Да, УР! - Глава 7

Алёна Сеткевич
Мы быстренько перекусили и вышли на улицу. В глаза бросился современный торговый центр с множеством ярких вывесок на фасаде.
Проситься у Романа походить по торговому центру я даже не стала. Во-первых, он вряд ли будет тратить своё время, ожидая, пока я сделаю покупки. Во-вторых, я понимала, что день едва перевалил за половину, а это значит, сегодня мы ещё что-нибудь успеем посмотреть.

По улице Пастухова мы двинулись в сторону центра и вскоре дошли до пересечения с улицей М. Горького, отличающейся обилием старинных домов. Пройдя полтора квартала вниз, я увидела деревянную вывеску с вполне русским названием. Удмуртский этнокомплекс включал в себя отель, ресторан, бани и парк.
Поскольку номер в отеле нам не требовался, в ресторан сытыми мы не собирались, и баня явно не входила в наши планы, мы спросили у администратора про экскурсию. К сожалению, групповое или индивидуальное посещения данного комплекса были возможны только по предварительной договорённости.

Мы бегло оглядели интерьер основного здания, а посмотреть там было на что: самотканые половики на полу и диванах, предметы быта древних удмуртов, вышитые скатерти и занавески, одежда ручной работы и очень много деревянной мебели, перегородок и атрибутов. Оценив внутреннее убранство, спросили разрешения выйти во внутренний двор. На улице был установлен арт-объект для фотографирования, на этом самое интересное закончилось.
- Вот тут точно накормят блюдами национальной кухни, - кивнул в сторону здания ресторана мой провожатый, - но и цены там будут как для иностранцев, приехавших за удмуртской экзотикой.
- А что ещё включает в себя удмуртская кухня? - спросила я, следуя за Романом.

Далее наш путь пролегал мимо полуразвалившихся «деревяшек» и зданий непонятного назначения. Эту изнанку города я ещё не видела.
- Например, табани с зыретом, - ответил парень и мягко добавил, - как моя бабушка делает, я, кстати, тоже умею. Это что-то наподобие блинов, только из кислого дрожжевого теста. А зырет представляет собой молочный соус с добавлением муки.
Я непроизвольно сглотнула слюну.
- Пельмени вот тоже называют удмуртским блюдом, но на них ещё северные народы претендуют и Китай.
- Даже спорить не о чем, - твёрдо ответил Роман. – Название этого блюда, состоящее из двух частей «пель» и «нянь», с удмуртского переводится как «хлебное ухо», так что северяне с китайцами и дальше могут кричать о том, что они придумали пельмени, но мы-то знаем, чьё это национальное блюдо на самом деле!
Мне очень понравилось, как яростно мой провожатый отстаивал первенство удмуртов. Вообще за Романом было очень интересно наблюдать. Разговорчивым он становился лишь тогда, когда дело напрямую касалось культуры или традиций его народа. В остальное время молодой человек мог молча идти рядом, думая о чём-то своём. А когда я спрашивала его о личном, он на время замыкался в себе, стеснялся, внутренне боролся с собой и только после неохотно начинал рассказывать, всё ещё смущаясь и даже краснея.

Вот и сейчас, пока окружающий нас пейзаж не радовал, я решила задать Ромке вопрос на личную тему.
- Ром, а у тебя девушка есть?
Он кротко взглянул на меня из-под густых бровей и тут же отвернулся, чтобы не встретиться взглядом. Я быстро добавила, чтобы он не волновался:
- Мне просто интересно, есть какие-то национальные традиции ухаживания у удмуртов. Что полагается делать молодым до свадьбы, а что только после. Вдруг в музее Кузебая Герда о чём-то умолчали.
Мои пояснения немного разрядили обстановку. Экскурсовод абстрагировался от себя и начал про удмуртов в целом. В основном он рассказывал про обычаи уже семейных пар, о том, что женщина изначально могла быть сильно старше своего суженого, что она являлась главой семейства, потому что весь быт держался на ней, в то время, как мужчина был добытчиком и постоянно отсутствовал.
- И ты бы согласился с таким положением дел в твоей семье, - задала я провокационный вопрос.
Роман насупился, мне показалось, что он даже что-то пробурчал про себя, но вслух ничего не ответил.

В этот момент откуда-то из кустов выскочила собака. Я вообще боюсь животных, а бездомных собак тем более. От неожиданности я подскочила и, взвизгнув, спряталась за спину своего провожатого. Рома мгновенно сориентировался. Он быстро поднял с земли большую палку. Не делал резких движений, не угрожал собаке, но дал понять, что в случае нападения у него есть орудие защиты. Лохматая псина перестала лаять и снова скрылась в кустах.
От пережитого потрясения и в знак благодарности за спасение я бросилась парню на шею, стиснув его в своих объятьях. Он на какое-то время растерялся, потом осторожно похлопал меня по спине и скромно проговорил:
- Ну, ты чего? Всё ведь уже!
- Спасибо, - пролепетала я, отцепившись от защитника.

Ромка избегал смотреть мне в глаза, и было видно, что именно в данную минуту он лихорадочно придумывает, что бы такого мне рассказать, сгладив неловкий момент.
А мне почему-то стало обидно. Я ему, понимаете ли, на шею бросаюсь, а он даже обнять по-человечески не может.
- Нет у тебя девушки! – злобно заключила я. – Иначе бы знал, как следует обращаться со слабым полом!
Вот кто меня за язык тянул? Вместо того чтобы восхвалять своего спасителя, я тут же его обвинила в чёрствости и неопытности.
Ромка надулся. У него нервно заходили желваки на скулах. Но сказать что-то обидное в ответ он не сподобился. Мы шли молча довольно долго.

Продолжение: http://proza.ru/2023/08/23/1610