Что такое БЕДА, почему она не ГОРЕ

Юрий Матасов
У всех на слуху есть поговорка: «Горе не беда». И в общем понятии эти два слова отображают нечто не доброе, как покажется на первый взгляд. Что значит «Добро» смотри смысл буквицы «Д».
http://proza.ru/2022/11/24/559

И так не доброе – это то, что не полезно, если совсем вредно.

А теперь давайте посмотрим на строение этих слов.

«БЕДА» = БЕ+ДА
БЕ – это естество большего или суммарное. (смотри "Слог БЕ" http://proza.ru/2024/06/12/1082 );
ДА – это согласие ДАющего и не отрицание принимающего (Смотри слог ДА).
БЕДА – это то, с чем согласно большинство или то, чего невозможно отрицать. Поэтому и звучит поговорка: «Пришла БЕДА – открывай ворота». В смысле, как бы ты не сопротивлялся - этого не миновать. К бедам мы относим природные катаклизмы, эпидемии, войны – все с чем сталкивается масса людей. Сопоставимо с одним человеком мы также применяем это слово в смысле применения его только в масштабах этого человека. Поэтому «БЕДА» для одного человека – это не заметное событие, по большей части, для других. И только люди способные СОчувствовать, могут СОстрадать и СОболезновать и таким образом забрать на себя часть беды. Таких людей еще называют ЭМПАТАМИ.

Эмп;тия (греч. ;; — «в» + греч. ;;;;; — «страсть», «страдание», «чувство», «сочувствие») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.

Опять могу заметить, как в греческом «ПАФИЯ» стала «ПАТИЕЙ» в современном звучании, благодаря именно английской транскрипции буквицы «ФИТА» в «th». Так «ПАФОС» становится «ПАТИЕЙ».

И так «БЕДА» — это факт, от которого не отвертеться, а надо пережить. И в нашем языке по этому поводу опять есть поговорка: «С бедой надо ночь переспать». Это говорит, что не стоит принимать поспешных решений, это не просто «мелкая заноза». Сродни этому выражению звучит: «Утро вечера мудреней». Поскольку «Беда одна не ходит», то можно понимать, что это обязательно масштабное событие и всегда имеет последствия, которые порой кажутся не связанными с самой бедой.

А вот момент прохождения испытания бедой, факт того, что вдоль событий беды мы устояли и не сломились назван ПОБЕДА. Вот именно то, что БЕДА – это коллективное событие, в котором обязательно задето большинство, то самое «БЕ», и выражается в склонении глагола «побеждать». Нет в нашем языке формы этого глагола в единственном числе от первого лица. Мы не можем сказать: «Я побежу, Я победю, Я побеждю». Как у нас говорится в таких случаях: «Не поворачивается язык».

Еще одной стороной слово «БЕДА» поворачивается в нашем языке - в понятии «БЕДНОСТЬ». Здесь к слову «БЕДА» добавили слогосочетание «НОСТЬ». Слог «ТЬ», стоящий в конце слова, указывает на то, что это существительное является отглагольным. То бишь произошло от глагола или появляется в таком виде в результате каких-то действий (Смотри слог ТЬ). Вот не было бы неких действий и не появилось бы это состояние. А у нас в конце не просто «ТЬ», а «СТЬ» — это структура или устойчивое самодостаточное состояние. (Смотри «В чем особенность числа 100 и его названия»)
http://proza.ru/2023/05/21/895

А вот слог «НО» указывает на то, что это альтернативное или дополняющее. Таким образом «НОСТЬ» - указывает на часть общей структуры и выделяющейся некими свойствами. Например: юНОСТЬ, ленНОСТЬ, жадНОСТЬ, годНОСТЬ, буйНОСТЬ, реальНОСТЬ, данНОСТЬ, правильНОСТЬ, мощНОСТЬ и т. д. Все это разные структуры составляющие нашей жизни. И все они описываются частью слова, стоящей перед, так называемым суффиксом «НОСТЬ».

Так вот «БЕД-НОСТЬ» - это состояние, к которому пришли через БЕДУ, не достигнув ПОБЕДЫ. И это не антипод БОГАТСТВУ, поскольку «богатстВО» опирается на слог «ВО», а это Вождение или управление.

А теперь «ГОРЕ». Как оно толкуется в официальных источниках:
1. сильная глубокая печаль ; Его горю не было предела.
2. несчастье, причина или источник горя в значении [1]

То есть нам говорят, что это проявленная эмоция.

Официальная этимология:
Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. горе, русск., укр. го;ре, сербохорв. го;ра «падучая болезнь», словенск. gorj; «горе, плач», чешск. ho;e -- то же, др.-польск. gorze. K горе;ть. Ср. др.-инд. c;;kas «пламя, жар», также «мука, печаль, горе, нов.-перс. s;g «горе, печаль». Менее вероятно сравнение с готск. kara «жалоба, скорбь» (Горяев), которое сопоставляется с осет. zarun «петь», zar «песня», греч. ;;;;;, дор. ;;;;; «голос», др.-ирл. g;ir «зов, крик».

И тут это слово связывают с внешним проявлением: горением, криком, плачем.

А ведь слово простое: два слога «ГО» + «РЕ».
ГО – головное или главное, движение вверх (Смотри слог ГО)
РЕ – речение или поток. Как РЕКА – материальный поток, а РЕЧЬ – информационный (Смотри слог «РЕ»).

Таким образом «ГОРЕ» — это главный поток. Яркий пример: у вас заболел зуб и вы ничего не можете делать, пока его вылечите. То есть все ваши жизненные потоки отходят на второй план, и вы заняты самым главным – своим ГОРЕМ.

Другой пример: у вас умер близкий человек или с ним случилась та самая «БЕДА». И вы проявляете такое сострадание и сочувствие, что «кусок в горло не лезет» и «все из рук валится» — вот это «ГОРЕ».

Но не всегда «ГОРЕ» — это безвыходная и отчаянная ситуация. Вот у меня случился пожар. Это же «ГОРЕ»? Нет, я не опустил руки. А наоборот сосредоточился и принял решение, направленное на самые важные процессы, чтобы восстановить состояние «ДОМ» (Смотри «Дом родина страна государство»)
http://proza.ru/2022/04/09/1264

Я отбрасываю в сторону все дела, которые до этого момента казались важными и занимаюсь самым главным – ГОРЕМ.

«Горе горевать — не пир пировать.»

Вот тут и проявляются ДРУЗЬЯ, те самые ДРУГИЕ, которые приходят и становятся с тобой рядом и проживают с тобой вместе часть этого горя. Поэтому это и называется «друЖба» (Смотри «Если друг оказался вдруг»)
http://proza.ru/2023/03/28/979

Так вот горе - это личное, а беда общее. Поэтому "горе - не беда".