Щучий залив. Часть - 2

Константин Пастух -Магидин
   Первым делом -  надо надуть лодку.               


    Мы с Фёдоровичем  на  двух надувных лодках отчалили от берега,    на  котором   оставалась  моя  Нива   и  сосед  по даче   Колька Бодров.      Николай    должен  отогнать машину  в дачный посёлок.   Такой у нас с ним  уговор.
   Мы    идём   на  вёслах ,    держим направление к противоположному берегу.   Затем,   мы   повернём влево и вдоль берега пойдём   в сторону   Тармы  километра  3- 4, может, больше.        Тарма –   большой посёлок  на берегу Братского моря.  Где – то там,  напротив   посёлка,  на   дальнем  берегу  таится   тот самый     Щучий залив,   в  котором   местные   мужики  «леща гребут мешками».   Об этом рассказывал  во время рыбалки на Кумейке  мой  напарник  и друг   Володя Инешин.  Ему можно верить,  он знает,  он  мэр  этого самого  посёлка.  Именно  после  его рассказа   у  меня в голове и  поселилась  мысль  проверить  этот  хвалённый   залив.   Я всё собирался, прикидывал, расспрашивал  -  и  вот,    пришло время идею  воплощать в жизнь.  Тем более,   что у меня и напарник нашёлся на это дело. 
 
   Мы  с  Фёдоровичем соседи по гаражам на БАМе.   Вообще – то, наш гаражный  кооператив называется «Север».  Но в Братске об этом мало кому известно.  Скажешь, что гараж    у тебя в   кооперативе «Север», так никто и не поймёт – где это?  Скажешь:  на БАМе – и всем всё понятно.   Почему БАМ?   Да,  строились гаражи  эти  в 70 – х, когда БАМ звенел  по всей стране,  когда  из каждого утюга гремели гимны Великой стройке.   Возводили свои   гаражи  мужики сами и в шутку стали называть  свою стройку   БАМом.    Называли в шутку, а  прижилось всерьёз.   Бывает.
 
   Наши с Фёдоровичем  гаражи,   можно сказать,   смотрят    друг на друга,  стоят напротив  - через   улицу.  Здесь  все друг друга знают,  запросто заходят в гости,  общаются -  эдакий  клуб по интересам.
 Заглянул  и  я  как – то    к  Фёдоровичу,  а  тот   стоит на  полу  на четвереньках, наклонился над проёмом  в лаз  и что – то  там высматривает внизу.    В руке у него бечёвка, которой он аккуратно водит из стороны в сторону.       «Фёдорович,  я что – то не пойму:   то ли ты рыбачишь, то ли колдуешь?» - спрашиваю .      «Рыбачу… Ещё как рыбачу.     Пытаюсь  вот,  поймать…»    Сосед  ещё какое – то время  старательно водить бечёвкой по проёму,  затем,    прерывает  своё  занятие,  распрямляет спину  и излагает суть проблемы: менял маслосъёмные  колпачки на своей шестёрке – и сухарь (мелкая металлическая деталь) улетел вниз,  в мастерскую.  Есть у них, у сухарей этих,  дурная привычка  лететь куда ни попадя.               
 
 - Так, а если он в подвал улетел? Как  ты его собрался  там ловить? - спрашиваю я.   
 - Да  нет.  Не мог  он в подвал улететь, -  уверенно заявляет  Фёдорович.      -  В мастерской у меня пол без щелей  да и крышка плотно прилегает.  Там он, родимый,  никуда не делся,   -  сосед   отметает все сомнения  – и мои, и свои,  -    склоняется над проёмом и  продолжает своё  странноватое    занятие.
Надо  сказать,  что гаражи у нас трёхуровневые.  Сам гараж, где стоит машина.   С него ведёт  вниз  лестница   в, так называемую,   мастерскую.   Это  небольшое помещение,   где обычно на полках  хранится варенье или крученная ягода,  а по   стенам на крюках,  да на гвоздях висит всякая  всячина.  В общем, никакая не мастерская, а обычная кладовка.    Ещё ниже – идёт уже подвал.  В нём хранится  картошка,   морковка,  свекла.   Там  же на полках,   в стеклянных банках  разных калибров,   соленья: огурцы, помидоры,  салаты, капуста.     Солёные грузди  и рыжики.  А ещё жаренные   рыжики и маслята,  залитые кулинарным жиром.  На полу, у стенки   молочная  фляга   с солёной рыбой .   В подвале всегда прохладно, внизу   вечная мерзлота.
 
   Да,   Фёдорович  меня  озадачил…   Стоит  в  гараже  на карачках,  водит  верёвочкой вправо,   влево по проёму, говорит:  ловит  упавшую мелкую деталь - сухарика.  На что он его ловит?   Не на опарыша  же.   Как – то всё это не очень серьёзно  выглядит.   Но  всё  дело  в том, что сам-  то   Фёдорович  человек серьёзный  и уважаемый.  И у нас на гаражах, и – вообще.  А вот же, забавляется  верёвочкой.   Озадачишься тут…    А   тот,   будто услышал мои мысли.  Ловко  перебирая   руками,   он  вытаскивает  свою рыбацкую снасть.    И  вижу  я, что  рыбалит  мой сосед, конечно же, не на опарыша -- а  на обмотанный целлофаном  магнит  внушительных  размеров!      Фёдорович  тут  же  начинает    осторожно  осматривать,  ощупывать  свою   приваду.   Есть!   Потеряшка  нашёлся,  клюнул   на  его  наживку.  Сухарь  прилип  к  магниту.     Сосед  аккуратно  и  бережно  отрывает    от  наживки сухарик  и  бросает его в  небольшую  баночку для мелких деталей.   Конечно,  Фёдорович  доволен, что  потерянная деталь нашлась,  что  приспособа  его сработала,  но  виду не подаёт.    Не такой  он   человек,  чтоб кичится таким  пустяком, как  выуженный  на магнит  сухарь.  Фёдорович  цену себе знает. Он Мастер. Я  постоянно  вижу,   как   к  его гаражу   один за другим  подъезжают   автомобилисты  со своими проблемами
 
– Фёдорович, посмотри  сцепление;   

-  Фёдорович, послушай движок, вроде, клапан стучит;               

-  Фёдорович, надо бы проварить лонжерон.

 И так, с утра до вечера.  Регулирует, ремонтирует, варит…  Всем нужен Фёдорович.
Теперь  он на пенсии.   А  раньше,   много лет  отработал   на РМЗ  слесарем  инструментальщиком.    Он привык, он любит  возиться  с механизмами.   Он  мастер, как говорится, до мозга костей!    И это заметно.  И по тому, как    размашисто и с достоинством  шагает  он по улице между гаражей,  как,    подойдя  к     своему боксу,    останавливается, по - хозяйски   окидывает  взглядом  ближние  строения – всё ли в порядке у соседей?  Не вскрыт ли у кого гараж?     Затем откидывает полу пиджака,   достаёт из кармана брюк связку ключей,  не спеша перебирает их в руке, выбирая нужный.  Видно, что всё это  доставляет ему удовольствие.   Все замки у него  с секретом,  каждый ключ – особенный,  к каждому он руки приложил.  И руки  у  Фёдоровича,  даже с виду -  мастеровые.  Смуглые,  будто  слегка  прикопчённые,  с  заметно выраженными выступающими  суставами  больших пальцев,  от чего напоминают    добротный  слесарный  инструмент.  А ещё  на  них  заметны  признаки    профессии: в виде  старых шрамов  и отметин.  Руки Мастера - руки  с историей, как «Башмаки»  Ван  Гога.
 
- Да, Фёдорович,  признаюсь,  удивил ты меня, - говорю я соседу.  -  Лихой ты рыбак, оказывается.  А  я и не знал.
- А что ты думаешь, Ефимыч, я ведь прошлой ночью на нашем заливе  добыл 12 штук.   При  том,  несколько штук , вполне  себе…   С ладошку будут…  -   Фёдорович  подхватывает разговор и  спешит поделиться  со мной своими успехами   в  настоящей   рыбалке, на море.    Видно, что   сосед  гордится пойманными «рыбёшками с ладошку»,  гордится   своим рыбацким  фартом.   Ему хочется   об этом поговорить  со  мной.   Все на улице знают,  что я рыбак.   Ко мне нередко забегают   мужики  -  просят солёного леща.  Я понимаю, что требуется закуска,    и спускаюсь в подвал.  Иногда   же,   прямо   от  гаража несётся  крик:   «Костя, дай леща!»   «Заходи» -  кричу  в ответ.   Сам    Фёдорович,   не   то  что  покричать,  зайти  и попросить  рыбину  никогда себе не позволит, гордый.  Хотя, если я угощаю, то с удовольствием принимает.   Засол у меня вкусный – это все признают.  На гаражах, ведь,  рыбаков немало.   И разговоры   о рыбалке, о тайге -   здесь постоянные.

    Фёдорович  тоже  любит  поговорить  на эти темы.  Он мне  начинает рассказывать: где в каком месте  добыл рыбёшку  покрупнее.   У нас с ним  дачи  на 37-ом километре по Тулунскому тракту.  А  в 20 минутах ходьбы от дачного посёлка  -  залив Братского моря.  Там он  и лучит по ночам с острогой.  Ходит  он по берегу  да по мелководью, так что улов его довольно скромный.    Но он умеет радоваться и этому, что у меня вызывает симпатию.   Места  на заливе   мне  знакомы, и я хорошо представляю себе всё, о чём рассказывает сосед.               

- Ефимыч, а ты как, сам собираешься на рыбалку?  Нет? –   как – то неожиданно  резко - от своих  «рыбёшек с ладошку»  Фёдорович переключается  на меня.     Видать,  сконфузился, решил, что его  рыбацкие радости меня не впечатляют. Хотя,   я слушаю доброжелательно  и,  даже, с интересом.  Мне всё интересно, что касается рыбалки, тайги.               

- Собираюсь.    Никак, вот,  не соберусь,- отвечаю я соседу.               

- На  Кумейку?   

- Да нет,  не на Кумейку.   Поближе.

    Я  рассказываю,   что собрался искать в районе  Тармы   Щучий залив,  который,  в общем – то, находится недалеко от наших дач, и  в котором,  по слухам,  полно   рыбы.               

 -  Да, я  тоже слышал разговоры, -  подхватывает    Фёдорович.   –  Щучий залив! Говорят, там   хорошо ловят… Да!    Я   и сам  уже думал:   неплохо было бы туда наведаться.  Надо,  как – то  собраться.

    Я вижу,  сосед  ждёт, что я его приглашу  с собой.   Правду сказать, я  не  ожидал  от него такой прыти.  Ему ведь, уже за 60.

 -  Фёдорыч,  если у тебя есть желание, то айда со мной.  Только, должен  сказать тебе:   я не знаю, где этот залив.  Можем  найти, можем  не найти.  А  даже, если  и найдём, то не факт, что вернёмся с рыбой.  Тут всё вилами по воде писано. Понимаешь? 
 
 - Ефимыч,   ну что ты такое говоришь.  Что  ж я  не  понимаю.  Места незнакомые,  всякое может быть.  Ну не поймаем? И что?  Беда большая?  Зато проверим -  этот самый,  хвалённый залив.
 
   Мне  нравиться  трезвый подход к делу моего соседа,   и я понимаю:  Фёдорович - напарник подходящий.   Да я и не сомневался в этом. 

 -   Ну,  так что, лодка у меня двухместная, разместимся.   Тем более, сейчас лето, барахла  много набирать не будем, -  говорю я Фёдоровичу.

 -  Да, лодка у меня есть своя! - радостно сообщает  сосед.   -  У  меня где – то   там  и сетушка есть, надо поискать…  Я найду.
 
 -  Ну вот и хорошо.  На двух лодках пойдём.   На двух  - надёжней!  Дорога - то   неблизкая.   А что касается  сетушки, то не  надо ничего искать.  Не заморачивайся.  Я и сети   возьму, и  разрешение на вылов  возьму.  Чтоб нам там спокойно себя чувствовать.  Мне это проще сделать.  И сети искать не надо –  всегда  наготове. И дорожка в рыбнадзор давно протоптана.
   
    Так мы  с  Фёдоровичем и сговорились  отправиться на поиски Щучьего залива вместе.