Мафии пришел конец? Сицилийская вечерня, опера Вер

Мари Козлова
  Мафии пришел конец?
"Сицилийская вечерня", опера Верди,  концертный зал Мариинского театра,  18 июля 2023 года

Артисты подарили зрителям незабываемый оперный вечер! Опера Верди прозвучала грандиозно в концертной версии! Прекрасные голоса солистов, отличный хор, выразительный оркестр под управлением Кристиана Кнаппа.
Жанна Домбровская (Елена), Александр Михайлов  (Арриго), Магеррам Гусейнов  (Прочида)  мастерски исполнили роли трех сицилийских патриотов-бунтарей. Особенно красиво прозвучала героическая каватина Елены в первом действии и ее лирическая ария "Прощай, страна родная" в четвертом действии.
Сильное впечатление осталось от блестящего исполнения Магеррамом Гусейновым арии "О, мой Палермо!" и большой сцены с хором. В них  отчетливо слышалось мужественное благородство и   искренняя любовь его героя к родине. Выразительный сильный бас певца передавал сложные эмоциональные и вокальные нюансы этой большой арии, давая возможность прочувствовать красоту заложенной в нее мелодии и ощутить ее патриотический дух.   Пожалуй, это лучшее исполнение, которое мне довелось слышать. Замечательное! Как заметил один знакомый театрал, практически эталонное.
Порадовал и Александр Михайлов и в сценах с Еленой, и в эпизодах с Монфором. Особенно запомнилась в его исполнении лирическая ария Арриго в тюрьме "Грезил я счастьем" и яркая, полная радости ария в финале оперы.
Прочувствованно спел арию-воспоминание Монфора "Да, не любила и была права" Вячеслав Васильев. Интересно прозвучала и последующая сцена-объяснение  с Арриго.
Много приятных минут доставили ансамбли, в том числе квартет в четвертом действии, считающийся одним из лучших у Верди, а также танцевальные эпизоды оперы - в частности, тарантелла, хотя главный балетный дивертисмент попал в купюры.
Заявленное в афише концертное исполнение "Сицилийской вечерни" было неожиданным, потому что несколько лет в Мариинском театре идёт полная сценическая версия оперы, поставленная французом Арно Бернаром. Там все в сюжете было поставлено с ног на голову - никаких французских оккупантов Сицилии и никаких сицилийских  патриотов-сопротивленцев, вместо них - Нью-Йорк, полиция, сухой закон, итальянская мафия,  бутлеггеры, подпольная торговля виски и резня, устроенная мафиози в главном городе США в середине 1920-х годов. Словом, патриотическая трагедия была низведена до коммерческих бандитских разборок, лишая тем самым оперу ее героического духа, что для творений Верди смерти подобно.
А тут - такой подарок! Концертное исполнение без каких-либо режиссерских измышлений! Только музыка  Верди, только певцы и их воплощение образов! Хотя поначалу было трудно отвязаться от всплывающего в памяти навязанного постановкой гангстерского видеоряда, что я считаю главным грехом режиссера, но к середине увертюры удалось отделаться от этих фантомных видений и представить реальную историю, изложенную в либретто.
Жестокий губернатор Сицилии, наместник короля Карла Анжуйского - Ги де Монфор (Вячеслав Васильев) казнил брата герцогини Елены (Жанна Домбровская), она жаждет отмщения. Влюбленный в нее Арриго (Александр Михайлов) готов ей в этом помочь, он   неожиданно выпущен из тюрьмы и полон решимости бороться с французским тираном и его солдатами, сделавшимися хозяевами Сицилии. К заговору присоединяется только что вернувшийся на родину Прочида (Магеррам Гусейнов), он непримирим в своем фанатичном стремлении убить Монфора и освободить Сицилию от захватчиков. Но вмешивается судьба: Арриго оказывается сыном ненавистного тирана Монфора. Его мать пятнадцать лет назад бежала с сыном и скрывалась, но перед смертью  в письме просила Монфора позаботиться о нем. Арриго, узнав это, впадает в смятение,  мечется между любовью к Елене, зовом крови и патриотическим долгом. Монфор же в жажде сыновнего признания проявляет чудеса терпения и милосердия, отменяя казнь покушавшихся не его жизнь Елены и Прочиды, обрекая себя тем самым на смерть. Он благославляет брак Елены и Арриго. И вроде все идет к компромиссу - перемирию сицилийцев и французов. Если бы не воинственный Прочида. Чудом избежав казни, он тут же организует восстание, которое должно начаться по первому удару колокола на церемонии венчания Елены и Арриго. И ничто не может его остановить. Его сердце не знает жалости. В итоге - трагический конец.
Концертная версия оперы позволила все это себе представить в воображении. Да и артисты в этом помогли. Без декораций и костюмов они так выразительно спели и сыграли весь спектакль и особенно его финал, что сердце сжималось от волнения, ожидая неизбежный удар кинжала Прочиды и смерть Монфора.
И публика по достоинству оценила исполнение оперы, устроив певцам бурную и долгую овацию. На поклоны они выходили дважды.
Фото Аллы Андреевой.