Жаркое лето в Одессе. Часть четвертая

Александра Рудэн
 ЖАРКОЕ ЛЕТО В ОДЕССЕ, часть четвертая.

 Автор произведения — Александра Рудэн, 040747. г. Сочи..

 Кто — то стучался в дверь и Лиза проснулась, бросилась к ней. Она почти не спала, дремала. Уже несколько дней она с родителями Ивана ищет его и дочь Киру , родившеюся от Михаила. Они провалились, как сквозь землю. Говорили разное. Будто бы их застрелили немцы, говорили, что с партизанами они ушли в катакомбы и там отсиживаются.   Лиза нашла летний тканевый пиджак, прижатый к чужому дому. Она понюхала пиджак. Исходил тонкий запах тела Ивана. и Лиза на улице навзрыд заплакала. Напуганные пятилетние близнецы,  потянули маму за руку в строну. Лиза опомнилась и замолчала, прижав куртку — пиджак  к груди,  она быстро пошла домой. Мальчики бежали за ней. Дома она дала слезам волю, наплакавшись она пошла на рынок. От сердобольных людей она узнала, что Галину арестовали и весь отряд погиб в катакомбах. Эта новость сразила ее. Уже несколько дней она присматривается к пожилому соседу и уловив момент, она его подозвала к забору.
. - Дед Петро, вы меня знаете, никогда вас я не обижала. Спрячьте моих близняшек, умные они,  в отца пошли.
-  Что так плохо вам живется?
- Хуже некуда больше. Ваня пропал с Кирой. Найти не могу я их.
- На доске смотрела?
- Нет.
- Похожий на твоего Ивана висит нарисованный человек.  Когда расстреливали евреев, то Иван заступился   за них и его убили. Сходи и посмотри.
- Схожу. Возьмете к себе детей. Русские они.
- Понятно, я малышку взял бы, люба она моей бабушке.
- Пацанов возьмите.  Натворил мой Иван дел. Могут прийти за мной и могут со мной погибнуть дети.
 - А дальше, куда их? Не потянем мы с бабкой....
- Партизанам,  что в катакомбах живут сообщите как -то. Что дети Ивана погибают. Может сразу не заберут их они, но все равно помогут вам. Уважал Григорий моего Ивана..
 А сейчас...  громко стучали в дверь и гудела машина под окном.
 Лиза сказала маме:
-  Пока я буду открывать дверь, через забор отведите соседу близняшек. Я договорилась с ними. Прощай,  мама, И вы прощайте папа и мама Ивана. Немцы здесь, нет больше нашего Ивана.
Отец Ивана сказал:
 - Мать, а зачем нам жить, коль нет на этом свете Ивана? Последняя была надежда на него.
 - Говорила Вам, чтобы вы уходили из города.
  - Тебе тоже сладко не придется.  Замордуют они  тебя , чтобы узнать дислокацию партизан. Ты бы сказала, ради  детей, но  ты не знаешь, где они.
 - - Папа, у вас есть ружье, застрелите меня, пожалуйста.
- Отдал я его Григорию.
 Мама Лизы дала детям по сухарику и приказала, чтобы те не шумели, так как идут они к деду Петру через забор.
Они перешли выступ забора и оказались во дворе у соседа. Двери  в дом были  открыты и мама Лизы вступила  в темный коридор. Теплые руки соседки, сразу забрали у нее младшую дочь Лизы с ее рук
 - В подвале постелили Вам. Там свеча горит, дед примет всех детей.
- Мне нужно вернуться в дом. Только шел разговор о мальчишках.
- Если вас обнаружат, то какая разница, за двоих нас с дедом расстреляют или  за пятерых.
  - Слышишь, немцы уже в доме.
-  Им легче будет выкрутиться без вас. Тихо. Возьми сладкий печенный буряк и хлеб. Покорми детей, если захнычут. Корми,  чтобы легче спалось им.
Дед вылез из подвала.
- Свечу затуши, чтобы  дышалось кислородом в подвале.
 Раздался грохот и соседний дом загорелся.
- Что это? - спросил дед.
- Я знаю. Ваня принес в  дом половину ящика гранат. Собирался отправить в катакомбы -  сказала мама Лизы.
-  Кто же решился на это?
- Лиза, - сказала мама Лизы и заплакала.
 И она оказалась права. В дверь ломились немцы. И Лиза пошла проверить дверь в сторону огорода деда Петра, Куда запропастилась ее мама с двумя другими детьми она не знала. Услышав, как разлетелась оконная рама в комнате,  Лиза быстро закрыла на крючок дверь выхода  к соседу , возвращаясь в комнату - взгляд  ее упал на ящик. Она вспомнила, как волновался Иван о том, что не приходят партизаны и не забирают гранаты в катакомбы. Опасны были гранаты, находившиеся в доме.               
 Она вытащила ящик и понесла в комнату . Дед сидел на кровати  с женой и курил папиросу. Он обрадовался  гранатам, и сказал.
- То что надо нам. Как тут и лежало. Одним махом решим для немцев вопрос.
- Дети у Петра? - спросила бабушка.
- И мама тоже.
-  Вот и хорошо.
Они обнялись, попрощались, у их ног стоял ящик с гранатами.
 В комнату вскочил офицер с солдатами и  приказал поднять всем руки кверху.
 Лиза подняла  руки и ногой толкнула ящик в сторону офицера.  Немецкий офицер  увидел, что с руки у нее соскользнула граната без кольца в ящик. Бежать было поздно и от взрыва все, кто находился в доме, погибли.  Загорелся дом,  Несколько немцев  столпились около машины. Она не заводилась.  Кузов  уже горел у нее.   Огонь перебросился на кабину. Оставшиеся в живых немцы бежали по улице  - прочь от горящего дома. Дед Петр бил в рельсу  железной полоской , сзывая людей на помощь в тушении пожара. От дворов уже бежали люди  из дома  с наполненной водой из своих бочек, чтобы тушить пожар.
 С тех  пор прошло около сорока лет. Около сорока лет. Красная Армия освободила Одессу от немцев и румынов.  Давно умерло пожилое поколение, у которых погибали дети на войне и выживали другие,  которые становились героями войны. Зоя к удивлению всех была жива и в меру здорова.  Ей было семьдесят лет И она так и не вышла замуж ни за кого, хотя были желающие породниться с генералом, Николаевичем, как ласково все  его называли.  И он ушел в мир иной, предварительно устроив в свою кантору, после окончание юридического института внуков своих, детей Зои и Михаила. Им тоже было уже за сорок лет и у каждого была своя семья, были дети и жили они отдельно от матери.  На протяжении многих лет Зоя требовала от отца, чтобы тот нашел предателей Петровых, так как вся тень упала ,  именно на них. Все знали, без доказательств рнет дела. Погиб весь отряд в катакомбах, в связи с  предательством  Петровых.  Дети Михаила и Зои, плохо помнили отца и редко вспоминали его. Но Зоя все — таки сумела внушить Марку, своему сыну, что их отец погиб  из - за  Петрова и Лизы. И что Петров виноват в том, что погибла дочь  его отца - Кира. Марк уже ненавидел всех Петровых и  искал повод съездить в Одессу и разыскать их.
 Об этом узнал генерал. У него был сердечный приступ и Зоя день и ночь сидела в больнице рядом с отцом.
 Ночью он пришел в себя. Увидев дочь, обрадовался.
 - Зоя, прошу тебя, не буди бурю в стакане. Будешь расследовать или науськивать  Марка на ненависть к Петрову, то такое полезет, что ты и внуки не очистишься от дерьма. Не могу я все тебе говорить, ты же умная, ничего я зря не говорю. Ты думаешь, почему  кантора не расследует гибель отряда? Да потому, что я торможу. После войны нашел я рыбака и он рассказал мне, как в море падали парашютисты, сраженные  немецкими пулями. А, что если Миша остался живым и попал в плен.
- Не верю тебе ни единому слову. Миша не мог...
- Я умру, кто вас защитит, утопить в дерьме они смогут, бывшие мои сотрудники, руку подать,  о нет,  скажут -сам выбирайся.  И прекрати говорить о Михаиле.
- Если бы не Лиза...
- Хм. При чем эта наивная девочка. Скажу больше. Скажу тебе, что все сидело в Мише. Сгоряча он мог многое натворить бед..  Помнишь Марию, что в секретариате Михаила работала. Так она родила  сына от Михаила и моего внука Максима.  Тоже он работает в нашей канторе. Фамилию мою носит. Так, что прекрати идеализировать Михаила.
 - Папа Максим не может быть  твоим внуком, я твоя дочь, к не Михаил , он зять тебе.
- Какая разница, давно породнились с ним через внуков. Он больше похож характером на меня,  чем ты.  Таким же дураком я был в молодости. И где дети, живы ли они, или живут у матерей,  которые радовали мою жизнь.
- Папа.
 В  палату зашла  доктор.
- Ему нужен отдых. Отдохните и вы.
Зоя подумала «Так вот почему он назвал нашу дочь Марией,  эта девка все время была его любовницей и еще до нашей свадьбы».
 Она позвонила Марку домой.
- Что с дедушкой.?
- А что с ним случиться, ему уже 95 лет?
- Почему ты злая такая.
 - Ты Максима  Серебрякова знаешь?
- Однофамилиц деда.  Хороший парень.
- Только, что узнала, то он твой брат по отцу.
-  Почему дед мне ничего не сказал и почему он ему дал свою фамилию. Понятно, угодливый внук
 - Мария не сильно со мной откровенна. Скажи, как она живет со своим артистом?
- Нормально. Ее устраивает то, что он не очень занят в театре на второстепенных ролях.
 - М- да. Прилягу в ординаторской, устала я. Дед ничего зря не говорит. Марк,
 не ищи Петровых. Надеюсь, что ты понял меня.   Не буди лихо, когда тихо.  Наше положение держится на гнилых нитках.  Умрет дед и положение у нас поменяется. Ты сам об этом знаешь.
 Но у Марка, как у  его отца, сначала работали чувства, а потом разум.   Он не спал целую ночь, все думал, как ему  ухитриться выехать в  Одессу. По документам , он уже знал, как погибла  жена Петрова и их дети. Справки были не точными, никто не опознавал трупов.  От пожаров пострадали несколько домой, в том числе и дома соседей.
- Он не знал о том, что утром сидя на пепелище своего дома дед Петр, плакал,
 как ребенок.
- Куда нам теперь?
- В Москву нужно ехать. Там квартира Ивана стоит на замке, все поместимся. Как — то будет.
- Куда? Как выбраться из Одессы?
- Нужно думать. Ты, как себя чувствуешь Матрена, - спросил он у мама Лизы.
 - Спина горит, когда мы вытаскивали вашу жену из дома, то горячее бревно упало мне на спину..
- Покажи спину?
 - Неудобно, как — то.
- Штаны одевать через голову неудобно.  Да, кофта сгорела и елки — палки до ребер прожгла тело . Не пострадавшая соседка   от пожара,  сказала.
- Спасибо, что немцы приехали вовремя, бабушку твою Петр забрали в больницу.
Вылечат они ее.
- Кто — то сказал позади нее.
- Ага, догонят и еще раз полечат.
 Бородатый мужчина обратился к Петру:.
- Петр,  собирайся с детьми, к родственникам отведем тебя.
- Матрену не трогайте, она еле руками шевелит. Отведу я ее к доктору, пусть посмотрит и мази выпишет.
- Болит все у меня. Вы идите, а я вас догоню. Или он меня приведет к вам.
- Правильно, приведу. Бегом, не задерживайтесь.
- А как узнали, что такая у нас беда?
- Недалеко были, игрушки надобно было забрать. Тут и задержались у вас. Бегом пошли за моими шагами.
Соседка заднего двора спросила Матрену::
- Зачем жена Петра полезла в горячий огонь?
- Вспомнила, что венок венчальный за большой иконой  лечит.
- Что, погибать за него?
- Она сказала, что если он погибнет , то есть сгорит то и их брак  с дедом рухнет, кто — то умрет или кто — то уйдет из семьи в другую семью, - многозначительно ответила ей  Матрена.
Из больницы пришла санитарка, которая работала на немцев.
Она сказала Петру:
 - Сердобольный немец прислал сказать тебе, чтобы забирал бабку хоронить ее.
   - Как она была жива и в сознании.
- Была и не стало.
- Сейчас я не могу, - сказал дед. - Завтра приду.
- Вот пошли мужья. Слава Богу, что я не жената.
- Не замужем. Да, кто тебя возьмет после немца? Хорошо служишь? - спросила соседка Петра.
- Он не немец, а румын.
 - Еще лучше  сказанного.
- Хватит собачиться, тебе что завидно, что ты не имеешь спроса, так уже старая, а она молодая, будет что вспомнить на старости лет. А ты,  девка , договорись насчет моей бабки. До обеда , я ее точно заберу.
- На, - сказала молодая санитарка и протянула ему полусожженный  венчальный венок.
Дед Петр плюнул на него и бросил  его на землю , потопал его ногами.
- Ради этого дерьма, оставила она меня на белом свете сиротой.  Как жить мне дальше без нее, - рыдая, сказал дед. - О, Танюша, моя родная.
 - О это все конец.  Возьмешь его к себе?
- А чего его не взять, соседи ведь.
 - Мужчина наклонился над Матреной, спросил:
 - Идти можешь? Дальний у нас путь.
  - Помогите подняться, далее ноги меня понесут сами...
...Сколько раз делал  Марк запросы в Одессу насчет выживших Петровых. Ответ был один. - Погибли при пожаре и ни оной медицинской справки. Добавилась справка, соседа свидетеля трагедии. Действительна она была или нет, теперь уже не проверишь. Петр Захарченко умер сразу после войны и соседка его похоронила рядом с женой Татьяной.
... Утром  в ординаторскую зашел врач.
- Ваш отец умер сегодня ночью.
- Почему не разбудили меня? - строго спросила Зоя.
- Он желал умереть в одиночестве.
 - Сын организует похороны, он служит в канторе.
- Уже все согласовано с руководством. Желаете увидеть отца?
- Нет.  Не желаю. Вчера мы с ним простились. До свидание, доктор, - сказала Зоя и мелкими шажками  направилась к лифту.
- Не доведи Господь иметь такую жену. - Железная леди. Ни один мускул не вздрогнул на лице, - прошептал доктор и перекрестился, защищаясь от подобный женщин. И каждый раз ему попадались такие дамы, против которых он страстно протестовал.
... Мария после похорон деда, подошла на кладбище к старушке.
  - Каким вы себя чувствуете, бабушка Маша?
 - Спасибо, нормально. Жаль Николаевича, такой великий человек умер. Хороший был человек. Узнав, что я родила от его зятя, отпустил  меня с работы навсегда.
  После родов, спрашивал меня - нужна  ли его помощь. Помогал. До самой смерти помогал нам. Максима переписал на свою фамилию.  Сказал:
- Отца его нам не найти, а вот , как вдовец я пригожусь вам и, признал Максима своим сыном. Я не желала фальшь  перед сыном и,  взрослому Максиму рассказала об отце и об Николаевиче. Максим понял меня, но продолжал общаться с генералом, как с отцом. Я свою миссию выполнила, не лгала и не юлила. Раньше хотелось узнать, как погиб Михаил.  Теперь уже не важно для нас всех. А,  ты скучаешь за ним?
- Я его не помню - сказала Мария. -  Мама, что - то недоговаривает за отца, и я боюсь узнать плохую новость, поэтому не спрашиваю.
 - Мария, пока я жива, советуйся со мной насчет отца. Я работала в системе и  могу многое объяснить, не взирая на чины.
- Хорошо, тетя Мария.
- Зови меня, как и прежде - тетей Машей. Красиво звучит - Мария, для такой женщины, как ты. А меня все зовут по домашнему — Маша, Машенька... ( Продолжение следует).