Под небесами на земле. Размышления о фильме

Ангелина Карымова
    Фильм "Обнимая небо" мне посоветовала посмотреть моя близкая подруга, дружу с которой со школьной парты. Её муж, бывший военный летчик, умер несколько лет тому. Тоскует по нему она очень, жизнь летных гарнизонов ей не просто знакома, но и дорога как память о родном человеке. Ей всё это близко и знакомо. А меня одолевали сомнения. Фильм не новый, армейские будни не очень интересуют да и что особо нового в таком сериале можно увидеть. Но актерский состав солидный, отзывы в целом неплохие и я рискнула. Рада, что опасения мои были напрасны.

    Я всегда стараюсь в хорошем кино увидеть то, что скрыто "между кадрами", узреть какую-то истину, которая не бросается в глаза, понять психологию героев. И этот фильм не обманул моих ожиданий. Фильм не только о буднях военных летчиков, в первую очередь, это фильм о большой любви и о женской судьбе, о женской душе. Все героини очень жизненны, каждая выписана и сыграна настолько естественно, что невольно начинаешь находить чем-то похожих среди тех, кого знаешь действительно.

    Любовь Аксенову я знаю по фильмам "Инквизитор" и "Бывшие". Там она тоже сыграла хорошо, но в этом фильме она просто ослепительна. Играя школьницу, она выплёскивает на зрителя столько чувств,эмоций, искренности, что ты веришь ей безоговорочно, что да, такой она вполне может быть, первая любовь, широкой и глубокой, и на всю жизнь.   На долю этой девочки, Жени Луговой, выпало столько, что не каждая взрослая женщина справится, а она выстояла, сохранила в себе внутреннее благородство, душевность и жизнелюбие.

    Все женские образы в фильме очень колоритны. Не в плане внешности,манер и прочая, а в плане их женской судьбы. Чего стоит образ Марины Луговой, матери Жени. Сыграть мать, у которой совершенно нет материнских чувств, материнской жертвенности,материнской любви - очень сложно.  Чуть перегнул и уже фальшивка.А Толстогановой это удалось. её Марина и не жена, и не мать, постоянно предававшая мужа и дочь, живущей в своем мире греховной любви и разрушающей мир близких ей людей. Но в жизни всё бумеранг и этот бумеранг бьёт её очень больно, обрекая на жизнь с самодуром, который не видит в ней никого, кроме домработницы. Интеллигентная, образованная, умная женщина превратилась в бессловесный довесок к мнимому благополучию, так и не познав женского счастья.

    А в противовес ей простая официантка из офицерской столовой, Алевтина, для которой любовь - это то, без чего нельзя прожить. Два её сына родились по любви, хотя и от разных мужчин. Так бывает с такими женщинами, которые влюбляются без оглядки и верят, что и её будут любить также. А пока только её дети платят ей любовью. Особенно старший, Иван. Несмотря на внешнюю легкомысленность и некую доступность, Алевтина полна внутренней женской силы и достоинства. И даже связь с командиром полка не унижает её, потому что она искренна в своих чувствах и вере в любовь. А когда эта вера разбита вдребезги она умирает.

    Игра Саши Петрова выше всяких похвал.С первых же моментов понимаешь, его Ваня Котов - личность, его не сломать и не сбить с дороги.Глядя на этого мальчика с пистолетом в дрожащей руке, с глазами, полными горя и отчаяния, отчетливо осознаешь, что это растет Мужчина.

    Ты вообще веришь каждому персонажу этого фильма. Настолько органично они живут на экране.Как всегда отлично играли Даниил Страхов и Олег Алмазов. Последнему досталась неблаговидная роль - командира полка, но это по должности, а по жизни подкаблучника,безвольного и трусоватого, но в то же время ходока на сторону. На свою беду этой "стороной" оказалась Алевтина. И лопнул командир полка, как мыльный пузырь. Ни совести, ни чести, ни достоинства.

   Конечно, как в каждом фильме, есть какие-то огрехи и здесь. Зачем надо было убирать героя Страхова, а уж детей и вовсе непонятно. Ненужные смерти. Дочь генерала Наташа получилась уж совсем неестественной, особенно в молодости.  Стерв, конечно, в жизни хватает, но обычно они умнее, а здесь какой-то уж совсем примитив. Многим не понравилась замена главных героев на Анатолия Белого и Екатерину Родникову. Можно согласиться. Хотя сыграли они неплохо.Просто зрительно не воспринимались ибо почти весь сериал на экране были Аксенова и Петров. К ним привыкли, сроднились и вдруг перед тобой совсем другие лица. Скорей всего это момент психологии зрителя, нежели неудачи выбора.

    А резюме таково: это качественное кино. За что большое спасибо всей съемочной группе и в первую очередь сценаристу и режиссеру Милене Фадеевой.  Она сумела раскрыть многие тонкости и разнообразие женской души, глубину и мелочность чувств, силу и слабость. Но самое важное, что в фильме торжествует любовь. И любовь здесь показана не постельными страстями, а борьбой за неё, страданием, верой, потерей и обретением. А ведь любовь и правда великий божий дар, может она действительно зарождается на небесах, но на земле к каждому она приходит по-своему. Вот именно об этом этот фильм. Из него можно извлечь уроки и о многом задуматься. Сегодня в искусстве так мало всего, что заставляет задуматься. Небеса вроде те же, а жизнь совсем другая.