Повреждённые

Елена Де-Бовэ
Когда я училась в университете на историческом, то один из преподавателей задал мне вопрос о САМОСОЗНАНИИ РУССКИХ ЛЮДЕЙ. Почему оно такое рыхлое и неопределенное? Я тогда еще не читала Чаадаевские письма, в которых он как раз исследовал эту тему, сравнивая русских с западными людьми, но сказала, что Россия, как мне кажется, еще очень молодая и незрелая страна. Попала, так сказать, пальцем в небо.

Многие историки с этим согласны. Они говорят, что люди, живущие в России, не уверены ни в себе, ни в собственном мировоззрении и слабо идентифицированы в своей русскости по причине незрелости и молодости. Однако, если представить, что русам не 2 тысячи лет, а больше пяти тысяч (чем мы гордимся), то наша "молодость" становится весьма сомнительным достоинством и превращается в инфантильность взрослого человека.

С другой стороны, следует принять во внимание, что исторически народ России слишком долго находился в такой позиции, что его "русскость" презиралась и блокировалась. Русскими в дореволюционной России всегда были крестьяне (80% населения), а дворянский класс - источник культуры - со времен Петра был прозападным и жил в рамках западной культуры. Вот так и повелось, что мы в результате оказались и не западными, и не русскими. Мы стали ПОВРЕЖДЕННЫМИ РУССКИМИ.

Дворянская культура стала западной, а те отдельные дворяне, которые пытались воссоздать русскую культуру, не жаловались властями. Это были дворяне, которые писали в русском стиле музыку (например, композиторы "Могучей кучки"- Балакирев, Калинников, римский-Корсаков, Мусоргский) и книги (Лесков). Но это была всего лишь капля в море. В основном, те люди, которые занимаются и прежде занимались творчеством, работают в основном в рамках западной, а не русской культуры. Потому что русская культура не признавалась и не признается до сегодняшнего дня ни Западом, ни Россией. Так, мы оказались слабо идентифицированными - и не русские, и не западные. Без роду без племени.

То же самое было и в СССР: русские были не русскими, а советскими. И в огромном советском доме у них не было своего угла. РСФСР, - в отличие от всех других, - национальной республикой не считалась, а русское население, в отличие от населения других союзных республик, — не было носителем особой этничности. В бытовой повседневности большинство русских людей определяло себя только по отношению к государству. В 1991 году большинство русских (80%) своей родиной называло весь Советский Союз.

Русская национальная культура в СССР практически не развивалась. Националисты преследовались (например, Шукшин). В Советской России и в СССР в условиях интернациональной марксистской идеологии отрицались именно русские национальные корни и велась борьба с «русским великодержавным шовинизмом». Отказ от культурных основ русского народа стал во главе угла политики советской власти.

Ситуация в СССР нисколько не изменилась даже после того, как Сталин провозгласил "русский поворот" в культурной политике, который, однако, обошелся теми же самыми кокошниками, балалайками, военными патриотическими призывами, реабилитацией православной церкви и компанией с "Безродным космополитизмом". Казалось бы, власть пыталась восстановить «русскость», однако и в этом случае сработала формула "хотели как лучше, а получилось как всегда". И, в конце концов пресловутая "русскость" фактически стала синонимом советской многонациональной идентичности. Растворилась в ней.

Пробуждение националистического сознания в форме «национал-коммунизма» произошло в дни хрущевской "оттепели". Тогда это направление из официальной идеологии начало трансформироваться в национально-патриотическое государственническое течение внутри КПСС.

Русское националистическое движение в СССР послесталинского периода до Перестройки (1950-е — 1980-е годы) получило наименование «русская партия» и было представлено сотрудниками партийно-государственного аппарата (ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ), членами творческих союзов, включая патриотических писателей и диссидентами-националистами. Однако «Русская партия» была опознана властью как подпольная, диссидентская и оппозиционная.

Идеология русского движения включала в себя русский этнический национализм и антисемитизм. Кстати, именно антисемитизм был основой чувства общности и главным объединяющим фактором движения. К числу диссидентских кружков и групп, развивавших идеи русского национализма, относились писатели «деревенщики», члены таких культурно-просветительских клубов как «Родина» и «Русский клуб», подпольные диссидентские группы, включавшие «советских славянофилов», национал-большевиков и русофилов.

К числу основных фигур национально-патриотического направления диссидентства принадлежали такие деятели русской культуры ,как Владимир Осипов, Леонид Бородин, Геннадий Шиманов, Игорь Шафаревич, Василий Шукшин, Владимир Тендряков, Владимир Солоухин, Валентин Распутин. В наше время это направление глупо именуется "фашистским", хотя никакого отношения к означенному явлению не имеет.*
________
* Так недалекие люди "фашистом" называют единственного открытого националиста, героически отстаивающего основы русскости, Александра Дугина. Слово "национал" вводит их в ступор до такой степени, что они начинают буквально биться в истерике. Все это - результат темноты и оболванивания широких масс.
________

Запутавшиеся в собственной идентичности, абсолютно дезориентированные и не понимающие самих себя, потерявшие культуру, лишившиеся собственной национальной среды, русские люди о русскости знают теперь только понаслышке. Они понимают о себе самих ровно столько же, сколько понимают о них и обыватели западного мира. И теперь их национальным кодом стали жалкие символы, назначенные им западными идеологами - кокошник, балалайка и "Подмосковные вечера".

Илл.: Константин Васильев