Сотрудники
Сотрудники нашей лаборатории были очень колоритны.
Диас Шалабаев был заместителем Пащенко. С ним мы хорошо дружили, видимо, из-за того, что мы были почти единственные не москвичи. Диас — казах, хорошо образован, занимался серьезной тематикой по атомным реакторам, пострадал из-за брата астронома, который уехал во Францию, после чего Диасу были закрыты почти все дороги. Он снимал квартиру в Москве без московской прописки, вечно был без денег, закладывал в ломбард свою дубленку на лето, а осенью выкупал. Был заядлым игроком на скачках, где имел знакомого наездника. Иногда выигрывал, иногда проигрывал, но, как он сам говорил, чаще был в плюсе.
С началом перестройки занялся перепродажей компьютеров, на чем заработал хорошие деньги. Через его фирму я купил 5 компьютеров для института в Мурманске. Позднее узнал о его смерти — причину так и не знаю.
Женя Сапрыкин был руководителем группы физиков. Он очень комплексовал из-за своей бедности, хотя был кандидатом наук. У него был старый жигуленок, которого он очень стыдился. Он переживал, что у него две дочки, которых надо обеспечить. Был льстецом и подхалимом, во время телефонного разговора с большим начальником он вставал со стула и почти становился на цыпочки. Теоретическая подготовка у него была отличная. Но он не занимался физкультурой и был грузным мужчиной, часто в течение дня пил чай огромными кружками, умер из-за проблемы с сердцем.
Костя Тепикин, инженер, был в группе Сапрыкина. Занимался программированием для тренажеров атомных станций. Был в Чернобыле до и после аварии. Однажды вышел из машины и пошел к киоску купить сигареты, за киоском его нашли зарезанным.
Сергей Молчанов физик из группы Сапрыкина. Как и Сапрыкин, типичный рафинированный москвич. Брат у него работал в КГБ. Однажды Сергей принес меню кремлевских правительственных приемов Фиделя Кастро и других. Запомнился один пункт меню: суп-борщёк.
Сергей Бриков физик из группы Сапрыкина. Был довольно ленив для научной работы, но во времена перестройки уходил после обеда с работы к магазину «Москва» торговать вафельными трубочками, которые к тому времени испекла его жена. У него была машина, которую он хотел продать. Чтобы продать ее с маленьким пробегом, он принес на работу счетчик от машины, который подключал к двигателю для «сматывания» километров. У него у первого появился видеомагнитофон, и однажды пригласил нас, никогда не видевших видеомагнитофон, в гости посмотреть фильм «Последний девственник Америки». Он мне помог с жильем — последние полгода перед отъездом в Мурманск я снимал у него комнату около метро «Университет».
Кирилл Чернышов, типичный москвич, любивший высказывать свое особое мнение, высокомерно относился к немосквичам. Он был единственным математиком среди нас, позже защитил кандидатскую диссертацию.
Костя Гринберг — старожил ИПУ, здесь он защитил кандидатскую диссертацию. Был моим научным конкурентом — как и я занимался вопросом структурной идентификации. Уже прошло более 30 лет как я ушел из ИПУ, а он все продолжает заниматься той же тематикой.
Т.И. выполняла роль секретаря-помощницы. Ее оставил муж из-за измены – она загуляла с помощником министра. Очень раскаивалась, но муж не хотел возвращаться. С ней пытался женихаться Кирилл, который был лет на двадцать моложе ее. Она принимала его ухаживания, но в последний год стала обращать внимание на меня, что мне было совсем не нужно: она была не в моем вкусе, да и у меня была невеста.
Ира Грачева — программист, молодая москвичка, которая не перетруждала себя работой. Бала в моей группе. Советовалась со мной: вот муж после тренировки всегда кладет кроссовки на трюмо в коридоре — как его от этого отучить?
Володя Ильюков был старательный молодой человек, который жил в подмосковном Пушкино в однокомнатной квартире с женой и двумя дочками. Потом у него родилась третья дочка и они получили трехкомнатную квартиру в Бутово (благодаря жене, работавшей в строительстве).
Он пригласил нас на новоселье в Бутово. После застолья все пошли прогуляться по лесопарку. Подошли к озеру. Пьяная Т.И. вдруг разделась догола и полезла в озеро. Сапрыкин как большой начальник начал волноваться и давать указания срочно спасать Т.И. Он говорил, что, если что-то случится, то у нас у всех будут большие неприятности. Он приказывал Сергею Молчанову срочно раздеваться и спасать купальщицу, которая не собиралась тонуть. Не успел он раздеться, как Т.И. вылезла из воды и стала одеваться. Сапрыкин сказал мне брать такси и везти Т.И. домой, что я и сделал. Я проводил ее до квартиры, но в коридоре начал прощаться, несмотря на предложение остаться.
Апрель 1986 года. Балаковская АЭС и Чернобыль
Ребята из нашей лаборатории собрались в командировку на атомную станцию в Балаково Саратовской области.
Мы долетели до Саратова, а оттуда поехали поездом до города Балаково, где была атомная станция. Поселились в гостинице и стали ездить на автобусе до станции. Там познакомились с реактором и системами управления.
Поразило количество обслуживающего персонала на одном блоке станции — 450 человек (для сравнения во Франции только несколько десятков). Для управления реактором использовалось большое количество приборов, размещенных в виде съемных блоков в многочисленных шкафах. Ежедневно выходило из строя около 17 блоков управления, которые требовалось заменять. Нашей задачей было организовать систему управления на базе управляющей ЭВМ, которая заменила бы часть блоков.
Основной системы управления должна была стать многопроцессорная вычислительная система ПС-3100. Одним из разработчиков системы был директор ИПУ И.В. Прангишвили. Для системы надо было разработать уникальную операционную систему и программное обеспечение. Этим занимались различные НИИ.
Еще мы планировали в мае съездить в командировку в город Припять на Чернобыльскую АЭС. Там бывал Костя Типикин, который рассказывал, как там красиво, хвастался фото с выловленным сомом в длину чуть ли не равную его росту.
И вдруг авария. В понедельник приезжает инженер из Чернобыля и рассказывает то, что видел.
Самое интересное, что наши физики нам говорили о супернадежной защите от аварий на АЭС, а тут... Однако если выключить систему защиты, то никто и ничто уже не спасет.
Продолжение: http://proza.ru/2023/06/28/697