фильм Бальзак 1999г

Иза Адова
"Единственный критик Бальзака - это Бальзак"

досмотрела на днях отличный фильм "Бальзак" 1999 года, с Жераром Депардье. фильм очень понравился, две серии по 2ч, всего 4ч. рассказывается о жизни французского писателя Оноре де Бальзака, у него в свое время читала роман "Шагреневая кожа", помню что мне понравился он. вообще как по фильму узнала, Бальзак был весьма плодовитым писателем и не смотря на смерть всего лишь на 51 году, написал очень много. так же интересно было узнать, что современниками Бальзака были такие писатели, как Виктор Гюго, Эжен Сю, Мюссе, Жорж Санд, Дюма-отец. в Википедии еще прочитала, что Бальзака очень любил молодой Достоевский и именно он перевел первый роман Бальзака на русский язык. так же Бальзак неоднократно бывал в России. в общем, фильм отличный, смотреть однозначно стоит.

поняла, что фильмы надо смотреть с блокнотом и ручкой. не прошло и 20 минут фильма, как я обратила внимание на две реплики, которые надо бы записать, не записала. после того, как услышала еще одну цитату, которую стоит записать и поняла, что первые две уже не помню, поставила на паузу и взяла блокнот с карандашом. хотелось вернуться в начало, что бы записать те две цитаты, что забыла. не вернулась. я очень редко что то пересматриваю, время слишком ценно и дорого. очень правильное решение было взять блокнот, фильм наполнен цитатами, которые хочется заучивать, цитировать и я их таки записала, ура. правда это конечно отвлечение от самого процесса просмотра, но что делать, я не могу упускать важные и значимые слова. как одна из реплик Бальзака в фильме: "Слова - это самое прекрасное, что может подарить писатель".

"- Литература мешает тебе любить меня.
- Литература мешает мне даже жить".

Жерар Депардье очень подходит на роль Бальзака, в начале он правда отталкивал, такой большой и неприятный, но потом ничего, присмотрелась, вслушалась. несколько линий важных идет по фильму, отношения Бальзака и его матери, отношения Бальзака и его любовницы Лауры де Берни, которая была старше его на 23 года и поддерживала его советами и деньгами, что бы он мог беспрепятственно писать. отношения с Лорой де Абрантес, это цитата что сверху про литературу из их разговора с Бальзаком. забавен момент, когда Бальзак увлеченно заигрывает с Лорой и щекочет ее перышком, а потом вдруг встает и быстро выбегает из комнаты со словами, что надо писать, срочно надо писать, пришла идея, мысль, идут слова. убегает. конечно Лора оскорблена. и потом она говорит Бальзаку такие слова: "Ты не создан для литературы". но все это пустое, человек связавший свою жизнь с литературой, с искусством приобретает иммунитет к подобного рода высказыванием даже самых близких людей. еще один момент, ссора Бальзака и его матери. мать кричит Бальзаку в закрытую дверь, если я сделала тебе больно, прости. Бальзак выходит и спокойно ей говорит: "Уже давно ты не причиняешь мне боль, уже давно ты не заставляешь меня плакать, моя бедная мать".
фильм начинается с момента, как маленький Бальзак радостно бежит к матери, которая приехала его проведать во время учебы, а та отстраняет его рукой. и говорит, ты не достоин объятий, ты слишком плохо учишься. и несмотря на то, что фильм заканчивается словами Бальзака, уже умирающего, в бреду, что он всю жизнь делал всё ради того, что бы его мать похвалила его, что бы она его любила, мне кажется что Бальзак внутренне был свободен от своего несчастливого детства и материнской недолюбленности. слишком умные и глубокие слова он произносит об этом в фильме. он перерос детские обиды и как мне показалось принял тот факт, что мать его не любит и не понимает. он перестал в этом нуждаться. его слова к матери: "Ты не любишь меня, и каким бы я не был ты все равно не любила бы меня". забавно, когда он размышляет о нелюбви матери к нему и думает, что может быть это психическая болезнь или помешательство, на что врач говорит ему: "Нет, ваша мать не сумасшедшая. Она просто злая."
еще момент, когда Бальзак пишет и случайно роняет свечу, начинается пожар в его кабинете, заходит мать и говорит что то про дорогие портьеры, как хорошо, что они не пострадали. Бальзак говорит о том, что пострадали или/и могли пострадать его рукописи. на что мать отвечает, ну и что, ты напишешь еще, а портьеры жалко, они дорогие. тогда Бальзак прогоняет ее со словами: "У меня никогда не было матери, а теперь ты мой враг". это очень глубоко и психологично, именно наши самые близкие люди подчас наши самые жесткие критики и без преувеличения - враги. здесь хочется привести цитату Наполеона Хилла из книги "Думай и богатей!", про эту книгу писала здесь https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_7971 :

"Особенно избегайте откровенничать о своих делах с родственниками и друзьями. Это именно те люди, которые подставят вам подножку там, где вы и не ожидаете. Как показывает жизнь, родственники и друзья - самые большие скептики относительно того, что делают их близкие. Они буквально завалят вас насмешками или советами, которые противоречат один другому. Вы не представляете себе, как много судеб оказалось исковерканными только потому, что мужчины и женщины всю жизнь жили с комплексом неполноценности из за того, что близкие (действующие, конечно же, из лучших побуждений) постоянно разрушали их веру в себя."

почему это происходит, большой вопрос. скорее всего родственниками становятся те люди, что из жизни в жизнь ненавидели друг друга и всегда были антагонистами, врагами. их связывают родственными узами, и даже если они разойдутся по жизни и никогда не будут общаться, эту связь не убрать, кровную. не знаю для чего это дается, может быть для того, что бы мы учились терпению и принятию другого склада людей. к примеру, если взять тотемы, образы животных, сын будет допустим Котом, а мать Крысой, они всю жизнь будут грызться, ненавидеть друг друга, но тяготиться виной и др. сложными чувствами, так как общество говорит нам о том, что мать и сын должны любить друг друга. но весьма редко это и правда так. это другая большая тема, здесь не буду в это углубляться. скажу лишь, что прекрасно показано на примере отношений Бальзака и его матери, как это часто происходит в жизни. ненависть, вражда между близкими людьми, непонимание, и Бальзак делает верный выбор, он не требует ничего от матери (ну кроме разве денег иногда), не ждет от нее признания и похвалы, только в конце, уже в бреду, что то говорит об этом. не думаю, что это было целью его жизни. Бальзак мечтал о славе, о деньгах, о счастье. с материнской нелюбовью, как мне видится он примирился и отдался полностью своей работе - писательству.

отношение к Бальзаку его некоторых современников, что не признавали его талант, отношение его матери к нему, слова Эвелины Ганской о том, что он расточителен и не умеет вести дела, много раз его начинания заканчивались провалом, все это меня наводит на еще одну цитату, но уже Сергея Довлатова, вот она:

"Всем ясно, что у гениев должны быть знакомые. Но кто поверит, что его знакомый — гений?!"

это цитата просто на все времена. люди в близком окружении никогда не видят (а может и не хотят видеть) таланта и гения их близких или/и знакомых. они смотрят в упор и не могут отдалиться и взглянуть на человека, его творчество в целом, без лишних эмоций. слова матери Бальзака о том, что она думает о том почему он написал то или иное место в его романах, ищет материальные или психологические причины в его сюжетах. она не видит романа в целом. она не воспринимает его, ни романа, ни самого Бальзака. а к тому времени Бальзак стал уже именитым писателем, его читали во всем мире. да, он по прежнему испытывал финансовые затруднения, имел долги, жил не по средствам, но это не умаляет его таланта, его гения. большой человек не в состоянии заниматься маленькими делами, а маленькие люди судят только по маленьким делам. они не умеют иначе. что с того, что Бальзак написал романы, что будут жить вечно, ведь он имел долги, был толст и плохо пах. маленькие люди рассуждают так.

мне очень понравилась небольшая линия фильма со Стендалем. Стендаль тогда не был знаменит, его никто не читал, но он был немного старше Бальзака. Бальзак узнал Стендаля и выразил свое восхищение его работами. вот некоторые реплики Стендаля из фильма:

"Мои книги пусть непонятые и непризнанные переживут меня. Литература сильнее смерти."

"Если вы боитесь смерти, то это еще одна причина вернуться к написанию романа, чего бы вам это ни стоило. Роман, месье Бальзак, это единственное, что может бросить вызов и смерти, и времени."

это слова истинно гения. мнение людское, финансовые трудности, это всё имеет значение, но преходяще и тленно. роман - вечен, литература - вечна, пока будет жить этот мир. пока люди не разучатся читать. хотя может быть и такое, но думаю всё равно останутся единицы, которые не откажутся от чтения и книг. а это значит писатель обретает бессмертие, он уже будучи мертвым разговаривает с живыми и делится своими лучшими мыслями. я искренно считаю, что хорошая книга может заменить многочисленное, но пустое общение с современниками. оставить маленьким людям их маленькие дела и пойти на глубину, в большие воды, чаще это означает посвятить себя чтению нежели общению с кем либо. хотя это не говорит о том, что нет достойных собеседников. это как опять же из стиха Саши Черного, надо быть упорным, друг мой, и искать.

интересна конечно линия с Эвелиной Ганской, которая потом стала женой Бальзака. но отношения эти были весьма странны. много лет на расстоянии, она в России, он во Франции. ожидание смерти ее мужа, потом ожидание решения вопроса с наследством. а потом, когда вроде как можно пожениться и быть вместе, Бальзак умирает. мда. тоже прекрасный сюжет для романа. вечное ожидание. очень кстати понравились актрисы, Эвелина Ганская, которую играет Фанни Ардан, и мать Бальзака, которую играет Жанна Моро, как красиво можно стареть! чудо просто. про Ганскую, сначала хочется ее осудить, она тянет время и не торопится переезжать во Францию и становиться женой Бальзака. такая вся рассудочная и меркантильная мадам. но стоит задуматься, а в чем ее собственно можно обвинить? она уже взрослая женщина, она привыкла жить богато, она не хочет терять свои земли (при браке с иностранцем все ее имущество отошло бы государству). она долго размышляет, ищет выход. сперва она ждет наследства, потом она находит такой закон, что можно имение передать уже взрослой дочери и тогда выйти замуж за Бальзака, так она и делает. еще она переживает о здоровье Бальзака и не хочет становиться его сиделкой, и почему нет? по мне это весьма правильная и логичная мысль. да только в жизни так оно и вышло, не успели они пожениться, Бальзак заболел, и Ганская стала больше не женой, а его сиделкой. в общем, была изначально мысль ужаснуться ее меркантильностью, да как она может, а любовь и бла бла бла, но Ганская права. единственно что, их время с Бальзаком безвозвратно ушло. и если она и правда его любила и хотела с ним быть, то она в погоне за наследством, в долгих раздумьях, упустила это время. но это ее выбор. на эту тему тоже можно еще порассуждать, но уже не здесь.

цитаты из фильма:

"У нас двойное сходство - знатность и долги" (слова Бальзака Лоре де Абрантес)

"Я пишу так много, что хотя бы одна или две книги станут бессмертными."

"Меня ничто во мне самом не удивляет. И ничто не должно удивлять и вас."

"- Бальзак тоже борется, все писатели борются.
- Но где же враг, где?
- Он везде. Его имя невежество, глупость, безразличие. И чтобы бороться с этим люди придумали литературу." (слова Виктора Гюго Эжену Сю)

"В жизни как в любви, чем ближе конец, тем меньше иллюзий."

"Вся моя жизнь - череда неудач."

"Деньги никогда никому не принадлежат. Это Бог дает нам всем взаймы."

"Роман интересно читать, а не писать."

"Вся Россия - это затерянное захолустье."

"Больше нечего просить у жизни кроме самой жизни."

"- Вы думаете, что ангелы существуют?
- Да, потому что надо, что бы они существовали."

цитаты из романа "Шагреневая кожа":

"Вопреки тому внутреннему голосу, который, вероятно, поддерживает даровитых людей в их борениях и который кричал мне: "Смелей! Вперед!"; вопреки внезапному ощущению силы, которую я иногда испытывал в одиночестве, вопреки надежде, окрылявшей меня, когда я сравнивал сочинения новых авторов, восторженно встреченных публикой, с теми, что рисовались в моем воображении, — я, как ребенок, был не уверен в себе. Я был жертвою чрезмерного честолюбия, я полагал, что рожден для великих дел, — и прозябал в ничтожестве. Я ощущал потребность в людях — и не имел друзей. Я должен был пробить себе дорогу в свете — и томился в одиночестве, скорее из чувства стыда, нежели страха."

"Приговор, вынесенный светом, стоил мне горьких слез. Но это испытание принесло свои плоды. Я решил отомстить обществу, я решил овладеть душою всех женщин; властвуя над умами, добиться того, чтобы все взгляды обращались на меня, когда мое имя произнесет лакей в дверях гостиной. Еще в детстве я решил стать великим человеком, и, ударяя себя по лбу, я говорил, как Андре Шенье: "Здесь кое-что есть!". Я как будто чувствовал, что во мне зреет мысль, которую стоит выразить, система, достойная быть обоснованной, знания, достойные быть изложенными. О милый мой Эмиль, теперь, когда мне только что минуло двадцать шесть лет, когда я уверен, что умру безвестным, не сделавшись любовником женщины, о которой я мечтал, позволь мне рассказать о моих безумствах! Кто из нас, в большей или меньшей степени, не принимал желаемое за действительное? О, я бы не хотел иметь другом юношу, который в мечтах не украшал себя венком, не воздвигал себе пьедестала, не наслаждался в обществе сговорчивых любовниц! Я часто бывал генералом, императором; я бывал Байроном, потом — ничем. Поиграв на вершине человеческой славы, я замечал, что все горы, все трудности еще впереди. Меня спасло беспредельное самолюбие, кипевшее во мне, прекрасная вера в свое предназначение, способная стать гениальностью, если только человек не допустит, чтобы душу его трепали мелочи жизни, подобно тому как колючки кустарника вырывают у проходящей мимо овцы клоки шерсти."