Пара фраз о римском праве

Кузьма Калабашкин
До сих пор существуют обыденные представления о «римском праве», как о констатации равноправия граждан.
Между тем, - это далеко не так.
Уже со времен Юлиев-Клавдиев начали появляться различия в юридическом статусе граждан Империи.

«Начиная с Августа имущий человек (honestior) не мог быть привлечен на суд человеком неимущим (humilior).
При Антонинах законодательство уголовное и политическое  устанавливает строгое различие между этими двумя классами.  Плебей (plebeius homo)  исключен из курии, и за одно и то же преступление богатый подвергается высылке, а бедный самым жестоки казням. Первый не может быть наказан розгами, второй может умереть под ударами» (Victor Duruy. Histore des Romanus. Tome VII, ed.1885)

Кодекс Юстиниана, который был, конечно, по большей части, не сводом нововыдуманных законов, а компиляцией эдиктов прежних императоров, сохранил для нас любопытные образцы римской юридической мысли.
Например:

Закон императора Валентиниана (Codex Justinianus XI, 53)
«Мы не думаем, чтобы колоны могли свободно уходить из деревни, к которой, как известно, их привязывает происхождение и родство... Если они уйдут отсюда и перейдут к другому, их следует вернуть и подвергнуть наказанию. Пусть будут оштрафованы и те, кто нашел возможным принять чужого и неизвестного [колона]... так что владелец поместья, в котором будет найден чужой [колон], подвергнется возмездию, сообразно характеру проступка... Штраф он заплатит по приговору судьи»

Закон императора Феодосия (Codex Justinianus XI, 51)
«...еще предками установленный закон во всех провинциях прикрепил колонов вечными узами права, так что им не разрешается ни оставлять те поля, плодами которых они пользуются, ни покидать ту землю, которую они однажды взяли для обработки... Никто из колонов не может по своей воле уходить, куда хочет...»

Императоры Аркадий и Гонорий августы (Codex Justinianus XI, 9, 3)
«Необходимо поставить стигматы (stigmata), т. е. государственные буквы, на руках работников (fabricensis), наподобие тех [клейм], что ставят рекрутам, чтобы таким образом их можно было опознать, если они будут скрываться. Имеющие их [клейма], или их дети, без сомнения должны быть возвращены в мастерские(fabricae), хотя бы они путем какого-нибудь обмана уклонились и перешли, приняв присягу [к другому занятию].