Игра в школу миниатюра

Валентина Будникова
Игра в школу
(миниатюра)

«…бывало, кукол в ряд сажу,
За них диктанты напишу.
У всех были тетради, ручки…»*

Желание обучаться и обучать - это моя особая страсть. С детства я мечтала стать учителем, в строках своих сочинений вознося эту профессию до небес, и вопрос о будущем пути после школы никогда не стоял передо мной. Судьба словно вела меня за руку, предопределяя мой путь.

 Не помню, чтобы до поступления в школу кто-то обучал меня чтению. Как-то вдруг, в шестилетнем возрасте, к этому пробудился интерес сам собою. Первым художественным текстом стал рассказ «Филиппок», который открыл для меня волшебный мир слов и предложений, словно таинственный ключ к сокровищнице знаний.

Технология самообучения чтению, кажется, растворилась в тумане времени, оставив лишь неясные очертания. Помню, как долго я разбиралась со значением выражения «или ты немой». Субстантивированное имя существительное «немой» воспринималось мной как местоимение с отрицательной частицей «не», что нарушало логику текста и вызывало путаницу. Мой внутренний самодовлеющий человечек, как маленький исследователь, не всегда мог самостоятельно найти ответы на все вопросы.

Вспоминаются также игры «в школу», где  всё строилось на  воображении. Детская комната превращалась в класс, а я становилась учителем. У меня были воображаемые ученики с настоящими именами и фамилиями. Среди них -  "отличники", "двоечники". Фамилии «первоклассников», действительно, не выдуманы. На столе стопки исписанных тетрадей, их дарят мне для игры педагоги, живущие по соседству, зная о моих склонностях к профессии учителя. Каждая страница тетрадей детально изучена. Веду мысленный разговор с невидимыми учениками -  старательными и нерадивыми. Заведен классный журнал, контроль текущих оценок... В будущем мне почему-то доверят проверять тетради. Буду помогать в этом родственнице, учительнице начальных классов. А своим настоящим ученикам стану объяснять, что ученическая тетрадь - их главный документ, по которому можно многое о них узнать.

Игра захватывает… и не только детей.  В этом потоке  вижу  всю свою родню:
тёть, бабушек, их внучек, младших сестрёнок и братишек.
 А ещё соседских девчонок и мальчишек.

 Младшие сестра с братом действительно до школы обучались чтению и письму под моим руководством. А далее была «предуготовлена» участь всех соседских ребятишек: девчонок и мальчишек. Летние веранды не один год переоборудуются  под класс.  Пребывать в безделье и праздности даже в долгих каникулах некогда: все под началом, присмотром «новоиспечённого» учителя устраняют пробелы в знаниях. Я была для них учителем-самозванцем, обыкновенной ученицей, а соседская детвора пыталась поначалу громко отстаивать свои права на лето и свободный отдых. Однако тщетно... Родители,  заинтересованные в знаниях своих детей, были на моей стороне, поддерживали полезную «игру в школу» и помогали поутру усаживать своих «чад» за импровизированные парты в переоборудованных под школу летних верандах, где доской служила входная дверь, всегда испещрённая мелом. По долгожданному звонку колокольчика уроки заканчивались, и мои ученики врассыпную разбегались праздновать своё быстро уходящее, заслуженное вот таким самоотверженным трудом лето.

До сих пор я не понимаю, почему игра из моего детства была такой успешной. Но, возможно, мой будущий учитель уже тогда обладал особым даром организатора. "В начале своей карьеры" он интуитивно выбрал верный путь: использовал активные методы обучения, вовлекал всех участников образовательного процесса в творческий игровой поток, взаимодействие и сотрудничество.

У. Шекспир когда-то сказал: «Весь мир - театр, и все мы в нём актеры!» В моей жизни детская игра «в школу» переросла в ответственную и серьёзную работу длиной в сорок два года (стаж педагогической деятельности).               



 ***
«Наверное, у каждого из нас есть такое место, куда мы стремимся возвратиться и возвращаемся часто, увы, только в мыслях /…/,
где мы впервые и неожиданно осознали себя личностями, где научились мечтать и загадывать своё будущее…»
Г.А. Естамонов, кузбасский писатель.


* https://do.s-ba.ru/files/articles/СаранчинаА.В.эссе.pdf