Жизнь российская Книга-1, Часть-1, Гл-143

Анатолий Цыганок
Глава 143

"Жизнь прожить – не поле перейти"
Прописные истины и правда жизни



Чем больше нам дано, тем больше мы желаем.
(Луций Анней Сенека)



– Ну что, Василёк, посидели? помолчали? Теперь досыпать будем? Часик до подъёма остался. Полежим чуток. Покемарим немного. А там и встанем уже. Мордашки свои мятые помоем… Зубки почистим… Чайку попьём. Ну и тому подобное…
– Не думаю, что я усну. Весь на нервах. Колотит всего. Давай лучше посидим, поговорим. Может, успокоюсь. А то на работе исполнять свои обязанности не смогу.

– Хорошо, милый. Давай посидим. Давай поговорим. Как скажешь.
– Ух, какая ты у меня сметливая. С одного слова мужа понимаешь.

– Конечно. А как же иначе. Мы же с тобой одно целое.
– Вот-вот. Целое. Мы же муж и жена. А муж и жена одна сатана. Хи-хи…

– Вася! Васенька! Василёк, милый мой… Не хихикай, пожалуйста. А то всё наше оставшееся прохихикаешь. Я всё чаще и чаще стала задумываться о том, как мы с тобой живём, как мы существуем, как бедствуем, как страдаем. Оно само в голову лезет. Силком оно туда, ненаглядный мой, впихивается. Нахальным образом. Почему? Сама не пойму. Не могу этого понять. То ли умишка моего не хватает, то ли рок такой злой нас с тобой преследует, то ли ещё что коварное происходит. Всё вроде бы ничего, драгоценный мой, но как-то не получается у нас с тобой, дорогуша, получить то, что мы желаем, что мы хотим. Сколь ни стараемся… сколь ни стремимся к этому… Сколь ни бьёмся, как рыба об лёд. Сколь ни… Сколь ни… Сколь ни… Как сказать-то…

– И что?? – зло перебил Кульков супругу. Ему показалось, что в его огород камни и палки летят. Ему подумалось, что жена его одного винит во всём этом их неблагополучии.

– Как это и что?? Ничего!! Работаем мы, Василёк… работаем… и никак мы с тобой не заработаем… чтоб считать себя людьми обеспеченными и состоятельными.

– Ну да. Пашем. Как те кони… Как те лошади… В поту трудимся… – успокоился Василий и с нежной благодарностью, что Тонечка ни его проклинает, что это не из-за него такое происходит… ласково глянул на жену. А потом ещё и поцеловал её крепко.

– Вот-вот, любимый. Пашем, Васенька… пашем… как проклятые… И ты… и я…
– Йес! Как французы говорят. Ой, не французы, а эти… англичане с мериканцами.

– Желаем, Вася… желаем… а желания наши никак не исполняются.

– Конечно. Ясен пень. Они же все разные, желания-то… Вот что про это говорил Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах. «Сад Эпикура» на эту тему он даже написал. Вот какой он умный!
– Ну-ка! Ну-ка! Расскажи, что он там говорил, Эпикурчик твой. Интересно мне.

– Слушай. Вот его здравые мысли: «Среди желаний наших следует одни считать естественными, другие – праздными, а среди естественных одни – необходимыми для счастья, другие – для спокойствия тела, третьи – просто для жизни».
– Ого! Просто и понятно! Молодец, товарищ Эпикур. Хвала ему и почёт.

– А вот ещё одно высказывание: «Желание снискать почтение других за то, что совсем не составляет человеческого достоинства, – это тщеславие». Это Иммануил Кант сказал, немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения.
– Здорово! В яблочко попал, Иммануильчик! Слава товарищу Канту!

– «Удвоенное желание есть страсть, удвоенная страсть становится безумием».
– Ого! Прекрасно! А это уже твои слова, милый мой?

– Нет, дорогуша. Не мои. Не я это написал. Это Продик, древнегреческий философ, один из старших софистов времён Сократа, младший современник Протагора.
– Что ж… Ладно. Пусть так будет. Продик – так Продик. Тоже умница. Как и ты.

– «Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного».
– А это кто? Ты? Или не ты?

– Это Овидий. Если быть точнее, то Публий Овидий Назон, древнеримский поэт.
– Тоже умница. Но ты тоже иногда желаешь недозволенного, когда стремишься к запретному. Или… или не права я…

– Права, милая. Права! Очень даже ты права. Есть у меня такой грех… Не буду этого отрицать. Умею я иной раз так сказать, что аж самому страшно становится.
– Ну и ладно. Ничто человеческое нам не чуждо. Какие мы есть – такие и есть.

– Спасибо, моя дорогая Тонечка, что ты меня поддерживаешь, что ты на моей стороне, что не гнобишь меня за мои грехи. Ох… грехи мои тяжкие…
– Ничего, Васенька. Вместе мы их отмолим, грехи твои. Не беспокойся. И ничего не бойся. Мы это вместе сделаем. Ты и я. Чистеньким будешь. Чистейшим. Как только что родившийся ребёночек. Как человечек маленький и светленький. Как дитя розовенькое и счастливое. Как… как… как… Ну ты понял. Чего тебя учить. Чего тебе разжёвывать.

– Ого! Ты, Тонюсик, как Матросов на амбразуру кидаешься, чтобы меня защитить. Все бы так поступали. Все бы люди, в стране нашей живущие. Но, к великому сожалению, разные у нас у всех желания. «В желании выражается сущность человека».
– Вот-вот! Разные у всех желания! Правильно ты мыслишь. Золотые слова.

– Это, дорогуша, не мои слова. Я ещё до такого не додумался. Это сказал Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения. Давно он, правда, жил. В тысяча шестисотых…
– Верно подметил этот товарищ Спиноза, этот философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения. Вероятно, он, Спиноза этот, хорошо людей знал и их жизнь грешную. Тоже умница, как и ты. Он, однако, спинным мозгом это чувствовал.

– Ну да. Может, и так. Спинной мозг тоже иногда полезен. А вот слова Франсуа Ларошфуко: «Мы редко до конца понимаем, чего мы в действительности хотим». Он тоже давно жил. Тоже в тысяча шестисотых… Он, Тонюсик, очень знаменитый французский писатель, автор многих сочинений философско-моралистического характера.
– Ну конечно. Всё так. Он тоже прав. Как и ты. Как и мы. Мы тоже не понимаем, чего мы хотим. Хотя… мы хотим жить нормально… по-человечески… не от зарплаты и до зарплаты… Не от… Не от… Не от… Фу-ты! Голова уже ничего не соображает.

– Точно! Ты права, Тонечка! Ты всегда права, моя милая. Сейчас продолжу твою гениальную мысль. Не от пенсии и до пенсии!! Так мы живём. А вот ещё…
– Ну всё, Вася!! Харэ! Достаточно уже. Хватит философствовать.

– Не торопись, моя благоверная Антонина. Много ещё на свете мудрых слов. А их нельзя забывать. Никоим образом. Им следовать надо. Жизнь нашу улучшать, улучшать и снова улучшать. А ещё нам всем надо учиться, учиться и учиться. Как нам всем завещал великий Ленин Владимир Ильич, вождь наш. А он был очень умным и мудрым. Мудрость, проверенная временем, никогда не оставляет равнодушными людей, пытающихся найти глубокий смысл жизни. Поняла? Это я про нас с тобой. Мы с тобой не равнодушны, как некоторые. И мы не расквашиваемся перед трудностями. Мы не пасуем, Тонечка моя дорогая. Не прячемся по углам. И за спинами других не стоим, не отсиживаемся в углах тёмных. Мы вперёд идём. Мы настойчиво и целеустремлённо шагаем в светлое будущее. Мы доброе дело делаем. И мы всегда должны искать этот смысл жизни! Мы обязаны!
– Я не спорю, Василёк. Но пока мы пытаемся что-то хорошее сделать, счастье наше уходит куда-то… за горизонт… в небытие… в мгле растворяется…

– Вот что сказал по этому поводу Виктор Гюго: «Величайшее в жизни счастье – это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть». Как? Чудесно? Гюго – это глыба!
– Согласна. Здорово! Молодец! Виктор – есть Виктор! Победитель!

– А вот слова нашего современника: «Человек, который радуется счастью других людей, всегда будет счастлив сам». Это Джампа Тинлей Вангчен, тибетский буддийский наставник, геше. Он родился в индийском Майсуре в семье тибетских беженцев.
– Правильно он сказал, геше этот. Мы тоже за других людей радуемся.

– Ясень пень! Радуемся! А ещё мы дело делаем. Работаем. Не сидим на месте. Мы такие. Мы пскопские. Хи-хи… Поэтому мы с тобой невольно следуем заповедям великого Сократа. Вот одна из них, самая примечательная: «Кто хочет делать – ищет способ, кто не хочет – ищет причину».
– Василёк! Родненький… Откуда это всё тебе известно?

– Учимся! Развиваемся! А ты знаешь, кто такой Шри Нисаргадатта Махарадж?
– Нет. Не доводилось встречаться. Не слышала ничего и не читала о нём.

– Он родился 17 апреля 1897 года, на рассвете, во время полнолуния в месяц чайтра (апрель-май), в семье набожных индусов Шиврампанта Кэмбли и Парватибэй, в Бомбее.
– Понятно. Не совсем, конечно, но всё же чуток понятно. И что дальше?

– Дальше-то? А дальше вот что. В период 1942 – 1948 годов он перенёс две личные потери, сначала смерть своей жены Саматибаи, потом смерть своей любимой дочери.
– Печально. Очень печально. И что? Кто он?

– Шри Нисаргадатта – индийский гуру, учитель адвайты. Он, Тонюсик, начал принимать учеников в 1951 году, только после личного откровения от своего гуру Шри Сиддхарамешвара Махараджа. Адвайта-веданта – это индийское философское учение о тождестве человеческого духа с мировым духом. Тебе понятно?
– Ага. Понятно. Но не совсем… И чем он знаменит?

– Будучи одним из представителей школы метафизики недвойственности XX века, Шри Нисаргадатта Махарадж, с его непосредственным и минималистичным объяснением недвойственности, считается самым известным учителем адвайты, жившим после Рамана Махарши. Вот его высказывание: «Всё влияет на всё. В этой Вселенной, когда изменяется одна вещь, меняется всё. Отсюда и великая сила человека менять мир, изменяя себя».
– Кого, Вася, его? Того или этого? Ты про двух гуру говорил, которые геше.

– Шри Нисаргадатта Махарадж это сказал. Теперь поняла?
– Ну да. Поняла. Не сразу, конечно… но поняла.

– Вот и славненько. А вот слова дяди Пети, папы Толика, друга моего.
– Ну-ка! Ну-ка! Озвучивай! Что он говорил?

– «Будь человеком! Скотиной всегда успеешь стать…»
– Ого! Верно дядя Петя сказал. Метко. Не в бровь, а прямо в глаз.

– Мы с Толиком стараемся придерживаться этого принципа. Следуем ему.
– Ну и правильно. Молодцы! «Человек – это звучит гордо!»

– Вот-вот. Максим Горький хорошо разбирался в этом.
– Я тоже так думаю, Васенька.

– Надо к этому стремиться. Если даже у тебя не получается. «Если всё сложилось не так, как вы ожидали, не расстраивайтесь. Божьи планы всегда лучше наших».
– Кто это тебе сказал?

– Иоганн Вольфганг фон Гёте! И не мне он это сказал, а всем людям.
– Тоже молодец. Многое у нас складывается иначе, что мы ожидаем. И ничего. Жизнь на этом не останавливается. Дальше она движется.

– Совершенно верно. Всё так и происходит.
– На всё воля Божья…

– Ну да. Всё. Хотя… Постой-ка… Нет, Тонечка. Не всё! Есть ещё то, что от нас самих зависит. От меня. От тебя. От других… таких же… людей божьих…
– Но…

– Нет. Никаких, Тонечка, но. В подтверждение этого хочу продекламировать слова из песни нашего прославленного, нашего замечательного, нашего неповторимого Владимира Семёновича Высоцкого.
– Ну-ка! Ну-ка! Оглашай, Васенька. Я вся внимание…

– Вот тебе. Пожалуйста. Слушай. «Всё зависит в мире оном от тебя от самого: хочешь – можешь стать Будённым, хочешь – лошадью его».
– Ха-ха-ха… Ну, молодец… Ну, Владимир… Ну, Семёнович… Ну, Высоцкий… Ну, мастер слова нашего русского… Ай, молодца!! Во, даёт… Вот чего придумал… Даже командарма Будённого сюда вставил… Ха-ха-ха… И… и лошадь его…

– Вот именно. Всё от человека зависит. Хошь Будённым можешь стать… с усами длинными и пышными… Хоть лошадью… с хвостом и гривою… Как хошь…
– Вот-вот. Что тебе дороже.

– Ага. Некоторые люди командармами становятся, а некоторые лошадьми.
– Василёк! А мы с тобой кем стали?

– Это, Тонечка, с какой стороны посмотреть… Но, как мне кажется… мы ближе к лошадям… Пашем, пашем… в поте лица…
– Да… Не повезло нам с тобой…

– Ничего, Тонюсик. Ещё не вечер. И не надо осуждать людей, которые вместо великих командармов в рабочих лошадей превратились. Они же трудяги!!
– Это точно, Васенька. Трудяги они! Грех людей за это осуждать.

– Ясен пень! Грех. На эту тему мудро высказался Лао-Цзы, древнекитайский философ VI-V веков до нашей эры, которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин».
– Ну-ка! Ну-ка! Как он выразился?

– «Никогда не осуждайте человека, пока не пройдёте долгий путь в его ботинках».
– Ого! Чудесно! Лао-Цзы – великий мыслитель. Умный и мудрый.

– Это точно! В чужой шкуре прежде надо побывать, чтобы потом судить кого-то. В шкуре того… осуждаемого… либо подсудимого…
– Всё так, любимый. Но многие люди ошибаются при выборе своего жизненного пути. И очень даже сильно некоторые индивиды ошибаются. А ошибка ошибку далее родит. И это всё множится и множится… Катится, как снежный ком. Сметает всё на пути своём. Бульдозером несётся, не разбирая, кто прав, а кто виноват. Лавина на человека мчится… Поэтому… может произойти непоправимое. Как ты, Вася, думаешь об этом?

– По-разному я думаю. И ситуации в жизни разные. Для примера могу озвучить слова Ричарда Дэвида Баха. Это американский писатель, философ, публицист и пилот. Ричард Бах получил всемирную известность как писатель, чьей главной темой стала нескончаемая любовь к небу и авиации. Вот как Толя. Толя же авиамоделист!
– Про Толю мне известно. А что Ричард Бах сказал на эту тему?

– Вот что. Слушай и запоминай. Пригодится в дальнейшей жизни. Вот его слова. Я считаю, что верные эти слова. «Ошибок не бывает. События, которые вторгаются в нашу жизнь, какими бы неприятными для нас они ни были, необходимы для того, чтобы мы научились тому, чему должны научиться».
– Да-да! Опыт этот… ошибок трудных…

– Ага. Пушкин Александр Сергеевич написал про это в далёком 1829-м году.


          О, сколько нам открытий чудных
          Готовят просвещенья дух,
          И опыт, сын ошибок трудных,
          И гений, парадоксов друг,
          И случай, Бог изобретатель...
          Внушил поэту сделать стих
          Для тех, кто знание постиг,
          И передав его прилежно,
          Взирает на птенцов своих.
          Мы славим вас учителя:
          Тех кто почил и поимённо.
          Сей гимн звучит воодушевлённо.
          В мир птицей фениксом летит.
          Мы сердцем вас благодарим
          За это молодое племя,
          За то что вы, познаний семя,
          Так щедро подарили им.



– Васенька! Дорогой ты мой! Как ты это всё помнишь…
– Со школы ещё. Хорошо нас, Тонюсик, учили.

– Ты прав, мой милый. Очень хорошо нас учили. Школы раньше были настоящие. Школы как школы. А не какие-то там… учреждения образовательные. Фу! Произносить даже неприятно. Были школы! А теперь… образования какие-то муниципальные… районные… городские… и иже с ними всякие разные…

– Совершенно верно. Всю гадость с дикого Запада к себе перетащили.
– Слабаки! Ума своего нет. Балбесы. А потом права качают. Ух, слабаки…

– В этой связи на ум приходит следующее изречение про этих самых слабаков: «Слабые никогда не прощают. Умение прощать – свойство сильных». Это сказал Махатма Мохандас Карамчанд Ганди. Он индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от захватнической Великобритании.
– Молодец! Так их… колонизаторов этих. А слабаки и есть слабаки! Тьфу на них!

– Я тоже так думаю. А ещё, Тонюсик, хочу тебе рассказать о…
– Вася! Всё! Завязали! Голова уже пухнет. Лопнет скоро. Хватит воду из одной бочки в другую без конца переливать. Ничего мы с тобой этим не изменим. Всё! Конец! Всё! Баста! Хватит мысли наши бессмысленно терзать. Давай, дорогуша, отдыхать, завтра на работу нам обоим шагать.

– Это точно, моя милая. Задавим наше непреодолимое желание…
– Чего-чего? Что мы задавим? Не поняла я ничего… Говоришь какими-то… Чёрт не ведает какими… Не знаю, как и сказать. Загогулинами какими-то… витиеватыми…

– Желание наше! Вот что я предлагаю задавить! «Легче подавить первое желание, чем утолить всё, что следует за ним». Так сказал Бенджамин Франклин, американский политический деятель, дипломат, изобретатель, учёный, философ, писатель, масон, полимат. Он, Тонюсик, самый первый американец, ставший иностранным членом нашей «Императорской академии наук и художеств». Теперь это Российская академия наук.
– Ну ты, Вася, даёшь… стране угля… Всё знаешь. Во всём разбираешься. Такие мудрые слова извергаешь из себя…

– Ага! Мы такие! Мы пскопские… Хи-хи…
– Я горжусь тобой. Ну всё. Отдыхать пошли. На боковую. Хоть чуть-чуть. А то я притомилась. Практически не спали в эту ночь.

– Хорошо. Слушаюсь и повинуюсь, мой генераль. Всё. Баста! Конец разговорам. Время пришло! Отдыхать надо. Тем более, что на работу мне завтра! Ой, не завтра, а уже сегодня! Как быстро время пробежало. Теперь вставать надо… да на каторгу идти.
– Куда, куда? На какую ещё каторгу… Вася! Что с тобой? Чего ты мелешь?

– Пошутил я, Тонюсик. Шутка это у меня такая. Идиотская. Но… какая уж есть.
– Хватит уже, Вася, шутить-то. Хватит!! Дошутишься… до цугундера.

– Хорошо, Тонюсик! Слушаюсь и повинуюсь! Как скажешь. Как прикажешь. Но цугундер нам не нужен! Не для меня он. Как в песне одной поётся: «Не для меня… Не для меня… придёт весна…» Так что есть, товарищ командир! По-военному.
– Ну вот, согласился без пререканий. Всегда бы так.

– Есть, мой главнокомандующий!
– Ну всё, Василёк! Вольно! Дай мне хоть минут десять покемарить.

– Понял, моя королева! Десять минут в твоём распоряжении!
– Спасибо! Ты хороший муж.

– Слушаюсь и повинуюсь, моя госпожа! Я весь к вашим услугам. Вот он я. Берите меня. Всего. С головы и до ног. Тащите, куда хотите… Всё во власти вашей, мадам…
– Не ёрничай, Васенька. Дай поспать чуток. Времени мало до подъёма осталось.

– Яволь, моя госпожа! Праздники в будни превращаются. Праздники, если так можно назвать мои долгие мытарства в нерабочее время, закончились. Всё. Испеклись они. Наступают грозные трудовые будни. А без труда не выловишь и рыбку из пруда.
– Это точно, Вася. Терпение и труд всё перетрут.

– Вот-вот. Будни наши трудовые! Трудиться! Трудиться! И ещё раз трудиться!
– Да, Василёк. На благо. И во благо.

– Естественно. Труд, Тонюсик, он облагораживает. Во как!!
– Согласна. Но дай мне всё же вздремнуть… Спать хоцца… А-а-у-э-ээ…

– Пожалуйста. Спи. Я же дал тебе десять минут. Пользуйся. Путешествуй во сне. Как сказал уважаемый Виктор Гюго: «Наша жизнь – путешествие, идея – путеводитель. Нет путеводителя, и всё останавливается. Цель утрачена, и сил как не бывало».
– Васька! Чёрт блудливый! Дай поспать!

– Спи! Я же не запрещаю. Я только хотел твоё мнение услышать насчёт сказанного Виктором Гюго. Ответ твой нужен. Он же нам это говорил… людям…
– Ну ладно. Отвечу. Правильно он сказал. Точно выразился, Витюша французский.

– У меня тоже есть цель: повысить наше с тобой благосостояние.
– Хорошая, Васенька, у тебя цель. Мне она нравится. Очень даже!

– А чтобы достичь этой цели, трудиться надо. Много трудиться. Дённо и нощно. Что я и делаю. Чем и занимаюсь. Сутками на дежурстве пропадаю. Немного вот только приболел… погулял… походил… по кабинетам и по инстанциям. Но ничего! Выздоровел! Сил набрался. Теперь готов к труду и обороне. ГТО. Было такое…
– Было, Васенька. Правильно гутаришь. У меня сон даже прошёл, как только про ГТО услышала. Я же тоже нормативы ГТО сдавала в школе.

– И я сдавал. В школе. В институте. На работе. На заводе. Потом долго я ничего не сдавал. Не до этого было. И вот снова у меня ГТО начинается. Трудовые будни на носу.
– Да! Точно так. Правильно ты, Василёк, выразился. Они самые. Трудовые будни впереди. Трудиться будем. Денежки зарабатывать. На жизнь нашу общую. Я на своей работе. Ты на своей. Снова сутками пропадать будешь на охране твоего предприятия. Ты же такой… ответственный работник. Трудоголик!

– А то! Ясен пень! А як же ж. Мы такие… мы пскопские… Хи-хи. Мы знаем жизнь. Не понаслышке. Да уж. Я, Тонечка моя милая, всегда прав. Да-да! Завсегда!
– Ура! Васенька! Ура! Дорогой! Я горжусь тобой! Ура! Ура! Ура!

– Спасибо, моя милая. Спасибо, моя дорогая. Я всегда стараюсь следовать прекрасной заповеди великого Конфуция.
– Да?? Можно услышать её? Заинтересовала меня эта заповедь.

– Конечно. Он говорил: «Тот, у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день».
– Ого! Хмурые дни – это будни. Праздники, Василёк, лучше. В праздники солнца много. Очень много. Светло в праздники. Праздники – это счастье!

– Ясен пень! Праздники лучше будней! Всем это известно. Но они, как в песне одной поётся, праздники опять же для нас. Будни-то те трудовые. Так что, миледи моя дорогая, вперёд! на праздники! А мы, господа хорошие, трудиться пойдём! Пахать!! Созидать!! На работу!! Засучив рукава… до локтей и с песней замечательной на устах:


          Будет людям счастье,
          Счастье на века.
          У Советской власти
          Сила велика!
          Сегодня мы не на параде,
          А к коммунизму на пути.
          В коммунистической бригаде
          С нами Ленин впереди!
          Мы везде, где трудно,
          Дорог каждый час.
          Трудовые будни –
          Праздники для нас!



Конец 1-й части 1-й книги.

Продолжение во 2-й части книги-1-й, глава 1: http://proza.ru/2023/06/22/378

Предыдущее: http://proza.ru/2023/06/19/256

Начало романа: http://proza.ru/2022/09/02/1023



В электронном и бумажном виде можно посмотреть
Книгу 1, Часть 1 в трёх томах на ЛитРес и на Ридеро


Книги «Жизнь российская» (автор Анатолий Цыганок) можно приобрести в электронном и бумажном виде на ЛитРес: https://www.litres.ru/search/?q=+
Том 1 = Том 2 = Том 3 =

На Ридеро: https://ridero.ru/books/catalog/?q=&offset=0
Том 1 = https://ridero.ru/books/zhizn_rossiiskaya/
Том 2 = https://ridero.ru/books/zhizn_rossiiskaya_1/
Том 3 = https://ridero.ru/books/zhizn_rossiiskaya_2/