Конфуций с цитатами и комментариями

Рок-Живописец
Изо: въезжаю на тракторе, а сказочный доктор контролирует этот процесс


Конфуций:

У него замечательные цитаты - но не приписаны ли они ему?

Его "пять постоянств праведного человека" тоже великолепны - но можно, применяя их на практике, уже крутить "тумблеры": например, значение обычаев и ритуалов повысить, а значение ума понизить.... Точнее, азиатские обычаи и ритуалы изначально, уже во времена Конфуция были таковы, что умом особо не разгуляешься... Да и в остальных смыслах... Более того, получилась система 1+4: и ум, и трудолюбие, и справедливость и гуманность - всё служит обычаям! Всё рассматривается через эту конкретную призму (разумеется, напрямую связанную с государством). Т.е. им бы просто сделать систему 5+0! Это было бы подобно нашему первоначальному христианству. И тогда каждый мог бы стать как Конфуций - с такими же великолепными качествами (и цитатами!) Все азиаты весьма трудолюбивы, честны и т.д., но они все рабы обычаев, т.е. все вторичны, все эпигоны, не привносят в жизнь ничего нового, в этом вся беда... Говорят, что Конфуций не создавал религии - из него создали! Где обычаи и обряды священны, там и религия! Религия - это не вера в бога, это создание священной коровы! Из бога, из обычаев, ритуалов, государства, вождя - не важно, из чего!

П.С.:
„Живи так, как хочешь ты, а не как ожидают от тебя другие. Не важно, оправдаешь ты их ожидания или нет, умирать ты будешь без них. И свои победы одержишь сам!“ - но это не западный индивидуализм, это независимость внутри общего и традиционного стада. Без такой независимости  тоже никак нельзя: одинаковые полюса по любому будут друг от друга отталкиваться...(в Японии переняли  все западные авангарды, но всё равно остались восточными, стадными людьми , не стали личностями западного типа  даже с оранжевыми волосами - и само их попугайство и подражательство говорит об этом же!)

„Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал!“ - типа, встал, утерся и дальше побежал. Азиаты не только трудолюбивы, но и настойчивы, упорны (не бывает трудолюбия без этих качеств)

„Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни.“ -  трудоголикам, в общем-то, все работы по душе - а раз по душе, то могут и жить на работе...

„Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий.“ - да, есть такая надежда, что всё дело в том, чтобы выбрать правильный план... Десятки планов надо составить, поломать себе голову. Но опять же - настойчивость.

„Нервно думая о будущем, люди забывают о настоящем, так что не живут ни в настоящем, ни ради будущего. Они живут так, как будто никогда не умрут, а когда умирают, понимают, что никогда и не жили.“ - честно говоря, все эти цитаты звучат слишком современно, никак не похожи на древнекитайские; даже на 19 век не похожи; как будто их сочинили только вчера!
Обычно люди думают о будущем, которое является частью настоящего, об очень недалёком будущем, о следующем шаге и т.д. Конечно, хотелось бы сосредоточиться и проникнуться тем, что есть в настоящем, но для этого надо совсем остановиться - такую роскошь никто себе позволить не может. К тому же, как только двинешься после остановки, всё то, чем проникся, всё равно начнет улетучиваться... Как-то жили мы всё-таки... Хотя бы на пару процентов, но иначе никак ни у кого не получится, ведь кругом совсем неживые или даже жизни враги... На сотню процентов жил один Иисус - отчего и воскрес...

„Есть три ошибки в общении людей: первая — это желание говорить прежде, чем нужно; вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно; третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем.“ - вторая ошибка случается потому, что опасаешься сделать первую, а третью ошибку делает и первый, и второй...

„На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.“ - сложны большие задачи, а просты маленькие. Мы усложняем жизнь, когда нам слишком легко и скучно, а упрощаем ее, когда устаем... Похоже, Конфуций любил отдыхать и не заморачиваться?!

„Когда тебе плохо — прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов.“ - продолжаю не верить, что Конфуций именно так выражался... А про целебность  божественной природы и тишины все знают, кто ещё не совсем чокнулся в городе. (Меня всё время тянет забрести в глушь и тишину, но не могу себе уже позволить...)

„Только дурак в своей жизни не меняет мнения.“ - не знаю, вполне могу себе представить и шатких дураков. "Семь пятниц на неделе " - это про умных, что ли... В общем, от перемены мнений до ума приличная дистанция...

„В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.“ - чушь какая-то; кто, чему, когда... Иногда и удивить хочется, иногда усовершенствоваться, но обычно хочется диплом... Ещё и древность приплел! Несусветную, что ли?!

„Если ты ненавидишь — значит тебя победили.“ - а если любишь, то победил?!   ...Мне причинили боль, нанесли ущерб, но меня не победили...

„Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.“ -  у Макиавелли уже видел начало!   Столько счастья разложено, что завидки берут; мне бы хоть каплюшечку от любого из этих трёх пирогов...

„Если тебе плюют в спину — значит ты идешь впереди.“ - такие геройские цитаты... А если бьют в спину и по жопе... Меня, кстати, вовсе не замечают - наверное, я в мыслей лесу. На сотни километров вокруг этот лес и в нем нет никого, всем хватает городских парков и рощ... (Хотя и в них совсем пусто! Ни стариков, ни мамаш с детьми, ни романтических парочек, ни компаний студентов и школьников... Самые необитаемые места в городе...)

„Если вы самый умный человек в комнате, то вы не в той комнате, где должны находиться.“ -  а как же учитель в классе?!
Вообще, вопрос спорный, поэтому во всех комнатах я могу находиться. Поучить дураков тоже неплохо. К тому же просто нет тех, кто умнее меня. Конфуции, по крайней мере, это лишь семечки...

„Если кто-то хочет тебя сильно обидеть, значит ему еще хуже.“ - у него с говном перебор и я должен себе взять половину?

„Человек, который совершил ошибку и не исправил её, совершил ещё одну ошибку.“ - начнёшь исправлять и совершишь третью...

„Молчание — великий друг, который никогда не изменит.“ - этот друг - партизан, а партизаны вызывают подозрение...

„Забывайте обиды, никогда не забывайте доброту.“ - забывайте то, что забывается, помните, что помнится...

„Это неважно, что медленно ты идёшь… главное — не останавливайся.“ - ползешь, гад?! Вот же, какой упорный попался...

„Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».“ - и в чём справедливость? В ответном зле? Эта справедливость "кровная месть" называется... Кто-то Конфуцию христианство проповедовал?! До Христа и в Китае... Кто делает тебе добро, пусть будет тебе братом - это бОльшая награда...

„Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.“ - налицо попытка поумнеть со стороны Конфуция...

„Я не видел, чтобы люди любили добро так же, как красоту.“ - добрыми могут быть только люди, а красивыми - вещи... Доброты просто слишком мало - нечего любить. А красоты полно, ее выпуск наладили машины...

„Страшно не то, что вас обманули или обокрали, страшно, что вы постоянно помните об этом.“ - самые разные бывают случаи - все комбинации... Страшно, если ваша память работает неправильно?!

„Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.“ - все начальники - низкие люди?!
По-моему, опять возможны любые комбинации качеств. Да и требования бывают самые разные...

„Я слышу и забываю.Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.“ - он реально это сказал?! Это должно висеть на входе в каждую школу! После чего в образовании должна произойти революция... Гениальная формула, чеканная - и почти не используется...

„Посылать людей на войну необученными — значит предавать их.“ - трудно обучить хорошо такой  трудной науке - при том, что на войне всегда времени нет... Предательств на войне вообще целое море... (Уж не знаю, как с подвигами)

„Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.“ - очень качественные цитаты, но звучат слишком современно...   Один достоин разговора, другой пары слов, третий - ничего... Но эту науку все знают - и с самого детства... "Достоин - не достоин" - у всех на этот счёт свои критерии...

„Тот, который передвигает горы, сначала убирает маленькие камешки.“ - опять возможны любые варианты... И точно кто-то передвигает горы? Я передвигаю? "Гора бумаг" - есть такое выражение, но сколько это... Часто, например, бывает такой вариант: сначала воодушевлен своей идеей и двигаешь "горы", но потом энтузиазм спадает... - кончаешь "камешками".

„Мудрая женщина старается изменять внешность, а не мужа.“ - ???? Тут всё несуразно, начиная с первых слов. Даже не буду комментировать

„Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.“ - ну, для меня это какие-то лучезарные дали... Хотя с другой стороны, обычное дело: мужики помогают молодежи советом и те уверенно набирают ход...

„Я испытываю отвращение к тем, кто считает мудростью повторение чужих мыслей; кто думает, что неподчинение есть смелость, а разоблачение чужих тайн — правдивость.“ - опять самые разные могут быть варианты; и даже, например, мудрость с неподчинением можно связать!

„Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.“ - мысли в сторону ума, чувствуй в сторону добра, а физически живи в сторону силы и здоровья...

„Простота — одно из лучших качеств человека.“ - простота - это вообще не качество. Как и сложность.  Под "простотой" имеется в виду скромность, открытость и спокойствие... Но в азиатской версии это скорее  неприхотливость и непритязательность...

„Избрав цель, иди к ней всем сердцем.“ - избери своей целью то, что нравится телу, уму и сердцу... Может быть, придется избрать несколько целей! И менять их чуть ли не каждый день, если не час...

„Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.“ - если кому-то (например, начальству) должен, то сразу есть шанс стать благородным человеком?!  И обязательно надо браться за невыгодные дела, чтобы не прослыть низким человеком?!

„Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.“ - красота - это гармония... Не все виды красоты, если она и есть, одинаково приятны. И есть глупая красота, красота без смысла...  Не всем дано видеть только внутреннюю гармонию...

„Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.“ - долго привыкал, зарабатывал привычки, а избавиться  решил  по щелчку пальцев?

„Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.“ - а я наоборот; мало ценных людей, не поняв которых, чувствуешь, что много потерял. К тому же, всех пишущих, например, я вполне понимаю... Да и любых других достаточно... Ценных людей надо прежде всего любить и ценить - понимание может придти и позже. Ты просто чувствуешь, что в человеке  есть что-то впечатляющее...

„Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький.“ - опыт - это не путь, а результат пути; и подражания на путь никак не тянут (к тому же, они могут и повредить)...

„Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.“ - благородные люди не следуют даже за другими  благородными людьми? Совсем уж законченные одиночки. И живут ли они в согласии с низкими людьми... В общем, проповедуется благородное согласие с другие людьми и неблагородное следование за другими людьми... - в чем разница между "согласием" и "следованием"?!

„Любовь — это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что, любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.“ - пышные, не слишком содержательные фразы на каком-то официальном выступлении?

„В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.“ - брякнешь чего-нибудь не то в стране, где нет порядка, и сразу получишь по кумполу...  Вообще, смотря какой "порядок" имеется в виду! Могут и за любую смелость дать.  Так что, опять возможны любые комбинации - и осмотрительность по любому всюду пригодится  со смелостью на пару...

„Чем строже и безжалостнее ты осудишь себя, тем справедливее и снисходительнее будешь судить других.“ - чем больше способность к самокритике, тем больше объективность и в отношении других? Опять в жизни возможны самые разные комбинации. Но направление правильное... Хотя самокритикой можно и подавить, замучить самого себя... Чтобы других осуждать (или хвалить), для начала надо, чтобы твое мнение имело хоть какой-то вес... (Я тут хвалю и осуждаю? Только попутно -  разбираясь в конкретных вопросах. И это же мертвецы - моё осуждение не причинит им боли. Уже можно использовать их в качестве тренажёра и наглядного примера...)
"Надо в этот раз посильнее осудить себя, чтобы получилось, наконец, быть снисходительнее к другим"!

„Боритесь со злом внутри вас, а не со злом внутри других.“ - в Евангелиях на эту тему намного лучше написано, хотя общее направление опять верное...

„Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.“ - совсем неплохие у него цитаты, но видно, что основное внимание он уделял чеканным формулировкам и эффектным  конструкциям. По сути, нет ничего особенного - все знают про время, про возможности и про слова (может, тогда ещё не знали?)

„Я не знаю что такое «рано», я знаю что такое «поздно».“ - трудоголик спозаранку к бою готов. Хотя понятие "вовремя" всё же отменять не стоит...

„Не делай другому того, чего себе не пожелаешь…“ - общеизвестная формула - выходит, во все века, на всех континентах ее употребляли. Хотя она не за добро, а только против зла, поэтому вызывает скепсис. Человеку всегда надо говорить, что делать, а не что не делать...

„Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.“ - в школе? Открыватели и изобретатели учат своим примером - конкретно кого-то научить у них может и не быть таланта...

„Когда стрела не попадает в цель, стреляющий винит в этом себя, а не другого. Так поступает и мудрец.“ - мудрец должен понимать, что он ещё так себе мудрец...

„Бросая камень в воду, каждый раз попадаешь в центр круга.“ - хайпуй, чтобы оказаться в центре внимания?!

„Посещать и слушать злых людей — это есть уже начало злого дела.“ - жить в этом мире - это уже есть начало злого дела (или тупого дела)

„Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего.“ - вот тут активная позиция. Но уважать всякого?! В евангелиях написано "возлюби ближнего, даже врага", но это другое чувство. Уважение - это оценка чужого человека, и она должна быть объективной. Иисус любил даже Иуду, но он не уважал его. Т.е., я считаю, он опять неточен

„Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.“ - от всех этих трений и сопротивлений можно как закалиться, так и изуродоваться и стереться в порошок. Драгоценным же камнем стать так же трудно , как богом... Надо высвобождать и развивать свою божественную Троицу, и стараться использовать силу внешнего сопротивления себе во благо (как это делают, к примеру, дзюдоисты с Путиным)

„Благородный живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.“ - опять он напутал: все ищут себе подобных!  И живут в согласии только с себе подобными. Хотя общий призыв к добру и согласию правилен (украм бы почитать)

„Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.“ - всё это понятия относительные - и "разум", и "бедность". Я всегда был беден, но никакой нужды не испытывал. При Путине явно присутствует  разум , но в целом государственная, бюрократическая машина всегда неразумна и не может быть иной - лишь бы не была безумна...

„Если к самому себе будешь более требовательным, чем к другим, то избежишь обид.“ - он эту мысль постоянно повторяет... Желает не совершенствования, а избегания обид и мира...

„Очевидное редко бывает истинным.“ - задним числом очевидное истинно всегда!  А так да, примитивная, прямолинейная логика часто взбрыкивает - видимо, потому, что жизни становится слишком скучно... Дебилы жизни не очень по нраву и она их даже убивает...

„К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.“ - в чем, где не достиг? Карьера имеется в виду, деньги или реальное дело? Это всё совсем разные достижения и варианты могут быть любые... А выше и первого и второго и даже третьего реальное усовершенствование себя...

„Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.“ - это его жизненный опыт. Наверное, имеются в виду красавцы и краснобаи из богатых - и причина именно в богатстве... Я, конечно, тоже видел таких - золотая молодежь, тусовщики, карьеристы...

„Сердитый человек всегда полон яда.“ - может, он сам отравлен и у него живот болит?

„Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?“ - это узнавать можно только параллельно...

„Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.“ - как раз про меня (довольно унылая участь, кстати - ни то, ни сё)

„Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.“ -  это действительно самые лучшие люди , они иногда встречаются (доброта и щедрость - это не одно и то же? Да и серьезность с усердием полностью связаны... В общем, он воспевает добрых, усердных и искренних, т.е. честных работников...)

„Порой мы видим многое, но не замечаем главного.“ - раз много всего, то картина сложна - и ума не хватает понять, что в этом множестве главное... Допустим, нечто новое или необычное - а не главное - привлекает непропорционально много внимания...

„Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.“ -  есть ложные и опасные учения - не только размышления. Опять возможны любые варианты, но учение с размышлением мне, конечно, нравится больше всего (помню, как в мерзких институтах я делал попытки качественно учиться, с размышлениями - но не выдерживал и недели, настолько мертвым, потогонным, безжизненным был весь процесс "обучения". Обычная формальность для галочки...)

„Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.“ - а средние, несмотря на все обучения, так и  блуждают в своих серединах... (Да и "мудрые" с "глупыми" в середине, на самом-то деле. Вполне вероятно, что мифом являются и те, и другие. Только частично, местами существенно можно продвинуться или отстать...

„Трудно найти в тёмной комнате чёрную кошку… особенно, если её там нет!“ - так это он придумал? И на что намекает? Что чужие души - потёмки, но черных  кошек, т.е. откровенного зла, там не водится? Все добрые? Судя по некоторым предыдущим цитатам, именно к этому клонит. Я-то знаю, что мрази существуют - но сильно размножаются они только в скверные времена, типа нашего позднего совка и 90-х...
А потёмки, кстати, откуда? Их наша слепота и серость порождают...


„Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его.“ - "полеты на Луну", 11 сентября, говниды и мельдонии - столько поводов для гомерического, уничтожающего смеха, но у нас не понимают этого в полной мере, хоть и посмеиваются. Надо  на промышленную основу поставить смех!   Изо всех щелей должен слышаться гогот... Почему кино за огромные деньги снимают  непонятно о чем? О бабских трусах, условно говоря? О каких-то дебильных "джедаях"? Сотнями, тысячами штук снимают! Сплошное мелкотемье, бытовуха, обслуживание кого угодно, пенсионеров и детей, но только не умных людей... 

„Умный не критикует сильных.“ - на то он и умный, что умудряется это делать. Да и свою силу может иметь... Если сильные не уважают ум, то умному от таких, конечно, лучше держаться подальше (верно и обратное)

„Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.“ - это совет, а не сравнение - лучше, а не легче. Кстати, свеча тоже из ниоткуда не возьмётся... "Лучше зажечь электричество, чем ругать свечу"...

 „Забота, то есть внимание к другим, — это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.“ - по сути, любовь к ближним опять проповедует. И в очень хороших местах реально есть эта забота, есть доброта...

„Самые смешные люди - в тоже время и самые грустные.“ - я, кстати, почти что из них. Когда очень грустно, приходится вырабатывать противоядие - и это смех, юмор, ирония, остроумие...

„Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит Других, а ищет вину в самом себе.“ - иногда и других винит, а иногда недоумевает. Или руками всплескивает, понимая, что сделал всё, что мог... И унывает... Моя ли вина, что я только человек... И что толку нагружать себя ещё виной и лишнего расстраиваться - это же всего-то стрельба из лука...

„Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей.“ - что такое "знать людей"? Насколько знать, в каком отношении. Душу, например, просто невозможно знать - ее можно только чувствовать...

„Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.“ - по-моему, так самураев учат; и вообще, военных. Азиаты - это больше солдаты трудового фронта? Или мы недооцениваем их воинственность... Просто больших идей там нет, ради которых стоит убивать и умирать. И все бедны, погрязли в быте... Все знают: "хорошо поработаешь - поешь". А война что? Ничего не сулит, ровным счётом...

„Вот моё главное желание: старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу о старших.“ - три желания - причем, второе и третье очень странные! Старшие должны проявлять заботу о младших! А если под "старшими" имеются в виду старики, то это первый пункт! И что это за "правдивые друзья"... (слышал, что в Азии проблема - все друзья говорят только комплименты, чтобы не обидеть. Иначе сразу перестанут быть друзьями! По-моему, это не друзья, а приятели... Азия относительно "высоких смыслов " малость кастрирована...)

„Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.“ - в его древности люди, возможно, ещё только ухали и ахали... Хотя откуда ему знать?  (Но и ошибиться трудно - даже в моей современности-древности немало мужиков не  шибко-то разговорчивы (и скорее, как раз, удивляют другие - разговорившиеся, как бабы; не курят уже на госпредприятиях, когда нечего делать (а там постоянно такое), а разговаривают о всякой, какая только есть, чепухе; часами трындят...)

„Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.“ - я смотрю, от этих знаний сплошные страхи и напряги. В такой тревоге начнут шалить нервишки и это скомпенсирует весь эффект от повышенных знаний... Не стоит и иметь то, что потом  боишься потерять...
Зачем он искусственно вздрючивает ситуацию? Есть нехватка или её нет?

„Стоя на берегу реки, Учитель сказал: «Все уходит, как эти воды, всякий день и всякая ночь.»“ - стоя на берегу дня: "все реки, с виду почти неподвижные, на самом деле так же текут, как этот день и вечер"

„Человек заболевает по многим причинам: некоторые заболевают от простуды, некоторые от усталости и горя.“ - некоторые простуды явно случаются от усталости и горя. Становишься слишком рассеян и неосторожен, и слишком ослаблен...

„Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе — они станут развязными, если удалишь от себя — возненавидят.“ - уравнял женщин с низкими людьми. Да уж, бабы невысоко летают (и вечно тяготеют к рукоделию), но всё же это перебор, разные они (с "низкими людьми", кстати, не сталкивался? Не помню, по крайней мере, указанной коллизии...)

„Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.“ - безмятежность - это высший пилотаж, ее только в кино можно увидеть (как и благородство) Мы все довольно-таки низкие... Или средние - это как посмотреть и с кем сравнивать... Но он опять близок к христианству, где осуждаются заботы  житейские ("имеющие пусть живут как не имеющие"...)

„Благородный в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.“ - он всё время старается создать четкую конструкцию, всё разложить по полочкам, но редко выглядит убедительно. На полочки наложено что попало.  Соперничество и женщины присутствуют и в юности, и во взрослости; и в чем разница между обильными силами и могучими? И чьей скупости надо опасаться?  Незачет...

„Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.“ -  за всё хорошее, против всего плохого - и это хорошо, а не плохо, но конкретного тут на самом деле ничего нет, только общий посыл. "Стремитесь к добру и избегайте зла" - по-моему, даже в Евангелиях есть подобные элементарные призывы...

„Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.“ - любящая мать - это та, что огорчает сына разве что своей болезнью. Прекрасный, но болезненный мир...

„Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно свершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.“ - на самом деле  ,  просто призывает вести себя подчёркнуто любезно. И заботится лишь о том, чтобы  все  жили дружно и без недовольства...

„Легко быть богатым и не кичиться этим; трудно быть бедным и не сетовать.“ - и то, и другое одинаково трудно, если непривычно

„Благородный стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.“ - блин, не могу сказать, что у меня психика стойкая и толстая кожа. Но это имеет отношение не к благородству и низости, а к силе и слабости (слаб, потому что низок? Силен, потому что благороден? Или благороден, потому что силен, низок, потому что слаб... - видите, сначала кажется, что истину поймал, а потом оказывается, что даже противоположное не менее верно. Всегда проверяйте противоположное, чтобы не верить всему, что первым пришло в голову, потому что во всем, что в голову приходит, будет часть истины, но не вся и в количестве её без проверки невозможно не обмануться...
Вообще,  нет однозначных людей - мы где-то слабы и даже низки, а где-то сильны и даже благородны . И любителя однозначных раскладов как раз можно заподозрить в том, что он скорее слаб и низок... - по крайней мере, в момент данного своего настроения и состояния...)

„Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека — и познаешь степень его человечности.“ - сказал бы проще: каждый слаб, пристрастен и ошибается, и это всё неизбежно для эгоистичной  человеческой природы, пребывающей в диалектичном мире как его составная часть...

„Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание — есть долг.“ - в идеале, конечно, хорошо бы быть обдуманным чуваком, но - смотри предыдущий текст...

„Не происходит изменений лишь c высшей мудростью и низшей глупостью.“ - и наоборот: высшее (низшее) - это тот уровень, где уже не происходит изменений. Наконец-то. Стабильное состояние, а не тернистый жизненный переход... (Сейчас мне трудно бывает полчаса спокойно полежать... И даже в сны поминутно жизнь врывается...)

„Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.“ -  в такой постановке вопроса всем надо быть бедными и безвестными - и это будет по христиански - но многие надеются, что  они так талантливы, что смогут всего добиться без потерь, и чистеньким переправиться через болото грязного и сладкого блата... (По ощущениям, такое в полной мере удалось только Месси! Меня его человеческие качества восхищают не меньше футбольных...)

„Учитель сказал: «Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?»“ - кто-то меньше Конфуция этот вопрос понимает? "Если в повозке нет оси, как можно ей доверять?" Дошло наконец... Но заранее не всегда известно, насколько надёжна ось, если даже формально она и присутствует...

„Благородный с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.“ - что лучше, ожидать или суетиться? Ожидая, можно промедлить и всё упустить. И, может, ты просто не понимаешь сути действий другого, вот и называешь их "суетливыми "....  Пафос-то какой! (В такие моменты крепнет надежда, что это действительно древняя цитата, конфуцианская)

Ладно, как личность я его не прочувствовал, но некоторые характерные вещи приметил. Общее впечатление достаточно двойственное...