Две судьбы, или о страсти

Константин Жибуртович
На этой фотографии – судьбы, сошедшиеся в одном пространстве вечером 21 июня в швейцарском Базеле в четвертьфинале ЕВРО-2008 Нидерланды – Россия.

С вероятностью процентов 90 этого не должно было случиться. Гус Хиддинк и Марко Ван Бастен – несопоставимые величины в бытность игроками. Гус и близко не котировался на уровне имён поколения тотального футбола голландцев – Кройф, Неескенс, Реп. В 70-е это пижон с длинными волосами, байкер и рок-н-рольщик, в чьей клубной карьере слабые игры случались чаще хороших и нет ни одной выдающейся. Конкуренцию за место в полузащите ПСВ Эйндховен он не выдержал и вернулся в родной Де Графсхап. О сборной страны даже в качестве запасного игрока и речи не шло. А на закате выступлений никому не интересного футболиста Гус уехал доигрывать в Америку («Вашингтон Дипломатс» и «Сан-Хосе Эртквейкс»), чтобы подзаработать на скромную жизнь после 30-ти. Ей-богу, лучше бы Гус пошёл по стопам своего старшего брата Ханса. Тот быстро осознал, что в футболе ничем не одарён и стал хорошим джазовым музыкантом. А это в Нидерландах – стабильный заработок, пока ты способен просто сидеть на стуле.

О футболисте Марко Ван Бастене вспомнится намного больше, так что я могу спокойно сократить количество печатных знаков, связанных с его титулами – чемпион Европы, победитель Лиги Чемпионов с Миланом. У голландцев в любом поколении были уникумы с личным почерком. Кройф – аристократ, Реп и Ван Нистелрой – бомбардиры, Гуллит – плейбой, Бергкамп – просто гений, не нуждаясь в обоснованиях. Но ужас в той чемпионской команде 1988 года на меня наводили двое – Рональд Куман и Марко. Это такие киллеры на футбольном поле: если поступил заказ от тренера, они всё исполнят. Три выстрела, три гильзы для Истории, три гола – как у Ван Бастена в игре с англичанами на ЕВРО-88 (3:1).

Закончилось это, увы, убитыми коленями – били Марко регулярно и нещадно. Он рановато завершил карьеру и в середине 90-х на время терял автономность передвижения. Что совсем уж трагично в ретроспективе, современная медицина лечит эти травмы на раз-два. На счёт «три» можно вернуться к лёгким тренировкам, на счёт «четыре» снова выйти на поле и класть роскошные голы, которые для Ван Бастена – обыденность трудодней.

Вот так и получилось, что Гус выбирался в топ-тренеры из самых низов – учитель физкультуры в интернате для умственно отсталых детей, и пять лет до мелькнувшего первого шанса с ПСВ Эйндховен (выигрыш Кубка Европейских Чемпионов, Лига Чемпионов на современном языке). К 2008 году Хиддинк – элитный тренер с богатейшей практикой (Нидерланды, Испания, Турция, Южная Корея, Австралия, теперь вот – Россия). А Марко Ван Бастен – новичок с легендарным прошлым, но его тренерские университеты – это так, для галочки. Формальный экзамен, нужные корочки и сразу работа ассистентом Джона Ван'т Схипа в родном Аяксе, а с 2004 года – тренер сборной Нидерландов под настроение болельщиков «наконец-то, Марко, мы все тебя любим!».

Всё указывало на то, что ЕВРО-2008 станет для Ван Бастена новой вершиной, теперь уже тренерской. Искушённый неудачей на чемпионате мира в Германии двумя годами ранее он смял в группе Италию и Францию, финалистов предыдущего Мундиаля, а затем легко обыграл полурезервным составом сборную Румынии. Именно Нидерланды провозгласили главным фаворитом того ЕВРО, а вовсе не будущего чемпиона Испанию. Но в четвертьфинале Марко наткнулся на Гуса.

На этой фотографии у бровки – оптический обман. Рост Марко – 188 см, это прекрасно сложенный атлет с великолепной координацией. Даже чеканя мяч с хронически больным коленом, он может это делать легко по несколько минут, одновременно давая интервью. Гус заметно ниже ростом и даже в бытность игроком атлета не напоминал, а его тренировки со сборной России стали мемом – он сам шутил над личной неспособностью покатать мячик в интенсивной двусторонке, чтобы его парням было интересно, и они не играли с боссом в поддавки.

А потом, как рассказывал Дима Сычёв, они били на спор с 20 метров – кто чаще попадёт в перекладину, тот и выиграл. Это старинная голландская забава – Йохан Кройф выиграл такое пари из десяти ударов у Христо Стоичкова со счётом 8:2. Выиграл его и Хиддинк – в своих кроссовках «Адидас» и с лишним весом.

Точно так же Гус в тот вечер умыл Марко – тактически, с заменами, в основное и дополнительное время, а в конечном итоге – по всем аспектам футбола. В памяти после финального свистка – Хиддинк, по-отечески потрепавший Ван Бастена по затылку: не расстраивайся, сынок, ты ещё молод. А я слишком хорошо знаю твою команду.

На самом деле, это не история о превосходстве опыта над молодостью. Она о том, что те, кому природа и таинство рождения даровали гораздо меньше талантов, побеждают благодаря верности призванию и страсти. Даже на этом фото Хиддинк у бровки вновь заступает за техническую зону тренера и вскоре получает нагоняй по полной от резервного арбитра с гоголевской фамилией Бузакка – швейцарец орёт на Гуса прямо в лицо, нарушая все толерантные принципы и дистанцию, а тот невозмутимо отвечает: It’s a football! Not office!

И тот ближе к концу основного времени матча перестаёт реагировать на Хиддинка. С этим чёртом в белой футболке всё равно не сладить. Даже интересно посмотреть, отчего он так хочет обыграть с русскими своих же соотечественников.

Потому что это было потрясающе: я видел, даже не сидя у скамейки запасных сборной России. Павлюченко открывает счёт, и после десяти секунд восторга Гус требует от игроков: давим дальше, никакой игры на удержание! И пошли гулять глубоко в тылах голландцев новые контратаки.

После игры Марко Ван Бастен зайдёт в раздевалку сборной России – пожать руки Гусу и соперникам. Он бил в финале ЕВРО лучшую сборную СССР при Лобановском. Его парни играли в футбол на уровне чемпионов Европы и здесь. Этого оказалось недостаточно.

Вспоминая истории, связанные с этой фотографией, я вдруг осознал, чего недостаёт прекрасному поколению сборной Хорватии с неувядающим Лукой Модричем. Финал и полуфинал Мундиаля, финал Лиги Европы, и ни одной победы.

Я ни разу не видел у хорватов той страсти, что у сборной России в тот вечер 21 июня 2008 года в Базеле. Или – свежий пример – у Аргентины на Мундиале в Катаре.

Не было страсти и на лице у Марко Ван Бастена. В памяти лишь эпизод, как он растерянно пьёт минералку, грустно поглядывая на поле. Пока Бузакка орёт на Хиддинка за его художества.

Вот – история без срока давности, достойная романа. А не вот это вот всё – про магов, волшебных мотыльков, стерв, киллеров и прочих супергероев.