Ч. 396 Уроки настоящего для будущего

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/07/07/1262

Передавая лестные слова вице-канцлера, мудрый человек Николай Карлович Краббе предупредил Лесовского: «С особым удовольствием передавая Вам эти слова, я желал бы, однако же, чтобы выгодное для нас впечатление на американский народ,

произведённое Вашим приходом в Нью-Йорк, не охладилось бы  от слишком долгого пребывания в этом порту. Весьма часто восторженные проявления сменяются утомлением,

а утомление – равнодушием, и, наконец, новые друзья, насмотревшись и наобедавшись вдоволь, могут надоесть друг другу.

Поэтому я считаю, что было бы недурно, если бы Вы, по исправлении судов, прогулялись по другим американским портам, с тем, чтобы впоследствии, если будет нужно, снова возвратиться в Нью-Йорк.

Мысль эту я Вам не навязываю, но прошу передать её посланнику нашему в Вашингтоне, которому долголетняя опытность, глубокие знания народного характера и известный дипломатический такт внушать без всякого сомнения самые лучшие и полезнейшие советы в этом, как и во всех других отношениях.

Само собой разумеется, что на эти прогулки, в которых я вижу и средство морского образования офицеров и команд, я вызываю Вас в таком случае, если современная политическая обстановка не будет тому препятствовать».

Существуют различные мнения в отношении цели отправки русских эскадр (о Тихоокеанской эскадре я напишу позже) в США. Кто кому больше помог?

Вспомним Крымскую войну. Тогда в России был парусный флот, одержавший победу при Синопе над таким же, но более слабым турецким флотом.

С того времени Российская империя никогда не одерживала побед в морских сражениях, зато отличилась грандиозным поражением в Цусимском проливе и беспрецедентной в военно-морской истории сдачей в плен броненосцев.

Понимая, что у парусного российского флота нет никаких шансов на победу при сражении с пароходным англо-французским флотом, Черноморский флот укрылся в Севастопольской бухте, где и был потоплен.

В 1863 году история повторилась. У союзников, Англии и Франции, был броненосный флот, а у России на Балтике – деревянный, маленькие мониторы ещё только строились по похищенным в США чертежам.

Российский Балтийский флот мог только повторить судьбу Черноморского флота, укрывшись за Кронштадтскими фортами. На Чёрном море флота не было в соответствии с положениями Парижского мирного договора.

Укрыть флот в порту нейтрального государства было отличной идеей Николая Карловича Краббе. Правда, в истории Российского флота уже была печальная страница, когда русская эскадра укрылась от английского флота в Лиссабоне, но потом была вынуждена сдаться англичанам.

Наши военно-морские историки этот эпизод изящно называют передачей кораблей англичанам на хранение.

Но США – не маленькая и слабая Португалия, поэтому русские моряки могли чувствовать себя в американских портах в безопасности.

Предварительно правительство Александра II заручилось разрешением и поддержкой правительства Линкольна.

А что за польза была американцам от пребывания русского флота в своих портах? В американских газетах прибытие русских военных кораблей подавалось в качестве демонстрации дружбы двух стран с возможностью заключения союза.

Если Франция и Великобритания вмешаются в Гражданскую войну в США на стороне мятежных южных штатов, то Россия вступит в войну на стороне Севера.
 
На самом деле, Россия не собиралась начинать воевать ни на чьей стороне с пустой казной и подорванной экономикой в результате Крымской войны. Речь шла о том, чтобы начать боевые действия, если Франция и Великобритания объявят войну России.
 
Но позже стали писать, что Россия начала бы войну на стороне Севера в случае признания Англией и Францией мятежных штатов самостоятельным государством и вступления в войну на стороне южан. Так, мол, русские эскадры спасли Соединённые Штаты.

Александр II, спустя много лет, в беседе с американским банкиром Уортоном Баркером 17 августа 1879 года сказал:

"Обоим адмиралам были отданы секретные приказы. …Все это я делал из любви к моей родной России, а не из любви к Американской республике.

Я поступил так потому, что понимал, что перед Россией встанет более серьезная задача, если Американская республика с ее передовым промышленным развитием распадется, а Великобритания останется ведущей в большинстве отраслей современной промышленности".

Об этом знал президент Линкольн, но легенда, публиковавшаяся в печати, была на руку его правительству.

Русские корабли могли в качестве рейдеров нападать только на безоружные торговые суда. Встреча с любым броненосным кораблём означала для русских кораблей гибель. Тем не менее, правительства Франции и Великобритании не хотели ненужных расходов на поимку русских кораблей.

Так присутствие русской эскадры положило конец возможности вмешательства европейских держав в Гражданскую войну в США. Но насколько реально могла нарушить международную морскую торговлю эскадра Степана Степановича Лесовского?

Снабжение и обеспечение эскадры было поручено одному человеку - капитану 2 ранга Александру Егоровичу Кроуну. Он прибыл в Америку раньше эскадры.

Ему предстояло в случае начала боевых действий эскадры доставить всё необходимое к острову Св. Екатерины на севере Бразилии, в залив Лобиту на западном побережье Африки и в залив Сан-Матиас на юге Аргентины.

Если вам, дорогой читатель, не лень, посмотрите на карте расстояния между этими точками. Мало того, ему же поручили и снабжение эскадры контр-адмирала Андрея Александровича Попова.
 
Управляющий Морским министерством Краббе писал Лесовскому: «Весьма прискорбно было мне видеть из Вашего донесения и из частного письма к Голицыну, что, несмотря  на все старания Великого Князя и мои собственные, суда наши ещё строятся и снабжаются далеко не исправно.

Течь на «Невском», сухая гниль и плачевное состояние станков на «Ослябе», непростительные промахи и пропуски на «Пересвете» - всё это весьма и весьма меня печалит и начинает убеждать в том, что одними просьбами и увещеваниями управлять нельзя.

Я Вас убедительно прошу с полною откровенностью и с величайшей подробностью описать мне состояние всех судов Вашей эскадры, дабы уроки настоящего не пропали даром для будущего…».

Фрегат «Ослябя» был в таком состоянии, что Лесовский просил разрешения вернуть его в Россию.

Краббе ответил: «Что же касается «Ослябы», то предположения Ваши о возвращении его в Россию ранней весной свершится само собою, если не будет войны и суда Вашей эскадры разойдутся по станциям.

Если же война будет, то Вы понимаете, что возвратить «Ослябу» не будет никакой возможности, и потому его придётся в таком случае исправить так, чтобы он мог идти в крейсерство,

что, судя по краткому описанию его повреждений, не должно, как мне кажется, предоставить особых затруднений».

Продолжение http://proza.ru/2023/07/09/1077

На фотографии: фрегат "Ослябя"