Казачья утопия Лагутова в критике современников

Владимир Лагутов
Документальное воспоминание участника Большого Круга и его критика теми, кто там не был, опубликованные в Новочеркасских ведомостях №5 (14) 1990 года.

Казаки "Спасай Россию"
или Владимир Лагутов и его казачья утопия

1. «СЛАВА КПСС» МЕНЯЕТ ФАМИЛИЮ
При всей моей симпатии к защитнику рек Российских и рыбы в них, а затем и нас с вами, но уже на этот раз — от вытащенных из нафталина и «проклятых организаций Объединенных Наций», «догм Сиона» — при всей моей прежней симпатии и уважении к народному депутату Владимиру Лагутову и к его неунывающей активности, (а также при всей своей симпатии к моим предкам-казакам) — не могу избавиться от чувства страха перед последними «произведениями» его и его соратников, новоявленных спасителей Дона и России. «Произведения» вышли в моей газете «Мелиоратор», слегка причесанные (сокращенные) ее редактором и снабженные небольшим сердитым комменатарием. Насколько точно казак Лагутов выразил мнение Большого казачьего круга города Новочеркасска - судить тому же кругу. А мне приходится судить об этом «органе спасения Руси» по материалам, выполненным в виде программных документов.
Скажу сразу. Многое из программы «ВКК» принимаю с энтузиазмом — но для того, чтобы выполнить положительные ее пункты вовсе необязательно быть апологетом донского казачества, достаточно просто здравого смысла.
Начнем сначала. Казачество погибло. Погибло неестественной,  мученической смертью. Но так или иначе это была смерть.
Мы же снова идеализируем — мы не можем иначе. Всe, что угодно, достаточно удаленное от нас - исторически или пространственно

Где он, золотой век? Ау, древние спартанцы, атланты, афиняне, инки, казаки! Ау. ностальгия по застойным временам, по батюшке царю, по революционной диктатуре, ко любой - подвернувшейся твердой руке (а казачья демократия тоже была не столь уж демократична!), ау, примитивные демократии прошлого и сомнительные демократии заморского настоящего! Нам нужна твердая почва ваших догм, ничего у нас не придумывается, кроме такого родного и привычного "Делай, как все" и «Долой непохожих!» ...
Что ж давайте откроем вновь — Америку, Атлантиду.. Войско Донское, Казачью вольницу, старую скрыню. Вновь изобретем — колесо, велосипед, сионизм, черта, дьявола, нового врага .. Вновь сотворим кумира - из самих себя, будем молиться - На себя,  кричать  «Става  казакам!» вместо «Слава КПСС!», Ничего похожего на прежнее Донское казачество у нас не выйдет.  Нельзя два раза войти в одну и ту'же реку»...

2.  «ШАШКИ НАГОЛО!»
Предвижу толпу «казаков» и «казачек», прошедших военно-патриотическое воспитание в духе «колыбели воли на Руси», спокойно (?) решающих, кому есть место, а кому его нет на Донской земле. 
А ведь если судить по первоначальному тексту «казачьих документов» Вычеркнутая редактором «Мелиоратора» одна из самых характерных фраз звучит так: «Казачья интеллигенция. И иной нет места на Донской земле. Ибо ей... восстанавливать традиции военно -патриотического воспитания на основе ... любви к матушке России и батюшке Тихому Дону».
«.. Нет места На Донской земле». Если кто-то подумает, что это случайно, что такие настроения «не пройдут в народ» напрасно. Потенциал ненависти, накопленный за долгие годы, вызванной перекосом в воспитании наших «народных масс», столь велик, что пробудить эту, действительно, запрограммйрованную ненависть, указав очередного врага, можно несколькими немудреными фразами. И не только у людей, не любящих или не умеющих мыслить.

Вот один из примеров: вполне образованный и даже пишущий неплохие стихи человек, один из новых самозванных «атаманцев», совсем недавно заявил моей подруге: «Тебе — не место на земле. Ты — авангардистка, ты слишком элитарна. Таких наДо уничтожать первыми».
Итак, шашкн наголо, очередные спасители земли русской! Первые — названы. А вы — не боитесь оказаться в числе вторых?

3. ШИЛО НА МЫЛО
Ну никак не можем мы по человечески, «кто во что горазд» (в положительном смысле слова), не запрограммированы мы на разнообразие, на всеобщую непохожесть! Все у нас - наперекосяк, с уклоном и перегибом, с надрывом в сторону стадного коллективизма и кровавой воли большинства: строим ли «коммунизм» — обязательно бей несогласных, спасай человечество от чумы империализма, возрождаем ли общечеловеческие ценности - ату коммунистов! Реставрируем ли культуру казачества — даешь Донскую республику, государство и никак не меньше, и опять же — «несогласных долой», и опять — те, кому не хватило Места, кому тесно в «казачьей вольнице
— мусор на пути историй?

4. ГДЕ ТАК ВОЛЬНО ДЫШИТ ЧЕЛОВЕК?
...Как все-таки недалеки и глупы еще мы с вами, люди-человеки. братья и сестры, казаки и казачки, сыны снегов, сыны славян (а также и других народов)! Все ищем, ищем свое эльдорадо, золотой век, землю обетованную, страну, «где так вольно дышит человек»! Ищем в настоящем, будущем и прошедшем, в глубинах Истории и в других мирах!
А царство-то божие внутри нас, воистину. Да только там же, рядышком, и геенна огненная, свалка мерзопакостная. Вот и выбирай, шевели мозгами, душой работай, семь раз отмерь, а рукам воли не Давай, а то руки все резать да рубать тянутся..

5  БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ!
И вот в связи со всем этим, братья-казаки да сестры-казачки, у меня возникла новая и славная идея А что бы нам. Славяне, не отринуть ко всем святым пришлую с Сиона Христианскую церковь, да заодно и казачество
— а ну его совсем к богу в рай! — да не вернуться ли к нашим древним славянским богам — к Перуну, Даждьбо-гу, Стрибогу, Велбогу, Роженице и иже с ними?
Тоже — и демократия была еще та, и экология, в порядке — ни тебе АЭСов, ни прогрессов, ни конгрессов, ни, «Слава КПССов», ни всяких прочих стрессов! И с соседями в мире-торговле жили не тужили, и по америкам не шлялись - не шатались, и за зипунами в чужие земли Не ходили.
То-то уж раздолье был-то, живи — не хочу! И чего нам было рыпаться, воевод в князей превращать, да на свою шею сажать, да в Византийскую каюалу лезть
Эх, старина. Сладка медовая жизнь была. Не вернуться ли? А что братья славяне, анты да россы, кривичи да древляне, пробьемся?
С.Агеева