Грандиозная премьера титанической оперы Вагнера Ню

Мари Козлова
 Грандиозная премьера титанической оперы Вагнера

"Нюрнбергские мейстерзингеры", опера Вагнера, новая сцена Мариинского театра,  30 июля 2023 года,  11 часов

Дирижер – Валерий Гергиев.
Ганс Сакс – Михаил Петренко.
Ева – Ирина Чурилова.
Вальтер фон Штольцинг – Сергей Скороходов.
Давид – Андрей Попов.
Сикстус Бекмессер – Ярослав Петряник.
Магдалена – Анна Кикнадзе.
Фейт Погнер – Евгений Никитин.
Фриц Котнер – Глеб Перязев.

Титаническая опера, музыка звучит пять (!!!) часов, а спектакль длится шесть с половиной, грандиозная постановка (режиссер - Константин Балакин), прекрасные декорации и потрясающие костюмы (Елена Вершинина), выдающиеся певцы, способные впечатляюще спеть марафонские партии - так кратко можно охарактеризовать новый замечательный спектакль Мариинского театра.
Эта опера для меня долгое время была неразрешимой загадкой: я все пыталась понять, что в ней комического, почему немцы считают ее очень смешной и хохочут почти в голос, а я, хоть и слушала ее концертное исполнение в Мариинке несколько раз, ни разу нигде не смеялась. Поэтому пошла на премьерный спектакль, посмотреть красиво поставленную оперу, о которой среди театралов идет много разговоров, специально выбрав утренний, чтобы не дергаться из-за позднего его завершения и закрывающегося метро. Ведь всё самое интересное начинается в последний час, а именно - в последней картине третьего действия. Там и праздник, и состязание певцов,  и финальная победная ария Вальтера (Сергей Скороходов). В третьем действии и самая красивая музыка. Не зря концертное исполнение этой оперы в Мариинке начиналось с отдельного его исполнения. Остальные два действия - это такая долгая-долгая прелюдия к нему, длящаяся более трех часов, которые надо пережить,  чтобы в награду получить яркое третье действие. Хотя музыка "Тангейзера", "Лоэнгрина" и "Летучего голландца" для меня у Вагнера вне конкуренции.
Певцы в спектакле были на высоте! Состав исполнителей, можно сказать, идеальный, состав мечты!
Восхищает Михаил Петренко в роли мудрого и благородного Ганса Сакса. Его герою, искренне любящему прекрасную Еву Погнер, милую Эвхен (Ирина Чурилова), сочувствуешь от всего сердца. Выразительно и вокальное исполнение роли - партия у певца просто гигантская, это без преувеличения более двух часов чистого пения! Грандиозно!
Прекрасно исполнил ключевую роль оперы - рыцаря Вальтера фон Штольцинга - Сергей Скороходов! Тоже немаленькая партия. Чарующие песни в начале и в финале оперы трогали за живое и звучали  впечатляюще. Благородный рыцарь и пел, выглядел соответственно. Не зря он вмиг покорил сердце шаловливо веселой Евы (Ирина Чурилова), дочки золотых дел мастера,  богатого  и амбициозного Фейта Погнера (Евгений Никитин). Оба исполнителя этих ролей порадовали красивым звучанием голосов и достойно представленными своими персонажами.
Чудаковатый хитрован Бекмессер, городской писарь (Ярослав Петряник) позабавил своими выходками - смешной серенадой с гигантской лютней и диковатой, но уморительной песней на состязании мейстерзингеров. Красивый сильный баритон певца было приятно слушать. Отлично  сыгранная роль! В сценах с его участием я, наконец, смеялась.
Яркую харАктерную струю внес в спектакль Андрей Попов (Давид). Украсила представление и плутоватая героиня Анны Кикнадзе  (Магдалена) - и голосом, и игрой .

В постановке оперы, очень впечатляющей, логичной, соответсивующей либретто удивила только одна сцена - первая в третьем действии, сцена в доме Ганса Сакса. Она поставлена в низкой нише,  когда  две трети верхней части проема сцены закрывает занавес, на который проектируются видео с репродукциями Дюрера. Само по себе это впечатляет, если ты сидишь в партере. Оттуда все хорошо видно. Но опыт убеждает, что с верхних ярусов зрителям при таком раскладе почти ничего не видно, кроме ног артистов. А сцена длится долго - почти час. За что ж с ними так? Хотя технически решение понятно - так быстрее можно переходить к роскошным декорациями финальной сцены. И тем не менее - в театре всем должно быть хорошо видно, что происходит на сцене. Особенно в таком внешне впечатляющей постановке.  А это тот редкий в последнее время  случай, когда на сцене воплощается то, о чем поют артисты, о чем говорится в либретто. У окна башмачника Ганса Сакса  цветет сирень, ароматом которой он восхищается. И она там есть! В сцене свидания  Вальтера и Евы, герой прячется под липой, как и предлагает девушка. И дерево на месте! Словом, такая точность воплощения либретто очень радует.
Конечно, грандиозная премьера еще одной вагнеровской титанической оперы в Мариинке  - это значимое достижение театра, с которым можно поздравить всех  причастных к этому фейерическому событию! Зрителям спектакль явно понравился. Они оценили и исполнение, и декорации, и костюмы, и мастерски сделанное освещение сцены, что особенно радует после темных оперных спектаклей в историческом зале. Овации после спектакля были бурные, хотя, надо признать, что на утреннем спектакле зал был заполнен лишь наполовину.
Но спектакль стоит того, чтобы его увидеть и услышать!