31. 03. 2022. Отрывок из Письма к Маню

Эль Ка 3
 Отрывок из "Письма к Маню"  http://proza.ru/2022/10/15/95
***
31.03.2022.
 Привет, Манюша!

Древо моих знаний начинает шелестеть своей кроной. И хочется поделиться. Только нужно ли? Надеюсь, что близкому кругу ...хотя бы.
 Меня интересует вот этот момент культ-культура-культ-культура. Надо же…напечатала и поняла-  вечно закручиваю в круг. Или мозг у меня так закручен?


 Написала про профдеформацию два эссе. Но пока первое не буду выкладывать. Тебе его перешлю отдельным файлом. Если и решусь, то только второе. Про Гойю. А первое больше про мифы и историю, историю искусств. Я же как всегда, пишу не только про изоискусство. Тут и театр, и музыка. А где театр, там драмы, Софокл, Еврипид("Ипполит") и тут же Цветаева ("Ариадна" и "Федра"). Мне её "Федра" нравится больше чем у Расина. Она, конечно написала с других позиций. Во всяком случае я увидела кормилицу (как в "Ромео и Джульетте") виновницу всей трагедии. Конечно субъективно, Маню. Но вот не настрой она Федру, не подпитывала бы своими стенаниями, что  красота молодухи пропадает зря, не науськивала на молодого красавчика-пасынка и осталась бы верна(измена в мыслях - тоже измена) и жива Федра.  …Или не устрой кормилица свиданки малолетним влюблённым отпрыскам двух семейств генуэзских… Сама понимаешь, всё было бы по-другому. Это я так, Маню, не для разбора трагедии, а для оправдания поступков - если бы, да кабы, то и трагедий бы не случилось. А так из тьмы веков...Для создания трагедии из простой житейской истории нужен не просто талант, а гениальность.


А сейчас пишу о музыке, Манюша. Душа стремится  наверстать пропущенное за ковидные простои..))
Вернулась к большому  прослушиванию. Естественно - Шнитке. Он ведь давно в любимчиках, с Губайдулиной сложнее. Так соскучилась по живому звуку. Помнишь, несколько лет назад я писала тебе, что была на пасхальном концерте в Филармонии, там исполняли "Семь слов на кресте" её? Нашла в своих записях те ощущения, что были пережиты в Филармонии. Я их наверно использую в эссе. А Эдисон Денисов  остался в тени, как-то пропустила его. Вообще эта троица стоит как бы вместе. Зарабатывать на жизнь приходилось музыкой для кино, а творить симфонии...к сожалению, в стол. Время было такое.

 Конечно музыка к фильмам знакома, тем более столько хорошей музыки мы слушали когда смотрели в то время. ДА? Не собиралась пересматривать "Безымянную звезду", но ради музыки, ради Денисова чего не сделаешь.:) А там ведь две серии. И знаешь - не пожалела, насладилась и игрой Костолевского и конечно бесподобной Анастасией, и музыкой. Манюш, а какие они разные с сестрой, да? Я ещё очень люблю Вертинскую в гл. роли в фильме "Кража". Ой, какой же там ансамбль - Смоктуновский, Будрайтис, Олег Борисов и Вертинская. Одно смущает, как-то похожи по режиссуре "Б. звезда" с "Покровскими воротами". На мой взгляд слишком. И это…не то, чтобы почерк, стиль, а пока не могу найти слово, чтобы определить что. Слишком театрально, не кинематографично? Маню, а как тебе видится? Посмотри, если время выберешь.

Так вот размышляю про фильмы и музыку к ним.
Кстати, а ты помнишь, что "Течёт Волга" до Зыкиной уже исполняли? Как же много зависит от исполнителя. Пел Трошин, пел кажется и Марк Бернес или  Мулерман, но только в исполнении Зыкиной песня зазвучала так, что стало казаться, что поёт сама река. Маню, ты была на открытии широкоформатного к-ра "Ленинград"? Наверняка была. Впервые звук с двух сторон, уж-ж-жасно громкий, экран такой огромный, что я не успевала головой вертеть, то в одну сторону, то в другую. Оказалось, лучше смотреть в середине зала и желательно подальше. А фильм был только один, или два? Что-то ещё шло? Так вот, в самом фильме "Течёт Волга" поёт Владимир Трошин! А у меня в памяти - Зыкина(!!!!) - такое замещение случилось. Память иногда такие выкрутасы вытворяет.  С  фигами в кармане.


 ***
Маню, пока думаю о греческих трагедиях, я окунаюсь в другую реальность, отгораживаясь от действительности. Это так, но вопросы которые там затронуты, они ведь вечны и собственно об этике и морали, соответствующие данному периоду. Ну да... тема эта "этика и эстетика" волновала меня ещё в юности. Видимо те философы, которых я читала, толкали меня на размышления. Но почему и кто  сподвиг меня на эти чтения? У нас же не было такого предмета в техникуме, да? А я сейчас не могу вспомнить. Может быть это и не важно. Теперь. Но всё же откуда такой интерес к философии у шестнадцатилетней девочки? Я ведь выписывала "Вопросы философии" шесть лет подряд! А сколько часов в публичке было отдано не только поэтам, но и этим гражданам. Кстати. Платон лежит сейчас рядом с кроватью. Могу читать с любого места.
Буду закругляться.

*
 О своём музыкальном открытии этой зимы-весны напишу тебе отдельно. Такое ответвление  от главной темы, как от ствола …Знаешь… сначала на нижних ветках пошумлю своей листвой, мыслями. Потом, потом соберу. Попозже. Записей много.(Я даже порывалась в лит. дневнике на Прозе затронуть эту тему, где про Рильке и Цветаеву пишу).

Просто потому что в этом открытии так всё переплелось с Блоком, с его балаганчиком, с пластикой современного танца, с Григорьевским портретом Мейерхольда, с греческими мифами, с золотым голосом Орфея, с Вертинским и Гумилёвым, опять с цветаевскими строчками, с моими размышлениями о смерти Орфея, с философией орфиков.  Этакое совершенное  дитя Света с внешностью Леля,(при этом trеs brutal) Короче- в неимоверно тугой клубок свернулись мои мысли, распутывать надо постепенно. Очень хотелось бы, чтобы получилось.
 На сегодня всё, моя дорогая Маню.
 Обнимаю и целоваю тебя.
***

 Игра Письма - от сердца к сердцу мост
 http://proza.ru/2023/07/23/191