Мафии пришел конец?
"Сицилийская вечерня", опера Верди, концертный зал Мариинского театра, 18 июля 2023 года
Артисты подарили зрителям незабываемый оперный вечер! Опера Верди прозвучала грандиозно в концертной версии! Прекрасные голоса солистов, отличный хор, выразительный оркестр под управлением Кристиана Кнаппа.
Жанна Домбровская (Елена), Александр Михайлов (Арриго), Магеррам Гусейнов (Прочида) мастерски исполнили роли трех сицилийских патриотов-бунтарей. Особенно красиво прозвучала героическая каватина Елены в первом действии и ее лирическая ария "Прощай, страна родная" в четвертом действии.
Сильное впечатление осталось от блестящего исполнения Магеррамом Гусейновым арии "О, мой Палермо!" и большой сцены с хором. В них отчетливо слышалось мужественное благородство и искренняя любовь его героя к родине. Выразительный сильный бас певца передавал сложные эмоциональные и вокальные нюансы этой большой арии, давая возможность прочувствовать красоту заложенной в нее мелодии и ощутить ее патриотический дух. Пожалуй, это лучшее исполнение, которое мне довелось слышать. Замечательное! Как заметил один знакомый театрал, практически эталонное.
Порадовал и Александр Михайлов и в сценах с Еленой, и в эпизодах с Монфором. Особенно запомнилась в его исполнении лирическая ария Арриго в тюрьме "Грезил я счастьем" и яркая, полная радости ария в финале оперы.
Прочувствованно спел арию-воспоминание Монфора "Да, не любила и была права" Вячеслав Васильев. Интересно прозвучала и последующая сцена-объяснение с Арриго.
Много приятных минут доставили ансамбли, в том числе квартет в четвертом действии, считающийся одним из лучших у Верди, а также танцевальные эпизоды оперы - в частности, тарантелла, хотя главный балетный дивертисмент попал в купюры.
Заявленное в афише концертное исполнение "Сицилийской вечерни" было неожиданным, потому что несколько лет в Мариинском театре идёт полная сценическая версия оперы, поставленная французом Арно Бернаром. Там все в сюжете было поставлено с ног на голову - никаких французских оккупантов Сицилии и никаких сицилийских патриотов-сопротивленцев, вместо них - Нью-Йорк, полиция, сухой закон, итальянская мафия, бутлеггеры, подпольная торговля виски и резня, устроенная мафиози в главном городе США в середине 1920-х годов. Словом, патриотическая трагедия была низведена до коммерческих бандитских разборок, лишая тем самым оперу ее героического духа, что для творений Верди смерти подобно.
А тут - такой подарок! Концертное исполнение без каких-либо режиссерских измышлений! Только музыка Верди, только певцы и их воплощение образов! Хотя поначалу было трудно отвязаться от всплывающего в памяти навязанного постановкой гангстерского видеоряда, что я считаю главным грехом режиссера, но к середине увертюры удалось отделаться от этих фантомных видений и представить реальную историю, изложенную в либретто.
Жестокий губернатор Сицилии, наместник короля Карла Анжуйского - Ги де Монфор (Вячеслав Васильев) казнил брата герцогини Елены (Жанна Домбровская), она жаждет отмщения. Влюбленный в нее Арриго (Александр Михайлов) готов ей в этом помочь, он неожиданно выпущен из тюрьмы и полон решимости бороться с французским тираном и его солдатами, сделавшимися хозяевами Сицилии. К заговору присоединяется только что вернувшийся на родину Прочида (Магеррам Гусейнов), он непримирим в своем фанатичном стремлении убить Монфора и освободить Сицилию от захватчиков. Но вмешивается судьба: Арриго оказывается сыном ненавистного тирана Монфора. Его мать пятнадцать лет назад бежала с сыном и скрывалась, но перед смертью в письме просила Монфора позаботиться о нем. Арриго, узнав это, впадает в смятение, мечется между любовью к Елене, зовом крови и патриотическим долгом. Монфор же в жажде сыновнего признания проявляет чудеса терпения и милосердия, отменяя казнь покушавшихся не его жизнь Елены и Прочиды, обрекая себя тем самым на смерть. Он благославляет брак Елены и Арриго. И вроде все идет к компромиссу - перемирию сицилийцев и французов. Если бы не воинственный Прочида. Чудом избежав казни, он тут же организует восстание, которое должно начаться по первому удару колокола на церемонии венчания Елены и Арриго. И ничто не может его остановить. Его сердце не знает жалости. В итоге - трагический конец.
Концертная версия оперы позволила все это себе представить в воображении. Да и артисты в этом помогли. Без декораций и костюмов они так выразительно спели и сыграли весь спектакль и особенно его финал, что сердце сжималось от волнения, ожидая неизбежный удар кинжала Прочиды и смерть Монфора.
И публика по достоинству оценила исполнение оперы, устроив певцам бурную и долгую овацию. На поклоны они выходили дважды.
Фото Аллы Андреевой.