечная, и райское благословение. И я, твой Ангел-хранитель, взываю к тебе, озаботься о часе, который подвергнет испытанию всю твою жизнь. Приготовляй себя к Суду Божию, удаляйся от греха, возненавидь суетный мир и оставь всякую мирскую радость, сродников, друзей, родителей, чад своих оставь. И предстань в этот судный час перед лицом Божием чистым, ничем несвязанным с греховным миром, рассыпь бремя грехов своих, пока еще есть время».

       Я проснулся. Лежал в постели, вспоминал сон.
       И было мне страшно. И впал я в уныние.
       Но вспомнил я последние слова Ангела-хранителя, обращенные ко мне: «Как бы ты не пожалел, что растратил, в нерадении своем, время, данное тебе для покаяния. Скажи: «Много я нагрешил, и нет мне прощения». Удались от греха и возненавидь оный. И тогда Бог с радостию примет тебя в свою обитель».
       И я был благодарен Ангелу-хранителю за назидание и урок.
       Но с грустью подумал я, что не просто мне будет, так вдруг, удалиться от суетной грешной жизни, и все силы свои и время отдать приготовлению себя к часу, когда предстану я перед судом Божием.
       Господи, будь милостив ко мне грешному, недостойному, вразуми меня неразумного, слабого, дай мне силы.