Парад фантасмагории Мертвые души, опера Щедрина

Мари Козлова
 Парад фантасмагории

"Мертвые души", опера Щедрина, новая сцена Мариинского театра,  16 июля 2023 года

Послушать "Мертвые души" я пошла из любопытства, тем более друзья подарили билеты, которые получили в нагрузку. Всегда полезно иметь собственное представление о музыке, хотя я знаю, что творения некоторых композиторов мне абсолютно противопоказаны. Например, оперы Шостаковича и Прокофьева или музыка Стравинского.
Кое-что из опер Щедрина я слышала. "Очарованный странник" лет десять назад удивил сюжетом, но музыка особых эмоций не вызвала.  "Боярыня Морозова", напротив, поразила экспериментами в музыке, где весь оркестр состоял из трубы и ударных - литавр и барабана. А опера "Не только любовь" мне очень понравилась, она покорила своей искренностью и экспрессией. И я ходила на нее неоднократно.
Но "Мертвые души" оказались из категории не просто не "моей" музыки, а из той, от которой становится физически плохо, кажется,  что в организме сбиваются все биоритмы. И после спектакля надо отдышаться, чтобы прийти в себя от давящей тяжести в груди и ломоты в висках. Хотя я заранее настраивалась на веселый эксперимент, но три часа музыкального скрежета и атонального звукоизвержения даже сквозь смех от услышанного и увиденного было трудно пережить.
Если в романе Гоголя "Мертвые души" есть мягкий юмор, прекрасный мелодичный язык, который скрадывает гротескность сатирического сюжета, делает его забавным, то в либретто и в музыке оперы абсурд не просто доведен до предела,  он возведен даже не в квадрат, а какую-то сумасшедшую степень с несколькими нулями. И итоге - какофония звуков, отсутствие мелодий, дисгармоническое пение,  превращающееся у некоторых персонажей в  вопли и завывания.
Умом я понимаю, что перед исполнителями стоит неимоверно сложная задача - сделать это противоестественное нагромождение  звуков человеческой музыкой, пусть и дисгармоничной. Остается только восхищаться профессионализмом и талантом певцов, которые могут это запомнить и воспроизвести эту какофонию и впечатляюще воплотить на сцене  абсурбные образы. Тут можно только восторгаться. И к этому чувству у меня примешивается сочувствие: если мне реально плохо от этих звуков, каково же их петь!
 Рефреном звучащая народная песня, исполненная  в фольклорной  манере  "Не белы снеги" и видеопроекции зимних тоскливых пейзажей лишь подчерковает несуразность происходящего. Судя по картинкам, Чичиков (Сергей Романов) едет в бричке зимой, но там должны быть сани, а не колеса, а попадает к Манилову-пчеловоду в мае, потом дорога к Коробочке и Ноздреву снова пролегает в снегах, и так без конца.
Спектакль поставлен соответственно (режиссер Василий Бархатов) - эдакий парад фантасмагории. Причем Василий Бархатов остается верным себе - он визуализирует метафоры, идиомы, ассоциации, не считается с логикой и даже с либретто. Если Манилов (Александр Тимченко) приторно угодливый, если из его слов будто мед сочится, то его надо сделать пасечником, заставить есть мед, угощать им, разливать, доставать соты из ульев, окуривать пчел. Похоже, без "Старосветских помещиков"  в создании этой сцены не обошлось.  Если Ноздрев (Сергей Семишкур) гуляка, то как же тут без водки, льющейся рекой, без ружья, без полуодетых девиц,  которые собирают туфли,  трусики и прочие предметы одежды в самых неожиданных  местах: на обеденном столе, за которым сидят и гости, на стульях вокруг него, на диване в гостинной. Не могла отделаться от мысли, что реализации этой картины не обошлось без чеховского "Медведя",  точнее  без идей из фильма по этому рассказу.
Коробочка  (Анна Кикнадзе) - самый удачный образ оперы и по замыслу, и по воплощению, и по исполнению. В этом эпизоде все органично, и причитания Коробочки, и дуэт-скороговорка с Чичиковым, доведенным хозяйкой дома до белого каления ее опасением прогадать на продаже "мертвых душ".
А воплощение философствующего на трибуне Собакевича (Олег Сычёв) напоминает слепок с "Антиформалистического райка" Шостаковича, хотя последний гораздо изящней.
Озадачивают в постановке не только прыжки во времени - из зимы в лето и назад, но и мешанина эпох. Какие крепостные крестьяне, брички и извозчики могут быть у людей в габардиновых двубортных костюмах или обладателей современных двухколесных ручных тележек для поклажи из магазина? Или это любимый ход современных режиссеров - показ сюжета как бреда сумасшедшего?
Впрочем, в этом спектакле любой абсурд идет в дело легко и особо не выбивается из общего стиля музыки и сюжета.
После спектакля остается ощущение утомления и внутреннего раздрая.  Возникает необходимость срочно восстановить не только душевное,  но и просто физическое внутреннее равновесие.
Мы с приятельницей, прослушав оперу, пришли к убеждению, что если кому-то такая, музыка нравится, то они либо говорят неправду,  либо у них есть какая-то проблема с душевным здоровьем.
Хотя исполнители заслуженно получили свою долю аплодисментов. Я тоже аплодировала. Сдюжить такую дозу абсурда и какофонии не каждому дано!