«Дохлая рыба» / Dead Fish, Великобритания, 2004
"И что это - Джеймс, бл..дь, Бонд?"
Линч, главный герой фильма
Когда я увидел этот фильм в списке, предлагаемом стримингом, вроде бы уже собирался пролистать, но вдруг увидел в центре постера его лицо. Лицо гения перевоплощения, одинаково блестяще сыгравшего и трансильванского графа, и икону панка, и миллионера с изуродованным лицом, и честного копа из Готэма, и английского премьера, и облыжно оклеветанного волшебника. Гэри нашего, понимаешь, Бернардовича Олдмана. Потом думал, почему я в свое время эту кинокартину пропустил. Но обо всем по порядку.
Живет себе поживает в городе русской славы Лондоне полный задрот и лузер Эйб Клайн (Эндрю-Ли Поттс). Жизнь катится под откос: денег нет, да тут еще висит долг деляге Дэнни Девайну (Роберт Карлайл), любимая Мими (Елена Анайа) твердо намерена уехать к маме в Нью-Йорк (кстати, мама почему-то говорит с ярко выраженным испанским акцентом, видимо, сама приехала за «американской мечтой» из какого-нибудь Гондураса). Короче, как говорилось в классике постсоветского кинематографа, «бабло кончается, а перспектив никаких». Параллельно в Лондон для выполнения очередного крупного заказа прибывает пижонского вида суперкиллер Линч (собственно, Олдман). Линч, с одной стороны, этакий бонвиван - дорогое бухло, номера в лучших отелях, удовлетворение своих плотских страстей с элитной БДСМ-проституткой (Фрэнсез Барбер). А с другой - ищет большой и чистой любви. Таки он прибывает на вокзал Чаринг-Кросс, где уже Эйб провожает Мими. Волею судеб получается так, что телефон Линча оказывается у Эйба, и наоборот. Ой, вот только не надо морщить эстетские лобики: «Да это уже тысячу раз было». Да, было, классика комедии положений - ну не смотрите тогда про якинский чемодан, n’est pas? Попутно Линч по уши влюбляется в Мими.
Ну, и понеслась! Когда Эйб понимает, что хотят от него звонящие клиенты, у него начинают трястись поджилки. Но ведь деньги нужны, и он принимает заказ, кстати, имя жертвы - еще одна отсылка к названию фильма. Так что на пару со своим наглухо упоротым дружком Сэлом (Джими Мистри) он приступает к миссии. Одновременно посредник по найму киллеров Вёрджил (блестящая работа Билли Зейна, некий аналог персонажа Хью Гранта из «Джентльменов») понимает, что что-то не так. Ну, и ясен пень - Линч не слишком рад всему происходящему.
И дальше сюжет начинает свое головокружительное путешествие - набор тоже вполне традиционный, но оторваться невозможно. Безумные скачки по лондонскому дну, трава, клубы, стрельба и прочее. Но подано это все весьма мастерски - визуальный ряд и саундтрек безупречны. Это объяснимо, потому что до кино режиссер фильма Чарли Стэдлер делал рекламные ролики для крупнейших корпораций, а там эти критерии очень важны. Кстати, г-н Стэдлер успел снять и фильм в России - короткометражную «Новогоднюю историю» 2016 года. Понятно, что количество «факов» в речи всех персонажей зашкаливает, герои попадают в массу ситуаций a-la «полный п...». Оказывается, это еще не он, впереди их еще уйма. Кроме того, разумеется, все это сервируется с приправой из иронии и самоиронии над всем британским - чего стоит хотя бы классическая английская фраза Дэнни в адрес человека, явно пришедшего его убивать: Fancy a cuppa, mate?*. Ну, а Вёрджил - это просто квинтэссенция всего якобы английского, от костюмов до речевых оборотов. Опять же как без страшных славян? Для исправления ситуации Вёрджил нанимает ужасное существо то ли из Чехии, то ли из Боснии по имени Драган («Я Драган, не Дракон, сколько раз повторять!»). Но при этом Вёрджил передвигается не на лимузине или «Ягуаре», а на рикше (упс!), ведомой верным помощником Хопсингом (Ван-Кит Лау), естественно, китайцем.
Предвижу реакцию лобиков: «Да было уже это все у Ритчи, сколько можно!». Ну, во-первых, если это хорошо, то почему нет? И, во-вторых, мне кажется лучше заниматься ритчианством, чем крыжовниковщиной, не так ли?
Актерские работы хороши. Об Олдмане - как говорится, лучше один раз увидеть. Чего стоит хотя бы его исполнение песни в стиле Синатры в БДСМ-прикиде (https://youtu.be/wfVty6rVihM ). В каждой своей роли он неповторим и даже тембр голоса разный. Эндрю-Ли Поттс в роли Эйба весьма убедителен - задроченный жизнью неудачник, которому страшно даже подумать о том, что из этого есть выход. Карлайл блестяще создает уже ставший несколько клишированным образ черного банкира, то крутого до невозможности, то паиньки под девизом «дяденька, только по голове не бейте». Ну, а когда видишь Джими Мистри, создается впечатление, что он реально изрядно курнул.
Посему, если вам нравится стилистика мистера Мадонны и английское кино последних десятилетий в целом - добро пожаловать на вокзал Чаринг-Кросс. Отправляемся?
* Чашечку чая, приятель? (трад. англ.)
Photo courtesy by Ylloh, pixabay.com