"КЛЮКВЕННЫЙ РЕЦЕПТ"
Т.
Алексеевне...
«…Ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал»,- вспоминается пришвинское из «Кладовой солнца». Так случилось, что лечебный рецепт, основной составляющей которого явилась клюква, мне порекомендовали именно ранней весной. Существуют разные снадобья из данной ягоды, очень полезные для людей с больным сердцем. Ведь от состояния сосудов зависит функционирование всех систем жизнедеятельности организма, так как они доставляют кровь к тканям внутренних органов – и значит, дарят человеку здоровье.
А теперь ближе к делу…
В то время я вынужденно ушла из школы. Данному событию предшествовал «вещий сон» - и всё как-то разом расстроилось. Началось с нездоровья, «клюква на помощь ещё не подоспела». Серьёзные перемены в жизни. Надо было пережить.
Решила пообщаться с бывшим завучем, с кем бок о бок довелось трудиться не одно десятилетие "на ниве народного образования". Захотелось рассказать о своём житье-бытье, воскресить в памяти забытое былое, поделиться творческими планами и, наконец, просто прислушаться к советам человека, умудрённого жизненным опытом. Возобновилось общение. С Т.А. вспоминали доброе… были молоды, полны жизненных сил и энергии со своими взлётами и … А вот теперь… И я своим натруженным, хрипловатым голосом, словно бы вопрошала (вторя поэту Маяковскому): «А вы ноктюрн сыграть смогли бы?..» В интересах обеих сторон вопрос оставался неозвученным, а для восстановления голоса Т.А. поделилась своим "фирменным" клюквенным рецептом, порекомендовав незамедлительно им воспользоваться.
Закупив все необходимые ингредиенты для изготовки спасительного зелья и обставив стол необходимыми принадлежностями, приступила к делу...
Но, боже, неосторожное движение, и вся махина ягод... Ах! Бусинки ягод дружно брызнули в разные стороны и растеклись по полу, по закоулкам всего поварского пространства, где кухонный фартук, с имитацией яркой цветочной солнечной поляны, в моей ситуации напомнил пришвинскую лесную палестинку с тем целебным ягодным местечком, что близ Слепой Елани (и простите здесь за смелость игры воображения).
***
И что же далее?
Благоприятное стечение обстоятельств в виде творчества, «сдобренного клюквенным рецептом», а также ежедневное общение с коллегой по вопросам "тины мелочей"- поддерживало, врачевало, взбадривало - повышало жизненный тонус и возвращало былое вдохновение (рабочее состояние души)...
А за окном пробуждалась природа. Весенние солнечные зайчики, проникающие через узенькие просветы жалюзи, словно заигрывали с тобой, заставляя встряхнуться от «зимней спячки» (хандры), призывали к творческой деятельности. И я вступила в «согласный хор» со своим солнышком (пробуждение с его восходом, труд в течение дня и до захода, с небольшими остановками в качестве вознаграждения самой себя за творческие находки). Так, с благодатного наставления уважаемых коллег, мной стал осваиваться мемуарный жанр с целью обобщения всего того, что наработано многолетним учительским трудом. Подытожить, резюмировать, «оставить узелки на память»… Лучики солнца раннего утра часто тому способствовали, пробиваясь к монитору, на котором уже высвечивались необходимые цитаты из пришвинской "Кладовой солнца".
А лекарство, изготовленное из клюквы, той, что ЯКОБЫ «выплескивалась яркой краской из стакана...», наделяла неутомимой работоспособностью в деле "генерализации педагогического опыта" вот так, методом пришвинского описания палестинки:
«...наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод».
Мне подсказали, что воспоминания и надо собирать, словно ягоды, как делали это "Золотая курочка на высоких ножках" Настя и "Мужичок в мешочке" Митраша из пришвинской "Кладовой солнца" - в моём случае, наполняя ими(воспоминаниями) "лукошко памяти". Нельзя им позволить раскатиться и затеряться, нет, ни в коем случае!
Вот и моя первая "клюквинка" - миниатюра об уходе из школы (написана, дабы возвестить миру о своей печали), за ней гроздью потянулись главы о мечте стать учителем, о наставниках, учениках, а затем возникло целое «ожерелье» из описаний фрагментов разных методических дел. И как общий итог - "собрание сочинений": «Воспитание творчеством», "Урок, рождённый вдохновеньем", "Урок длиною в жизнь...".
Школьные подмостки, как палестинка с целебной ягодой, как площадка, где мы с детьми созидали, свершали, лечили души творчеством.
Клюква — это кладезь витаминов и минералов. В моих методических материалах, доступных в интернете, вы найдёте ценные советы для педагогов. Эти рекомендации, проверенные временем, я собирала годами работы учителем. Они просты и полезны, как витамины,* их ценность с годами остаётся неизменной.
Спасибо Всевышнему
за "КЛЮКВЕННУЮ ПАЛЕСТИНКУ"
в моей профессиональной деятельности!
***
Посвящение автору миниатюры
Ах, клюква! Пришвин, ах!
Какой рецепт!.. Рецепт для сердца!
Когда ВДРУГ в клюквинках-словах
И в Прозу. ру открылась дверца!
Любимым стало ремесло,
И мастерская в мир открылась,
И непослушное весло
Крылом Пегаса окрылилось!
(Рецензент В.Буслов)
Сноски:
* Витамины (клюквинки)- методические приёмы организации учебного процесса (см. миниатюры, рассказы, эссе, словесные этюды, мемуары по теме "Урок длиною в жизнь...")