16. Состояние общества и церкви перед Церковным ра

Новосельцев Григорий Петрович
15. Состояние общества и церкви перед Церковным расколом.
После смуты страна понемногу выходила из кризиса. Царская власть все более приманила черты самодержавия. Все реже собирались соборы, и новый царь Алексей Михайлович чаще принимал самостоятельные решения без оглядки на приближенных. А если нужен был совет, то он собирал около себя талантливых людей. Приглашал на службу иностранцев, старался перенимать с запада новые идеи и технологии. Мы привыкли такое приписывать Петру 1, но он только продолжил путь, начатый его предками. К примеру, полки нового строя составляли примерно около 80 % действующей армии. Появились первые мануфактуры, правда это были иностранные купцы. Так же иностранцами были инженеры, художники, архитекторы, врачи и аптекари. Была воссоздана немецкая слобода, где жили иностранцы, им не запрещали исповедовать свою веру. В ближайшем окружении Алексея Михайловича появляются сторонники европеизации. Немного задержу Ваше внимание на причинах технической и технологической отсталости России от Европы. Если вспомнить историю, то Рим был захвачен североевропейскими племенами и они по наследству получили технику и технологии более совершенные, чем у них были. Славянские племена же были лишены такой возможности и получив разные стартовые условия. Европейские страны получили возможность развития более интенсивно чем на Руси. Русские всегда стремились получить из Европы нужную информацию и призывали оттуда разных специалистов. Европейцы же всегда свысока смотрели на Россию. И мы до сих пор видим, что европейские представления о России примерно на уровне средних веков. В России же европейские идеи перерабатываются до неузнаваемости.
 Церковь с настороженностью относилась к приглашениям иностранцев, опасаясь католического и протестантского влияния. Как покажет дальнейшая истории не без оснований. (В следующей статье я расскажу о религиозных и идеологических отличиях России и Европы: католицизме и протестантизме и их отличиях от православия) Алексей Михайлович приближает к себе архимандрита Никона, которого потом, по его настоянию, изберут патриархом. Дает ему титул государя, и в отсутствии царя Никон исполняет его обязанности. Алексея Михайловича привлекла его решительность. Никон проводит реформу. она была необходима государству для решения внешнеполитических проблем. В пропаганде той идеи, что Россия теперь покровитель всех православных. Патриарх Никон же хотел вытеснить из России влияние иностранцев, а для этого выдвинул идею превосходства духовной власти над светской. Таким образом он шел против традиций православия — симфонии властей. Так же нужно было решать и внутри церковные проблемы. Низкий образовательный уровень духовенства, часто они служили, просто запомнив текст службы. Эта проблема решалась книгопечатанием, но нужно было их привести к единому образцу. Нужно было решать, что брать за образец. Были проблемы и с богослужением. Было распространено многогласие — когда все участники богослужения читали текст службы не по порядку, а одновременно. Т.В. Черникова к.и.н. внутренняя политика царя Алексея Михайловича.