Ложь

Ваагн Карапетян
               
                Ложь

Никаноров Сергей, среди родственников и друзей, слыл честным парнем. Эта привычка, говорить только правду, у него сохранилась с детских лет. Родственники до сих пор с умилением вспоминают, как он подставил свою тётю, которую мать попросила записать Серёжу  в спортшколу.
Встретила их в спортшколе плотно сложенная девица в спортивном трико, и с сомнением осматривая щуплого мальчишку, сказала:
- А мы только  с шести лет принимаем.
Тётя Надя усердно закивала головой и, стараясь быть убедительной, ответила:
- А ему уже седьмой пошёл.
 Сережа, удивлённо глядя на родственницу, спросил:
- Тётя Надя, когда же это мне шесть лет исполнилось?
Женщины дружно рассмеялись. Тренер похлопала по плечу Сергея и сказала:
-Такого честного мальчика не могу не принять.
Прошли годы. Получив на руки аттестат о среднем образовании, Сергей помчался покорять столицу нашей родины Москву.
Мечтал, как и отец, стать журналистом. Но в МГУ на факультет журналистики поступить не так уж  и просто. Абитуриентов собралось тринадцать человек на одно место, а потому жестокая конкуренция вынуждала преподавателей со всей строгостью экзаменовать будущих журналистов. Пришлось попотеть и нашему Сергею, и в первые в жизни солгать.
На экзамене по истории ему достались вопросы средней сложности. Можно было и четверку вытянуть и двойку схлопотать.  Весь на нервах Сергей вглядывался в вопросник, пытаясь выудить из головы дополнительные сведения, как вдруг услышал рев девушки, сидевшей за экзаменационным столом.
Одна из преподавательниц, сжалившись над девушкой, предложила ответить на дополнительный вопрос, рассказать о реформах патриарха Никона. Ответа на этот вопрос Сергей не знал, но учитывая, что следующим на “голгофу” должен взойти он,  а потому  маловероятно услышать тот же вопрос, он не стал вслушиваться в обстоятельный ответ преподавательницы.
Когда девушка с “неудом” в экзаменационном листе, понурив голову, покинула зал, Сергей нерешительно пересел на её место, на самый край стула и принялся излагать всё известное по доставшимся ему вопросам.
Скучающие лица экзаменаторов не  предвещали ничего хорошего.   Сергей, потупив взор, всё более робел, начинал заикаться, ему не удавалось сосредоточиться, четко произносить слова, одним словом, плыл.
На минуту воцарилась тишина, очевидно экзаменаторы  обмозговывали свое решение, как вдруг Сергей услышал тот же вопрос, о реформах патриарха Никона, минутами ранее заданный незадачливой предшественнице.
И на автомате ответил:
- Простите, но вы только что задали этот вопрос и ответили на него.
Тем самым поверг в шок преподавателей, Самая строгая, та, которая более других выражала свое недовольство его ответами, поднялась с места, решительно подошла к нему, поцеловала  в лоб и сказала:
- Нам нужны только такие, честные журналисты.
—--
Выйдя с четверкой в зачётном листе, Сергей решил, на следующий же день подойти и объясниться. Но на следующий день за экзаменационным столом сидели другие преподаватели. Он несколько приуныл, но не ушёл, решил дождаться, кого-либо из преподавателей. Минут через двадцать вышел мужчина с сигаретой и коробкой спичек в руках.
Сергей извиняясь и робея попросил его сообщить, где сегодня работают вчерашние преподаватели.  Мужчина, чиркнув спичкой, пожал плечами и, прикуривая, в свою очередь спросил:
- Хотите морду набить?
- Нет, что вы, объясниться.
- Двойка?
- Нет, четвёрка.
-Так, что же вы хотите. Вы без пяти минут студент. Гуляйте пока!
Воскликнул преподаватель  и похлопал Сергея по плечу, давая понять, что разговор окончен.
Но Сергея не покидала решимость объясниться с экзаменаторами, даже если это произойдёт спустя полгода или год. Мужчину-преподавателя он хорошо запомнил: такое круглое лицо с круглыми очками-велосипед.
Но прошёл первый год, второй, третий, четвёртый и уже в преддверии госэкзаменов Сергей увидел того мужчину с очками-велосипед. На радостях чуть было не сбил его с ног.
- Здравствуйте, - без раскачки начал он, - я так долго вас искал, вы представить не можете.
- Я слушаю вас, - смутился преподаватель.
- Вы меня не помните?!
Преподаватель растерянно покачал головой.
- Вступительные экзамены по истории, четыре года тому назад.
Преподаватель продолжал растерянно улыбаться.
- Передо мной одна девушка плыла и ей был задан  вопрос о реформах патриарха Никона. Она не ответила и вы ей рассказали.  Не помните?
- Какой факультет?
- Журналистика.
- А какой ВУЗ?
- МГУ.
- Нет, молодой человек, так много времени прошло. Сожалею... Мне нужно спешить... Меня ждут.
       Сергей отошел в сторону и устало присел на скамейку. По летнему светило солнце, приятный ветерок шевелил  свеже-зеленые листья и  всё располагало к хорошему настроению, но на душе было скверно. Ощущение недосказанности так и не покинуло его.
—--
Спустя годы, уже на пенсии, он, время от времени,  вспоминал тот случай, кисло усмехался и тянулся за сигаретой.