Как была крещена Русь

Анатолий Обросков
Великолепный сборник, выпущенный перестроечным политиздатом к 1000-летию крещения Руси. Тем, кому сложно читать научную литературу, понравится лёгкость изложения материала - он рассчитан на самого широкого читателя. Тем, кого современное религиоведение раздражает нарочитым мессианством, понравится беспристрастный, научный взгляд на религию и крещение Руси. Помимо советских историков, в сборнике есть работы авторов из соцстран.

Из описания: «Читателю предлагается яркий, увлекательный рассказ о трудном и во многом еще загадочном периоде, когда христианство стало официальной религией Русского государства. На широком фоне эпохи очерчены выдающиеся деятели Киевской Руси: князья Святослав, Ольга, Владимир, воеводы Добрыня, Свенельд и др. Читатель может также обратиться непосредственно к первоисточнику - «Повести временных лет», фрагмент которой включен в сборник. Здесь же помещены специальные работы ученых СССР, ГДР, ПНР. Эти исследования помогут хотя бы в общих чертах увидеть международные связи Древней Руси».

Год издания 1988-й.

Пантеон

Вторым государственным делом (в летописи все это под 980 годом) Владимир "поставил кумиры на холме за теремным двором".

Существует предположение, что это уступки Владимира старой киевской знати, тем "старцам градским", кто помог ему войти в Киев. Считают также, что существовала традиция, когда новый князь должен был "обновить" обветшавшие фигуры. Последнее маловероятно, во всяком случае, мы не видим в наших источниках нужных аналогов. Наконец, считают - и это наиболее распространенная и хорошо аргументированная точка зрения, - что Владимир пытается создать в Киеве нечто вроде пантеона главных славянских богов, то есть предполагается попытка князя противостоять христианскому проникновению традиционной идеологической системой.

Исторически такие попытки не новы. Подобные пантеоны знал Рим, где божества покоренных народов прямо включались в систему государственных культов, аналогично действует Константин Великий в канун признания христианства государственной религией. Что должны были возвестить городу и миру - Киеву и Руси - эти идолы? Соединение прежних богов в единый религиозный ансамбль? Символ государственного единства? Маловероятно.

Киевская Русь изначально - объединение полутора десятков племенных союзов, более сотни племен. И в каждом - свои племенные боги, мало пригодные к условиям большого государства, устраивающегося на совершенно иных основах, чем прежние родоплеменные союзы, чем прежние общины.

В древнем славянстве мы имеем дело не с пантеоном, а с пантеонами племенных богов, не с едиными языческими "представлениями славян о природе", а со сходными анимистическими, тотемистическими и т. д. представлениями, едиными по существу, но разнящимися в местных культах отдельных племен. Слияние такого рода пантеонов в единый, так сказать, "пантеон" - вполне безнадёжно практически и совершенно непригодно для целей феодального государства. Классового неравенства, уже реально сложившегося, ни один из прежних языческих богов не мог ни утверждать, ни оправдывать. Ни Перун, чье дело - война, гроза и буря, ни Хоре - солнце, совершающее огненный путь по небу, ни Велес - хранитель мирных стад...
...
Чаще всего верховным богом называют Перуна, но, например, свидетельство арабского путешественника сохранило еще одного "верховного" славянского бога. Ахмет Ибн Фадлан наблюдал русское святилище и разговаривал с русским купцом, приносившим при нем жертву. Вот что увидел любознательный путешественник, подчеркивающий, что подобное делает каждый из прибывших на торг купцов-русов. Святилище - высокий столб, вкопанный в землю, в верхней части с резным лицом, которое Фадлан называет "похожим на человеческое". Вокруг этого изображения стоят такие же, поменьше. За каждым из малых вкопан столб несколько более высокий, чем фигуры. К идолу приходят и приносят хлеб, мясо, молоко, лук и какой-нибудь алкогольный напиток.

Обряд состоит в том, что купец, простершись перед изображением, подробно перечисляет всё, что привез на продажу, затем оставляет принесённые им продукты перед столбом и просит, чтобы божество послало ему выгодного покупателя. Если торговля не ладится, купец терпеливо дважды и трижды возвращается к идолу, а если и это не помогает, то приносит подарок одному из малых изображений, говоря, что это "жена господина". Если дела идут успешно, то приносится крупная жертва: убивают нескольких животных, например овец. Мясо раздаётся бедным, а часть его раскладывается перед всеми идолами. Головы жертвенного скота насаживаются на высокие столбы. Фадлан подчёркнуто объективен, но в его пересказе проглядывает мусульманин, с презрением относящийся к таким примитивным верованиям. Фадлан выдает себя, замечая, что ночью всё поедают собаки, а тот, кто принёс жертву, уверен, что это "господин соблаговолил ко мне и съел мой подарок". Думаю, что и купец не хуже Фадлана знал о местных псах. Важно другое - это главное божество не Перун: мы не знаем жён этого "господина".
...
Вряд ли языческий пантеон Владимира мог иметь успех. Трудно предположить и веру князя в то, что этот составной культ может хоть как-то привиться, тем более что на него может опереться государственная политика. Уже достаточно долгий срок христианство существует в Киеве вполне легально, какая-то часть боярства и дружины крещены, преимущества христианства в обществе, которое складывается и развивается на Руси, очевидны. Киев постоянно и тесно общается с христианским Западом и Югом. Разрушается община, прежние идеалы, прежняя вера рушатся под давлением нового мировоззрения.
...
Реальный исторический Владимир церкви был не нужен, мешал ей.
...
Владимир в освещении тенденциозных источников прошлого предстает как некая плоская фигура, имеющая всего два измерения.
...
В частности, у него кроме нескольких законных жён (язычнику это можно) собран гарем. Что гарем - три гарема: в Вышгороде, в прежней резиденции Ольги, триста наложниц, в Белгороде ещё триста и ещё двести в безымянном сельце, которое - Летописец точен - "сейчас называют Берестовое".
...
Таков первый образ князя. Второй - Владимир крещёный. Строит храмы, раздает милостыню нищим, он усердствует в покаянии, вообще он - "новый Константин Великого Рима", то есть Киева. Куда делись восемьсот наложниц, наши авторы не знают и знать не хотят. Таков второй Владимир летописи, "Жития", похвальных "Слов" - князь, полностью готовый к канонизации.
...
"Робичич" воспитывался без матери. Есть летописное свидетельство, что разгневанная на Малушу Ольга отослала ее в какое-то село и сама занялась воспитанием внука. Очень может быть, что и не разгневалась, в конце концов появление Малуши было волей Святослава, а вообще воспитывала всех внуков сама. Святослав, как известно, в Киеве почти не бывал, так что Владимир с детства больше слышал о подвигах отца, чем видел его самого, а у христианки Ольги были свои виды на внуков.
...
Владимир прошёл все ступени княжеско-дружинного обучения, был, по обычаю, года в три-четыре "всажен на конь", а последующие походы князя показывают, что воинское обучение его было успешным. Правда, ни военными талантами, ни рыцарской доблестью князь не блистал, на отца, на Святослава, он не походил совершенно и был достаточно осторожен в личном участии в сражениях. В одной из схваток с печенегами под Васильевом, в которой победили печенеги, бежавший Владимир спрятался под мост и там отсиделся.
...
Ещё больше характеризует его испуг то, что, избавившись от опасности, князь устраивает восьмидневный праздничный пир. Для этого пира наварили триста мер мёду. Каков был объём меры в Киеве в X веке, мы не знаем, в XVII веке мера была равна примерно 775 литрам. Праздник продолжился в Киеве, и везде Владимир созывал народу "бесчисленное множество".
...
Пиры Владимира, упомянутые летописью и хорошо известные по былинам, - это одновременно и форма совещаний князя с дружиной и боярами, и форма общения с народом, ибо к столам Владимира имели доступ не только знатные, но и простые мужи.
...
Добрыня - второе "я" Владимира. Очень вероятно, что многое в религиозной "реформации" конца X века подготовлено именно им.
...
За время княжения в Новгороде он должен был хорошо узнать и славянских северных, и, от варягов, скандинавских, и финно-угорских, "чудских", богов и духов; в Киеве - скрещении многих торговых путей - жили хазары с Волги, исповедовавшие иудаизм, мусульмане с Востока и из Камской Болгарии, знали здесь и огнепоклонников тогдашнего Азербайджана, и множество других верований разноплеменного, пёстрого и разноязыкого тогдашнего мира. Все это Владимир, как политик и государственный деятель, должен был знать и оценивать задолго до того дня, о котором рассказывает легенда "выбор веры".
...
Брак наследника, Оттона II, был торжественно заключён в Риме 14 апреля 972 года. Прямая династическая связь Рима и Царьграда была установлена.
...
Наутро 11 декабря 969 года Иоанн, Феофано и те, кто только что убивал Фоку, торжественно, с большой свитой прибыли в храм святой Софии. Цимисхий потребовал, чтобы патриарх немедленно венчал его короной Византийской империи. Феофано стояла рядом. Легко представить себе, чего ждала эта женщина, цинично и тонко рассчитавшая свои действия, но того, что произошло здесь, в храме, она не ожидала и не предвидела.
...
Патриарх понял: перед ним император и следует делать так, как угодно ему. Полиевкт прошел сугубую школу монашеского послушания и придворных интриг, он нашел выход немедленно. Весь свой гнев! патриарх обрушил на только что преданных Цимисхием друзей. Потребовал изгнания обоих. Цимисхий промолчал: грешниками распоряжается церковь. Потребовал изгнания Феофано. Цимисхий не возражал - тоже дело патриарха.
...
Перед отъездом она повидалась с сыном Василием, который, по обычаю, стал соправителем Иоанна, столь молниеносно надевшего венец римских царей.
...
Итак, царствует Иоанн, совсем по-евангельски - не успел пропеть петух, - отрекшийся от друзей, от женщины, с которой, казалось бы, накрепко связан не только кровавым убийством. В Константинополе такое вряд ли кого удивило.

Вот теперь нам станет до конца понятен отказ бесстрашного Святослава от поединка с Цимисхием: ни на йоту не верил князь в честность этого поединка, ясна и отповедь его римскому кесарю. Князь-воин разбирался в придворных "тайнах" Византии, хорошо знал своего врага, не случайно так презрительно напомнил ему про те "многие способы смерти", которые Цимисхий умел избирать для других.
...
Конечно же "троянские кони" Царьграда - не те юные и не очень юные девы, которых отправляли за море.
...

"Империя Рюриковичей"

В конце X века Киевская Русь - государство, объединившее прежние племенные союзы восточных славян. Оно занимает огромную территорию - от Ладоги и Онеги на севере до устья Дуная и Таманского полуострова на юге. Достаточно рассмотреть карту Восточной Европы, чтобы увидеть органичную естественность слияния племен, населяющих земли русской равнины в единый государственный организм.
...
По небыстрым равнинным рекам Древней Руси шли важные пути торгового транзита Европы и Азии: знаменитый "путь из Варяг в Греки" и Волжский путь. На реках возникали города. Реки надолго останутся основными путями всяких передвижений на Руси. Зимой на санях, обозами, летом на ладьях, расшивах, стругах, шитиках, белянах, вверх и вниз, на веслах и под парусами, и тяжёлой бурлацкой бечевой... По рекам пойдёт крестьянский мир осваивать бескрайние леса севера, по рекам двинутся отряды землепроходцев, перевалят "Камень" - Уральский хребет, дойдут до Тихого океана.

За век до княжения Владимира, в 60-70-е годы IX века, Аб уль Касим Убайдаллах ибн Абдаллах, более известный под именем Ибн Хордадбех, в "Книге путей и государств" писал о торговых караванах, о купцах русских "от царя славян, называемого князем", которых и тогда знали по всему Каспию. Он отмечает их дорогие товары, очень ценимые на Востоке меха бобра и чёрных лис. "Иногда же, - пишет Хордадбех, - привозят они свои товары на верблюдах в Багдад..." Арабский же автор Ибн-Масуди утверждает, что по Чёрному морю, тогда его звали Русским, "никто, кроме Руси, не плавает". Если это и преувеличение, то в целом торговля здесь практически монополизирована. Русских купцов-воинов или воинов-купцов (в те времена эти понятия были трудно различимы, - караваны нуждались в охране, на чашах купеческих весов постоянно лежал меч) знали и на суровом холодном Готланде, и в знойной Армении, и в оазисах Согдианы, и на берегу Влтавы, под стенами пражского Вышеграда...
...
На Волге, в Итиле, русская купеческая колония занимала едва не полгорода, подворье монастыря святого Мамонта в Царьграде - "русское подворье". С Востока шли шелка и парчи, золото и медь, красители, пряности, благовония, таинственные лекарства Азии, множество предметов тогдашней тяжёлой и яркой роскоши. Это товары богачей, товары знати. На Восток и Юг везли серебро и меха, воск и мёд, соль и оружие (уже в те давние времена оно было предметом торговли). Караванами вели скованную "челядь" - рабов, захваченных стремительными налётами то ли боярских дружин, то ли варягов, то ли купеческих отрядов.

Ибн-Даст пишет о славянах, что они богаты, что у них множество городов, что золотые браслеты у них постоянно носят не только женщины, но и мужчины, а на женах надеты, добавляет Ибн-Даст, ещё и золотые цепи, бусы из драгоценных камней. В их домашней утвари дорогие ковры, византийские шелка и бархаты, парча и сафьян.
...
В конце X века городов, административных, ремесленных, торговых и оборонительных центров насчитывается 25. Через сто лет их уже 90 - рост огромный, и рост этот - показатель очень быстрого социально-экономического развития.
...
В основном же Русь - и тогда, и на века вперед - страна земледельческая. Пашня и луга, хлебные нивы, отвоеванные у леса, и скотоводство - основа жизни славянства.
...
И города на Руси развиваются быстро, потому что они прежде всего центры ремесла и торговли. "Гардарики" - страна городов, называют Русь варяги.
...
По южной окраине государства создается в конце X века полоса защитных городов-крепостей. Это требует немалых средств и людей, тех, которые заселят эту приграничную полосу.
...
И на Руси, бывало, селениями снимались с мест, уходили на вольные "чёрные" земли... Так начиналась колонизация русского севера и Сибири, где крестьянство вовсе не узнало крепостного права.
...
В XIII веке Русь прикрывала Европу, и развитие западной культуры, цивилизации, промышленное её развитие оплачены кровью, лившейся на русских полях, долгим-долгим ханским игом.
...
Историческая роль Руси - в подвиге освоения громадных пространств севера, Сибири, Дальнего Востока, задача, которая решалась русским народом на протяжении десяти последующих веков.
...
Рассказ о гибели вещего Олега конечно же легендарен, но основа легенды - столкновение двух различных языческих систем верований - реальна. Олег, летопись подчеркивает это, - "вещий". То есть он - провидец, предсказатель будущего, и если он князь, а не жрец, то легенда наделяет его важнейшей жреческой функцией: предсказанием будущего. И вот варяжский конунг, правящий на Руси, Олег, сталкивается со славянским кудесником. Олегу предсказана смерть от любимого коня. Князь поверил предсказанию, оставил коня, сказав: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". Спустя несколько лет он поинтересовался судьбой коня. Конюх ответил, что конь умер. И Олег посмеялся над предсказанием: "Все то ложь, конь умер, а я жив". Поехал глянуть на его кости. Увидел их, ещё раз посмеялся над ошибкой кудесника, наступил на череп коня: "От этого ли черепа смерть мне принять?" Тут из черепа выползла змея, ужалила князя. "От того разболелся и умер он" (912 г.).

Вещий варяг не может предугадать собственной смерти, Он насмехается над кудесником, который действительно провидит грядущее, и - наказан.
...
Насмешка над "законом отцов" - а летописный Олег дважды посмеялся над предсказанием кудесника - карается смертью.
И если прав Б. А. Рыбаков и на Руси существовало летописание до введения христианства, то этот рассказ явно из языческой летописи киевских волхвов.