Сценарий мультипликационного фильма «Небылица о красавице-девице»
Действующие лица:
Мараджана – юная стройная девушка с восточными чертами лица с темными длинными волосами, заплетёнными в две косы.
Купец, отец Мараджаны – добродушный дородный мужчина средних лет с окладистой русой бородой в богато расшитой русской купеческой одежде.
Дочери купца – две ничем не примечательные молодые девушки в богатых ярких русских цветных сарафанах.
Факир, он же визирь – худой старик загадочного вида с белой длинной бородой, одетый в широкий халат, шаровары и чалму.
Падишах, он же хан и султан – суровый полный мужчина средних лет с окладистой тёмной бородой, одет в роскошные восточные одежды.
Рыбак 1 – пожилой мужчина с длинной седой бородой. Одет бедно в русскую домотканую одежду.
Рыбак 2 – молодой человек обычной наружности в бедной рыбацкой одежде.
Рыбак 3, Главный герой – высокий широкоплечий парень приятной наружности в русской косоворотке и простых штанах с сетью на плече.
Стражник – привратник у ворот дворца султана. Одет в восточную форму (типа янычарской).
Колдунья – старая сгорбленная старуха отталкивающей наружности. Одета в цыганском стиле.
Монах (тибетский) – пожилой наголо обритый мужчина азиатской внешности с ярким блеском в глазах и ироничной улыбкой. Одет в длинный оранжевый халат (когда у себя в Тибетском монастыре), то широкие рубашку и шаровары такого же цвета.
Монах-привратник. Молодой мужчина азиатской внешности со спокойным лицом без выражения. Также обрит наголо и в оранжевых одеждах.
Сирены – четыре юные стройные девушки европейской внешности, одетые в греческие туники.
Слуги во дворце хана – челядь, одеты в восточные небогатые одежды.
Сказочник - приятный загадочный мужской голос за кадром.
Интерьер 1
В кадре большая светлая комната в тереме (палаты), богато обставленная в русском купеческом стиле. Открытое окно. Лето. За окном видны картины русского старинного белокаменного города с золотыми куполами церквей (похожего на Суздаль), утопающего в зелени. У окна на лавке, уютно свернувшись калачиком, спит в корзине с разноцветными клубками шерсти, рыжая кошка. Из окна доносится весёлая песня жаворонка, которая вплетается в распевную мелодию в русском народном стиле. В разных концах комнаты сидят две дочери купца (вышивают, поют). Девушки одеты в русские сарафаны, расшитые цветами. Мелодия потихоньку затихает.
Голос за кадром:
Расскажу Вам небылицу
Про красавицу-девицу,
Про факира и купца,
Удалого молодца,
Про колдунью, падишаха
И Тибетского Монаха -
Собирайтесь скоро в круг
И внимайте все вокруг.
Девушки начинают петь громче. Звучит протяжная русская песня.
Голос за кадром:
Не в далеком государстве
В древнерусском нашем царстве
Жил давно один купец -
Дочерям троим отец:
Дочка старшая была
Поднимается одна из девушек, проходит через комнату к сестре и что-то ей шепчет на ухо. Обе смеются.
Голос за кадром:
Ни умна, ни весела,
Ни стройна, ни черноброва -
Слава Богу, хоть здорова.
Дочка средняя его
Девушки начинают расхаживать по комнате, смеясь и перебирая предметы быта.
Голос за кадром:
Вроде даже ничего,
Но сказать о ней особо
Не могу я даже слова…
Только младшая девица
Входит Мараджана с рукодельем в руках. Она несколько отличается в одежде и манерах от сестер. Более спокойные цвета в одежде. Более плавные движения. Начинает задумчиво ходить по комнате, ни на чём особо не задерживая внимания.
Голос за кадром:
Уродилась соколица:
Лучезарна, ясноока,
Белолица и высока.
Мараджана останавливается возле открытого окна, вглядываясь вдаль и поглаживая спящую кошку. Кошка просыпается, потягивается и мурлычет. Одна сестра окликает Мараджану, и все три девушки начинают шутливо перебрасывать друг другу вышивку, задорно смеясь.
Голос за кадром:
Слушай дальше: наш купец
Был заботливый отец –
Дочерей любил всех равно,
В церковь их водил исправно,
А как стали подрастать –
Стал им суженных искать.
Входит купец. Он сосредоточен, движения его спокойны и уверены. Подходит к старшей дочери и приобнимает её.
Голос за кадром:
Первой дочери супруга
Своего же выбрал круга:
Выдал дочку за купца –
Чем не радость для отца?
Интерьер 2
Небольшая зарисовка со свадьбы старшей дочери: гости, застолье, старшая дочь в богатом подвенечном платье стоит рядом с молодым женихом-купцом, чем-то похожим на её отца. Звучат венчальные колокольные перезвоны. Отец благословляет молодых.
Голос за кадром:
Мужа для второй сыскал
Из военных: зятем стал
При любимой дочки средней
Генерал страны соседней.
Интерьер 3
Зарисовка из свадьбы средней дочери. Генерал-жених усатый мужчина в пышной военной форме другой страны (вымышл.) средних лет, грузен, строг. Средняя дочь в более дорогом свадебном уборе робко держится рядом с отцом. Купец ласково подталкивает её к генералу. Звучит бравурный марш. Генерал широко улыбается и берёт невесту за руку. Купец целует в обе щёки среднюю дочь и зятя.
Снова интерьер 1
В купеческих палатах одна Мараджана. Она берёт оставленное кем-то из сестёр рукоделие и задумчиво садится у окна. Кошка ластится вокруг девушки и трётся о её ноги.
Голос за кадром:
Время подошло сыскати
Третьего себе уж зятя…
Только что-то наш отец
Третью дочку под венец
Отдавать не торопился,
Но в краях тех появился…
Входит купец, подходит к Мараджане. Что-то говорит ей вполголоса, садится рядом и обнимает её. Девушка кладёт голову на плечо батюшке. Кошка устраивается на его коленях.
Голос за кадром:
Да и дочка, между прочим,
Покидать отца не хочет.
Разве плохо ей, ребята,
В белокаменных палатах?
Мараджана встаёт и показывает вышивку купцу. Он одобрительно кивает.
Голос за кадром:
В старых бы осталась девах,
Только вот какое дело:
Появился в тех местах
Из страны восточной маг.
Путешествовал тайком
Из далеких стран пешком.
Шла молва о нём, что он
В мире больше всех учён.
Начинает играть загадочная тихая восточная мелодия. Купец встаёт с лавки, берёт Мараджану за плечи и поворачивает к себе лицом, что-то ей говоря. Мараджана взволнованна. Купец выходит из комнаты. Кошка вспрыгивает на подоконник. Показан вид из окна, надвигающийся на дальний план. Это двор гостиницы. По двору бродят куры. На пороге гостиницы руки в боки стоит взъерошенный мужик средних лет – трактирщик в белом фартуке. Он зевает и потягивает1ся.
Голос за кадром:
Дочка младшая купца
Весть о старце от отца
Неожиданно узнала
И задумчивою стала –
Возврат в интерьер 1 В комнате одна Мараджана. Оглянувшись и увидя, что отец вышел, она начинает в спешке собираться.
Голос за кадром:
Тайно из палат бегом,
Да к факиру прямиком.
Восточная музыка начинает играть громче и действие перемещается в номер гостиницы, где остановился странствующий факир.
Интерьер 4
Небольшая, скудно обставленная комната (номер гостинице): кровать, умывальник, открытое окно с лёгкой прозрачной занавеской. Из окна дует лёгкий ветерок, раздувая занавеску. Стульев нет. На полу на коврике в позе лотоса сидит факир. Играет тихая медитативная восточная музыка. Порывисто вбегает Мараджана и застывает невдалеке от факира.
Голос за кадром:
Только тот её узрел –
Право слово, онемел,
Факир вскакивает, семенит к девушке, берет её за обе руки и начинает, со всех сторон оглядывать.
Голос за кадром:
Стал о ней разузнавать,
Кто отец её, кто мать.
Рассказала всё, что знала,
Ни о чём не умолчала.
Молвит маг тогда:
Факир (таинственным голосом):
- Купец
– Не родной тебе отец.
Дочь ты грозного султана,
Твоё имя, Мараджана.
Как похитили тебя,
Шах, болея и скорбя,
Разослал вдогон факиров,
Во все страны света, мира…
Вот уж скоро десять лет,
Как простыл твой даже след.
Ты домой-ка возвращайся,
Да с купцом-то попрощайся,
Собирайся как-нибудь,
И поедем в дальний путь.
На протяжении речи факира Мараджана выказывает изумление, всплескивает руками. Хочет сесть, оглядывается в поисках стула, но видя его отсутствие, на кровать садиться не решается и продолжает стоять. А в конце его речи словно, смиряясь с услышанным, опускает голову.
Голос за кадром:
Говорил ей так факир,
А в её очах весь мир
Будто разом обернулся,
Вверх ногами повернулся.
Мараджана с опущенной головой уходит из гостиницы. Факир задумчиво глядит ей вослед. Показан вид из окна, надвигающийся на дорогу, по которой медленно идёт Мараджана, возвращаясь домой.
Голос за кадром:
Побрела она обратно,
А на сердце неприятно:
Получается, купец
Вовсе ей и не отец…
Да и две сестры с отцом
На неё никак лицом
Не похожи, как ни глядь…
Так что сильно удивлять
Её новость-то не стала,
Видно, смутно вспоминала:
Десять лет тому назад
Что-то было невпопад…
Интерьер 5
Мы снова видим купеческие палаты. Кабинет, комната купца. В комнате: в центре большое уютное кресло, стол с двумя длинными лавками по бокам, на стенах несколько шкур зверей, сабли, кинжалы, лук с саадаком, стеллаж с книгами, небольшое бюро с письменными принадлежностями, пара-тройка сундуков с замками. В кресле сидит купец, опустив голову на руку. Входит Мараджана. Падает ему в ноги.
Голос за кадром:
Возвратилася в палаты,
Будто в чем-то виновата,
В ноги к батюшке упала
И к Душе его воззвала.
Говорит ему:
Мараджана (с мольбой в голосе):
- Отец! Скажи правду, наконец!
Как попала я сюда?
Что за напасть, за беда
Приключилася со мною,
Что своею головою
Ничего почти не знаю?
Голос за кадром:
Отвечал он ей, вздыхая:
Купец (вставая с кресла, поднимая с колен и обнимая дочь):
- Видно, доченька, пришла
Это скорбная пора
Всё сказать тебе, как есть:
Купец проходит к окну, всё ещё обнимая за плечи Мараджану, подводит её к окну и продолжает задумчиво и вкрадчиво:
Было лет тебе так… шесть,
Как нашёл тебя в лесу –
К толстой ветке за косу
Тебя кто-то привязал –
Видно, смерти твоей ждал…
Я тебя принес домой,
Мы по совести, с женой
Окружили тебя лаской,
А открыла как ты глазки,
Говорила ей всё «мам» -
Так и стала дочкой нам.
На протяжении речи купца Мараджана доверительно заглядывает ему в глаза и затем кладёт голову на грудь.
Как жены моей не стало,
То меня не покидало
Чувство странное одно,
Купец ненадолго замолкает и смотрит в окно, машинально поглаживая дочь по плечу.
Что с тобою суждено
Скоро будет нам проститься,
Потому и торопиться
Я с замужеством твоим
Не хотел и всё таил
От тебя я эту тайну.
Купец садится на лавку у окна, держа за обе руки Мараджану и усаживая её рядом с собой.
Видеть же тебя печальной
Не желаю ни минуты:
Оттого и потому-то
Прикажу седлать коней,
Чтоб за тридевять земель
Проводить тебя с факиром
Добрым словом, с Богом, с Миром!
Купец порывисто встаёт с лавки и, широко разводя руки в сторону, продолжает.
На меня зла не держи,
Да и больно не тужи
По названому отцу…
Купец крестит и обнимает дочь. Начинает негромко звучать грустная музыка (например, «Улетай на крыльях ветра») с постепенно нарастающей громкостью.
Голос за кадром:
Мараджана тут купцу
В ноги низко поклонилась,
Обняла и прослезилась.
И к утру уже в дорогу
С упованием на Бога
Было всё у них готово.
Что ж, и нам сейчас немного,
Чтоб пуститься дальше в путь
Надо малость отдохнуть…
В завершении слов музыка сходит на нет. Купец стоит в обнимку с дочерью у окна. За окном медленно заходит солнце и темнеет.
Начинает звучать негромко музыка (загадочная/восточная) на тёмном экране.
Голос за кадром:
Вот уже который год
Продолжается поход.
Едут полем, едут кручей,
Миновали лес дремучий,
Плыли морем много дней,
Поменяли сто коней.
В протяжении этих слов начинает светлеть.
Натура 1 Пустыня. Ярко сияет солнце в зените. Факир и Мараджана, замотанные в светлые одежды, верхом на лошадях вглядываются с бархана вдаль. Вдалеке виднеется оазис с пальмами и город в нём со зданиями в восточном стиле с полумесяцами на куполах (наподобие Агробы). Путники пускают лошадей в сторону оазиса, спускаясь с бархана.
Голос за кадром:
Появился, наконец,
Впереди большой Дворец.
Говорит тут ей факир:
Факир (в протяжении его речи лошади с путешественниками медленно приближаются к городу. Из-под копыт лошадей летят облака песка. Фигурки путников то приближаются, увеличиваясь до всего экрана и показаны только их лица, то удаляются. Одновременно с удалением ключевых фигур, приближается город, вырастая в размерах, надвигаясь на Мараджану с факиром):
- Мы с тобою целый мир
Поперек пересекли
И уже совсем пришли,
Только очень долго я
Не бывал в родных краях…
Так что сразу во дворец
Не пойдем – вдруг, не отец
Твой сейчас на том престоле:
Отведём коней мы в стойло,
Натура 2 Мараджана с факиром уже пешком в одеждах странствующих дервишей с посохами в руках подходят к воротам и входят в город. Пока они идут по шумным многолюдным извилистым улицам города – дворец, который сначала был виден далеко на заднем плане, приближается. Немного не доходя до привратника у резных золотых ворот дворца, факир останавливается и поворачивается к девушке.
Факир:
Подвяжи повыше косы,
Мараждана поправляет на голове накидку (шапку/чалму), убирая волосы под головной убор.
И как два монаха босы
Будем сведенья сбирать,
А как будем точно знать,
Что с султаном всё в порядке
Перестанем сразу в прятки
Мы играть с тобой тогда
И пожалуем туда,
Где уже давно напрасно
Ждет тебя отец несчастный.
Факир берёт Мараждану за руку, и с ней вдвоём направляется в сторону ворот дворца.
Голос за кадром:
Подошли они к воротам...
Стражник-привратник неспешно подходит к путникам.
Голос за кадром:
Стражник спрашивает:
Стражник:
- Кто там?
Голос за кадром:
Двое дервишей в ответ:
Факир (заунывно-заискивающе):
- Обошли мы Божий свет,
Из таких явились далей,
Что мы только не видали!
Нам ворота отоприте
И к султану проводите.
Стражник хватает обоих за шиворот и тащит во дворец. «Камера» наезжает на двери, они раскрываются, видна широкая лестница, покрытая богатым персидским ковром. Ступени ведут наверх. Стражник толкает вверх перед собой факира и Мараджану. Они спотыкаются и чуть не падают.
Голос за кадром:
Отвели их к падишаху,
Чтоб не дать случайно маху.
Интерьер 6 Тронный зал восточного султана (падишаха). Большое овальное помещение, богато украшенное огромными китайскими вазами, коврами и пальмами. По периметру стоят стражники с копьями и слуги опахалами. Чувствуется помпезная, несколько чрезмерная восточная роскошь. В дальнем конце зала на большом золочёном троне восседает султан (его одежда сверкает разноцветными драгоценными камнями) в задумчивой позе. Рядом стоит крупный мавр с опахалом из павлиньих перьев и медленно обмахивает владыку. Вокруг ещё люди в разномастной одежде. Звучит тихая восточная мелодия. Появляется стражник с двумя странниками. Отпускает их загривки. Путники падают. Мараджана начинает испуганно озираться, приподнимаясь с пола на руках. Факир спокойно поднимается и замирает, опустив подбородок на грудь и сложив руки в молитвенном жесте. Музыка затихает.
Голос за кадром:
Видят путники: на троне
Восседает при короне
Не большой и грозный хан,
А расстроенный султан:
Султан вздыхает и опускает пухлую руку в перстнях на подлокотник трона.
Грустно лико, тусклы очи:
Жалок вид его – нет мочи.
Молвит тихо...
Султан: (медленно с тихим вздохом):
- Проходите,
Что видали, расскажите.
Может быть, послушав вас
Без затей и без прикрас,
Легче станет на душе –
Десять лет на ней уже
Тяжким грузом есть печаль,
Если ж нет, то, право, жаль…
(Продолжает с сарказмом)
Может быть, я Вас казню,
Может, просто, прогоню.
Голос за кадром:
Начал тут факир рассказ...
Факир поднимает голову и поводит одной рукой в сторону, как бы призывая присутствующих ко вниманию. Мараджана тихонько поднимается и незаметно уходит в тень.
Факир (неспешно загадочно):
- Я однажды, как-то раз,
В странную забрёл страну…
Там ведет народ войну,
Кровь на войне той не льётся,
А ведут торги…
Стоящие вокруг люди начинают негромко переговариваться, посмеиваясь и толкая друг друга.
Голос за кадром:
Смеётся
Его слову весь народ –
Шах и бровью не ведет.
Факир поднимает голову, принимает горделивую осанку и поводит другой рукой в сторону, как бы приглашая в свидетели зрителей.
Факир (воодушевляясь чуть громче):
- Раз я видел.
Голос за кадром:
Продолжает он.
Факир:
Как поле расцветает,
Под торжественной Луной
Красотою неземной!
Люди начинают громко шуметь и бессистемно перемещаться по залу.
Голос за кадром:
Все дивятся тому сказу –
Не моргнет султан и глазом.
Факир поднимается на носочки, становясь выше ростом, и поднимает обе руки вверх и немного в стороны, как бы готовясь показать присутствующим нечто…
Факир (повышая голос почти до пронзительного):
- А в одном краю далеком
Яснолико-чернооку
Деву встретил я мечты,
Несравненной красоты!
Султан приподнимает голову и окидывает собравшихся рассеянным взором.
Голос за кадром:
Падишах чуть встрепенулся,
Присмотрелся, подтянулся.
Факир (снова понижая голос):
- А живет она с купцом
И зовет его отцом,
Только ей он не отец,
Но, однако, молодец:
Подобрал её он в ночь
И воспитывал, как дочь!
Султан подскакивает на троне и начинает с интересом оглядываться.
Голос за кадром:
Закричал султан, вставая.
Султан (громко с воодушевлением):
Где она? И кто такая?!!
К трону подходит Мараджана, снимает головной убор и кланяется с пояс отцу.
Голос за кадром:
Появилась Мараджана
И предстала пред султаном:
Опустила очи дол,
Распустила косы в пол.
Султан срывается с трона, отталкивает стражника, опрокидывает человека с опахалом, бросившихся к нему. Кидается к дочери и заключает её в объятия.
Голос за кадром:
Тут встряхнул шах головой
И на радости такой
Приказал устроить пиру,
Да пожаловал факиру
Чалму первого визиря.
Воцарилось ханство в мире!
Звучит мажорная музыка. Падишах подзывает факира к себе и вручает ему чалму визиря. Все начинают активно перемещаться по залу, поздравляя факира и выражая бурную радость.
Голос за кадром (язвительно):
Но… не кончена тут сказка-
То была всего завязка…
Продолжение далее.