56. Эпоха Просвещения

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/07/03/1682

В XVII и XVIII веках на жизнь людей, на их мировоззрение и, конечно, на искусство огромное влияние оказала Эпоха Просвещения. Так назвал это время Иммануил Кант. Эпоха просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Основа этого интеллектуального движения - рационализм и свободомыслие. 

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось во Франции, Германии, России, охватило другие государства и страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие "властителями дум". 

Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в социальной жизни Европы и Америки, на борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) называл Просвещение выходом человека из состояния несовершеннолетия, то есть неспособности пользоваться рассудком без руководства со стороны. Таким образом, мыслитель отмечал, что к XVIII веку человечество стало пользоваться разумом для объяснения окружающего мира.

В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Просвещение затронуло многие страны Европы: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию, а также Северную Америку.

Принципы Просвещения были положены в основу североамериканской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Относительно датирования данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие - к середине XVIII века. В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе "Рассуждение о методе" (1637). 

Просвещение не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов этого времени нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому Просвещение - это определённое направление философской мысли и  комплекс идей.

В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.
В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы - женщины.

Появились специальные издания, рассчитанные на женщин, например, в 1737 году книга "Ньютонианизм для дам" автора Франческо Альгаротти. Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741):
"Нет ничего, что я рекомендовал бы своим читательницам серьёзнее, чем изучение истории, ибо это занятие лучше других подходит одновременно их полу и образованию - гораздо более поучительно, чем их обычные книги для развлечения, и более интересно, чем те серьёзные произведения, что можно найти у них в шкафу."

Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро "Энциклопедии" (1751-1780) в 35 томах. Это был самый успешный и значительный "проект» века". Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. В нём доступно объяснялись все стороны мира, жизни, общества, наук, ремесла и техники, повседневных вещей. 
 
Эта энциклопедия была не единственной в своём роде. Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой. Во-первых, она стала более знаменитой  уже среди современников, потому что её писали знаменитейшие люди своего времени. Во-вторых, её статьи были более спорными, полемичными, открытыми духу времени, частично революционными; их вычёркивала цензура, были гонения. В-третьих, в то время международным научным языком был уже французский, а не немецкий.

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы.

Латынь перестала быть научным языком. На её место приходит французский язык. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках.

С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой "естественной религии", которую проповедовали просветители XVIII века.

Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги - Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX веке, являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической.

Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения, в особенности это коснулось христианства, которое считалось первоисточником ошибок и суеверий.
Вследствие этого выбор пал на деизм (Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается) как естественную религию, отождествлённую с моралью.

Не принимая во внимание материалистические и атеистические убеждения некоторых мыслителей данной эпохи, таких как Дидро, большинство просветителей были последователями именно деизма, которые посредством научных аргументов пытались доказать существование Бога и сотворение Им вселенной.

В эпоху Просвещения Вселенная рассматривалась как поразительная машина, которая является действующей причиной, а не конечной. Бог же, после создания Вселенной не вмешивается в её дальнейшее развитие и всемирную историю, а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния.

Руководством для людей в их нравственном поведении становится лаицизм, превращение религии в естественную мораль, заповеди которой являются одинаковыми для всех. Новая концепция толерантности не исключает возможность исповедовать иные религии лишь в частной жизни, а не общественной.

Отношение Просвещения к христианской религии и к её связи с гражданской властью были не везде одинаковы. Если в Англии борьба против абсолютной монархии была уже частично решена благодаря акту "Билль о правах" 1689 года, который официально положил конец религиозным преследованиям и отодвинул веру в сферу субъективно-индивидуальную, то в континентальной Европе Просвещение сохранило жёсткую неприязнь к католической церкви. Государства начали занимать позицию независимости внутренней политики от влияния папства, а также всё большего ограничения автономии курии в церковных вопросах.

Иезуиты, непримиримые защитники папского авторитета, на фоне роста конфликта между церковью и государством, а также общественного мнения, призывающего к уничтожению ордена, были изгнаны почти из всех европейских стран. В 1759 году они были вытеснены из Португалии, далее следует Франция (1762) и Испания (1769).
В 1773 году папа Климент XIV опубликовал Dominus ac Redemptor, в которой постановил распустить Общество Иисуса. Всё имущество ордена было конфисковано и, в большей его части, направлено на создание общественных мест, контролируемых государством. Однако иезуиты полностью не исчезли из Европы, так как в России Екатерина Великая, хоть и была весьма близка к идее Просвещения, отказалась публиковать папское бреве (послание) о роспуске.

Общеевропейское значение в XVIII веке получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и других писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были больше заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Под влиянием идей Просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм). Но наиболее значительным последствием идей Просвещения стали Американская революция и Великая французская революция.

Уже в XVIII веке делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту. Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект.

Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода.
Начиная с эпохи Просвещения, мыслители настаивают на своём праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными "за Правду".

Иллюстрация: Уильям Хогарт. Эпоха Просвещения

Продолжение  http://proza.ru/2023/07/13/1271