Как погибла субмарина С-80

Александр Щербаков 5
Мои постоянные читатели знают, что по распределению Хабаровского медицинского института я три года прослужил на Тихоокеанском флоте, начальником медицинской службы подводной лодки. Это было в начале 70-х годов прошлого века.

Субмарина, на которой я служил, Б-63, была построена в начале 50-х годов по 611 проекту и относилась к числу больших дизель-электрических подводных лодок. Из-за большого недокомплекта врачей в 6 эскадре подводных лодок, куда входила 19-я бригада, к которой была приписана наша субмарина, мне приходилось выходить в море и на других подводных лодках  6-й эскадры  613, 627, 641 и 651 проектов, все они являлись дизель-электрическими лодками, торпедными или ракетными.

С офицерами в бригаде постоянно проводились занятия, перед нами выступали флагманские специалисты. Выступал и «секретчик»,  он доводил до нас все случаи аварийности на флоте, в том числе и с подводными лодками. Но о данной катастрофе  я не слышал, потому что она произошла за 10 лет до того, как я пришел на флот.

27 января 1961 года в Баренцевом море исчезла советская подводная лодка С-80. Месяц спустя спасательную операцию по поиску боевого корабля завершили, так и не добившись никаких результатов. Куда делась субмарина, когда ее обнаружили и подняли на поверхность? И что стало с экипажем? Об этом вы узнаете из дальнейшего повествования.

Производство и модернизация
В период холодной войны между СССР и США начал активно развиваться подводный флот. В начале 50-х годов в Советском Союзе был запущен проект 613, в рамках которого стартовало производство дизель-электрических подлодок. Серия стала самой массовой на тот момент — всего построили 215 субмарин, и С-80 была первой. К 1960 году она стала боевым кораблем номер один, который модернизировали по проекту 644 — установили две шахты с крылатыми ракетами П-5.
«Подводная скорость С-80 составляла 10 узлов, а предельная глубина погружения достигала 230 метров. Длина ее была 76 метров, ширина корпуса (максимальная) — 6,6 метров», — сообщает параметры подлодки «Военное обозрение».

У дизель-электрической субмарины есть особенность — ограниченное время под водой. В погружении подлодка может находиться, пока есть запас энергии в аккумуляторных батареях. Затем ей нужно подниматься на поверхность, включать дизельные двигатели и подзаряжать аккумуляторы. В это время субмарину могли обнаружить корабли и самолеты противника. По сути, те субмарины надо называть не подводными лодками, а ныряющими.

Для того, чтобы С-80 не всплывала полностью, использовали РДП (шнорхель) — устройство, которое обеспечивало подачу воздуха дизельным двигателям и отвод выхлопных газов. Оно представляло собой трубу, которая оставалась над поверхностью. Таким образом ,дизели могли работать под водой, а лодка оставаться на перископной глубине, не тратя такую бесценную для плавания под водой электрическую энергию аккумуляторных батарей.

Это изобретение сделало процесс подзарядки более незаметным, но вместе с тем сыграло не последнюю роль в будущей катастрофе.

Исчезновение
Последнее сообщение от подводной лодки поступило в 0:30 27 января. Командир Анатолий Ситарчик вышел на связь и сообщил, что все запланированные в Баренцевом море мероприятия выполнены, и они возвращаются на базу. Но последнего не произошло, субмарина исчезла.

На утро развернули поиски. Но ни суда, ни вертолеты не могли найти след С-80. И даже рыболовный трал, который случайно зацепил в море аварийный буй, не подсказал местоположение лодки. Спустя месяц спасательную операцию завершили, так и не добившись результата, а о боевом корабле заговорили вновь только через восемь лет.

Местные рыбаки стали жаловаться, что в одном и том же месте их сети цепляются за что-то на дне. Провели новое исследование и обнаружили, что на глубине 196 метров лежит подводная лодка.

У субмарины не было никаких видимых повреждений, поэтому приняли решение корабль поднимать. Последнее нужно было сделать в том числе для того, чтобы убедиться в безопасности конструкции остальных лодок 613 проекта, которые до сих пор использовались. Операция началась летом 1969 года. Когда лодку подняли, за дело взялась государственная комиссия.

На памяти нашего поколения еще свежи обстоятельства подъема с глубины в 100 метров атомной подводной лодки «Курск», погибшей в 2000 году. Это было весьма сложным делом. Но как же поднимали с двое большей глубины субмарину С-80, я не представляю. Хотя опыт подъема затонувших судов со дна в нашей стране был большой, существовала организация ЭПРОН, в составе которой были водолазы-глубоководники, нужные для подъема механизмы и многое другое, что со временем было утрачено. Да и сама субмарина 613 проекта была в несколько раз меньше «Курска».

Обстоятельства катастрофы
Трагедия развивалась стремительно. В роковой день лодка поднялась на перископную глубину, чтобы подзарядить аккумуляторы. Она функционировала в режиме РДП, дизели работали.

Море штормило, и в определенный момент волна захлестнула воздушную магистраль шахты шнорхеля. Вода устремилась в лодку. На такой случай был предусмотрен поплавковый клапан, который закрывал отверстие при погружении. Но та ночь была морозной. Систему обогрева клапана не включили, он замерз и закрыть его не получилось.

Первым затопило пятый отсек. Матросы попытались закрыть шахту, но не вышло. Напор был слишком сильным, дизельные двигатели остановились, и подлодка стала погружаться в глубину. Корпус выдержал падение на грунт, но внутри субмарины было уже слишком много воды. Всё произошло за минуту.

Такой была официальная версия, но есть и другие теории произошедшего. По одной предполагают, что С-80 уходила от столкновения с другим боевым кораблем. На это указывает повернутый вертикально влево на 20° руль. По другой — причину видят в некачественной заводской сборке. Утверждают, что обледенение клапана не было настолько сильным, чтобы его невозможно было закрыть.

Но какими бы ни были реальные обстоятельства трагедии, однозначно можно сказать, что последние минуты жизни подводники провели в муках.

Что случилось с экипажем
Когда С-80 легла на грунт, у экипажа не оставалось шансов на выживание. Самостоятельно всплыть лодка не могла, рассчитывать на помощь спасателей тоже не приходилось. В то время не было технической возможности вызволить людей с глубины в 200 метров.

«Вода срывала на своем пути механизмы с фундаментов, сметала рубки и выгородки, калечила людей, сферические переборки из высокопрочной стали толщиной в палец были разорваны как бумага. Повезло тем, кого убило мгновенно. Участь тех, кого толстая сталь в концевых отсеках прикрыла от мгновенной смерти, ужасна», — пишет в своей книге «Мы из подводного космоса» капитан 1-го ранга Валерий Касатонов.

За считанные минуты затопило со второго по шестой отсеки. В них погибло 44 человека. Другие успели скрыться в седьмом и первом отсеках. Они выпустили аварийные буи и стравили воздух с торпед, чтобы можно было дышать. В ходе расследования установили, что в седьмом отсеке подводники могли прожить еще шесть часов, а последними выжившими стали моряки из первого. По оценкам экспертов, они оставались в сознании от одного дня до недели, и даже страшно представить, что за это время им пришлось испытать. Выдержали не все, два подводника ушли из жизни добровольно.

Все 68 членов экипажа погибли. Они были захоронены в общей могиле в Оленьей губе Мурманской области. Саму же подводную лодку по итогу взорвали. Что касается командования, то они постарались выучить жестокий урок. Были внесены изменения в конструкцию советских подлодок, в наставления по борьбе за живучесть подводной лодки добавили рекомендации, а историю экипажа С-80 довели до сведения всего личного состава советского подводного флота. Но, к сожалению, трагедия не стала последней.

Шнорхель (по-немецки правильно шнорхель, именно немцы придумали это устройство в годы Второй мировой войны) используется при опасности обнаружения подводной лодки самолетами противника.  Но в 1961 году никаких противников в Баренцевом море не было, по крайней мере таких, которые бы могла атаковать нашу субмарину, и не совсем ясно, почему в штормовую погоду лодка шла под водой с использованием шнорхеля.  Намного безопасней было идти в надводном положении. Плавание под РДП  (так официально называлось это, т.е. работа дизеля под водой), всегда считалась опасным и далеко немногие командиры решались на такое плавание, если это не было какое-нибудь учение. Но что рассуждать об этом задним числом.