Да, УР! - Глава 3

Алёна Сеткевич
Спустя тридцать пять минут я была готова. Вернувшись к Роману, с удивлением отметила, что он в своём телефоне не играет в игрушку, а что-то увлечённо читает. Позже спрошу у него, является ли это местной особенностью или он один такой уникальный. Парень исподлобья бросил на меня взгляд, оценил смену образа, но вслух ничего не сказал.
Всего пара шагов, и мы оказались в верхней части Центральной площади, откуда открывался великолепный вид.
- Ниже ещё красивее будет, когда увидишь Ижевский пруд, - сообщил экскурсовод, как бы немного хвастаясь.

Из колонки слева от нас раздалась ритмичная музыка. Постеленный на бетонную плитку специальный ковёр, служил своеобразной сценой для выступления «брейкдансеров». Молодые спортивные ребята показывали акробатические чудеса для всех желающих. Рядом с колонкой лежала картонка с номером телефона для желающих оказать материальную поддержку молодёжи.
Современные ритмы смешались с классической музыкой, льющейся из динамиков красиво подсвеченного фонтана. Струи фонтана то вздымались вверх, то опускались вниз, повинуясь музыкальному сопровождению. На улице к этому часу стало смеркаться, поэтому разноцветная подсветка фонтана смотрелась очень зрелищно.

Слева громоздился Театр оперы и балета, как мне сказал Рома. Здание хоть и не было новым, но чувствовалось, что его недавно отремонтировали. Из-за него выглядывал тот самый отель «Космос», внешний вид которого вполне соответствовал стоимости номеров в нём.
По правую руку от нас шёл ряд торговых палаток, выполненных в едином стиле, отличающихся разве что названиями на вывесках. «Удмуртские перепечи» - прочитала я одно из них, и в груди приятно кольнуло, а желудок не преминул напомнить, что мой последний приём пищи был ещё в поезде.

- Зайдём, - даже не спросил, а констатировал Роман, впервые улыбнувшись мне.
У него была добрая, но немного кроткая улыбка. Такие обычно дарят люди осторожные, не привыкшие доверять с первой встречи.
Мы зашли внутрь торгового павильончика, где царил восхитительный аромат свежеиспечённых булочек всех видов. Прилавок ломился от круглых и плоских корзиночек из пресного ржаного теста с различными начинками. С грибами, капустой, мясом, яйцом и луком – в общем, на любой вкус. Я взяла грибную перепечку и клюквенный морс. Девушка за прилавком услужливо подогрела выпечку в микроволновке в то время, как другая на наших глазах вытащила из русской печи целый противень свежеприготовленного национального угощения. Значит, всё-таки настоящие, успокоилась я и следом за Ромой вышла на улицу.
Какое-то время мы шли молча, потому что жевали каждый свою перепечку. Но я успела прочитать название двухэтажного здания напротив. Крупными буквами было написано «Центральный универмаг», но множество маленьких вывесок на фасаде ниже говорило о том, что от Советского «ЦУМа» там не осталось и следа.

После мы вновь дошли до непонятной конструкции в нижней части площади - перголы, как пояснил Роман. Сейчас она подсвечивалась и выглядела куда привлекательнее, чем до этого. Маленькие дети босиком бегали по воде, а взрослые снимали происходящее на камеры мобильных телефонов, ловя забавные моменты.
На подходе к мосту я сфотографировалась с фигуркой маленького Ижика. Смешной мальчик в длинном кафтане и цилиндре - неофициальный символ города. Как сказал Рома, в такой одежде раньше ходили рабочие оружейного завода. Кафтан был темно-зелёного цвета, из-за чего в народе оружейников стали называть крокодилами. Памятник крокодилу в Ижевске тоже имеется, он находится на пересечении улиц Советской и Коммунаров, и, возможно, мы и его увидим.

Вдалеке я заметила необычный высокий памятник, представляющий собой две параллельно стоящие стелы, соединённые между собой.
- Это Монумент Дружбы народов, - просветил меня провожатый, - а по-простому его называют «Лыжи Кулаковой». Галина Кулакова – легендарная Советская лыжница, уроженка нашего города, недавно отметила свой семидесятипятилетний юбилей.
Мне приятно было слышать гордость в голосе Романа, чувствовалось, как он рад, что родился и вырос на одной земле с такими людьми.
Две башни-близнецы справа от спуска к пруду оказались жилым комплексом «Республика», ниже был выстроен «Колизей». Всё такое новое, современное, но, на мой взгляд, несочетаемое с основными достопримечательностями центральной части города.

Наконец, мы дошли до улицы, пересекающей наш путь, по пешеходному сигналу перешли дорогу и вновь оказались посреди большого открытого пространства рядом с монументом. Вниз вели многочисленные ступени и открывался прекрасный вид на набережную Ижевского пруда.
По моей просьбе, Роман несколько раз сфотографировал меня на фоне вечернего пруда, но спускаться к воде сегодня отказался.
- Это будет отдельная программа, - сообщил он, поворачивая назад.
Поскольку обратно мы возвращались тем же маршрутом, где мне уже знакомо было каждое здание, то я попросила Романа рассказать о себе.
Немного застеснявшись, он всё же начал рассказ.

Родился Роман даже не в Ижевске, как мне думалось, а в небольшой деревне Парзи Глазовского района Удмуртской Республики. Фамилия его имеет Кировские корни, но сам молодой человек считает себя «махровым» удмуртом, не «вотяком»: надо заметить, такое прозвище люди этой национальности считают обидным. С детства Рома слышал удмуртскую речь, которая, к слову, у северных удмуртов сильно отличается от южного наречия, как, в прочем, и национальные костюмы.
- Ты, главное, запомни, что у северных удмуртов национальный костюм более сдержанный, основными цветами являются красный и белый. А вот у южных всё ярко и аляповато. Но это мы потом в музее посмотрим, - счёл нужным уточнить парень.
После девятого класса (до одиннадцатого в деревне просто не учили) он отправился в Глазов, где поступил в колледж при Педагогическом институте на библиотековедение. По окончании учёбы увидел объявление, что Национальной библиотеке Удмуртской Республики, открывающейся после масштабной реконструкции, требуются сотрудники. Так Рома переехал в Ижевск и устроился на работу, где трудится по сей день.

- Значит, послезавтра тебе нужно на работу? – расстроилась я, быстро просчитав в уме, что свободным у моего экскурсовода остаётся только воскресенье.
- Нет, я в отпуске. Но в «Ленинку» мы с тобой обязательно сходим.

Продолжение: http://proza.ru/2023/08/23/1590