Василий Филонович Гордеев

Татьяна Сергеева 10
Василий Филонович ГОРДЕЕВ, уроженец станицы Белореченской Майкопского отдела Кубанской области.
         
     В ноябре 1914 года Василий Филонович  Гордеев попал в плен. Смог вернуться в

Кубанское казачье войско, и был удостоен Георгиевской медали IV степени.

Мария Фёдоровна Овсянникова – жена старшего внука В.Ф.Гордеева.

Рассказы дедушки о жизни запомнились Марии Фёдоровне. Живая ниточка родства,

уважение и почитание старших легли в основу данного материала.


Василий Филонович ГОРДЕЕВ, 1877 + жена Васса Зиновьевна Рыкова.
     Дочь - Мария Васильевна ГОРДЕЕВА 1909г.р.  + ОВСЯННИКОВ Викул Поликарпович  1904г.р.
Дети: Пётр 1932, Иван 1935, Степан 1938, Андрей 1940г.р.

       Пётр Викулович ОВСЯННИКОВ + Мария Фёдоровна ПОПОВА 1937г.р.
Дети: Григорий, Анна
       Степан Викулович ОВСЯННИКОВ  + Ефросинья Ефимовна ТРОФИМЕНКО 1938г.р.
Дети: Михаил, Александр, Василий
       Андрей Викулович ОВСЯННИКОВ  + Полина  Ильинична СКЛЯРОВА, дочь Наталья

               
       
            Рассказ Василия Филоновича Гордеев
       
     Записано со слов невестки В.Ф.Гордеева - Марии Фёдоровны Овсянниковой

               
                ПОМНЮ КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ

      Помню каждый день, час, мгновение. Вспоминать трудно – мороз по коже.
 
Вырвался из плена один. Помогла молитва к Господу нашему и образ Георгия

Победоносца. Металлическая икона всегда была при мне. Мама, провожая на войну,

благословила меня и просила вернуться живым.

     Во вражеском стане ходил к реке поводу, чистил картошку кормил лошадей, а

сам всё запоминал, что да как. Когда ко мне привыкли и перестали контролировать,

я сбежал. Днём прятался в копне сена на поле, или в лесополосе. Ночью шёл, как

дикий зверь. Сколько ночей шёл не помню. Остановил окрик часового:

        - Стой, кто идёт.

По голосу признал друга-станичника. Пришёл в свой полк. Не могли меня узнать:

кожа, да кости. По бороде признал меня командир полка.

      А я ему: - Разрешите доложить. Запомнил  расположение вражеских войск.

Хоть сейчас в атаку.
    
     -  Отдыхай, Василий Филонович. Грейся у костра. На рассвете казаки ККВ

подошли к вражескому стану, миновав все преграды. В бою с нашей стороны не было

даже раненых.

        Вестовой сообщил, что меня ждут на построении полка. За мужество и

отвагу, за казачью смекалку, объ-явили благодарность перед строем и зачитали

приказ о награждении Георгиевской  медалью IV степени.

Вернулся в станицу, обнял мать, отца, и поведал родителям, что русская сила духа

и Вера помогли выжить в плену.
      
      Да, Маня, довелось мне встретиться с немцами в 1942 году. В хате четверо
 
внуков. Зять, Викул Овсянников, ушёл на фронт. Младшему внуку Андрею год. Ох, и

хлебнули мы горе с малыми детьми. Через полгода освободили советские войска

станицу.  Принесли извещение, что пропал красноармеец Овсянников. Стал я внукам

и отцом, и дедом. Ответственность, не приведи Господь.

      -Машенька, скажу тебе моё слово:
    
       - Дарю икону Георгия Победоносца первому внуку и тебе, познавшей тяготы
войны.

По сморщенному лицу старика лились слёзы.
         
      - Сколько лет жизни даст Господь, не знаю, но не забуду храбрости казаков

на поле боя. Дай Бог, Машенька, чтобы не было войны на земле, чтоб не гибли

внуки и правнуки мои. Молитесь пред образом Георгия Победоносца, и будет мир и счастье в каждой семье.

Ещё скажу, Маня, будет война, не умеют люди жить мирно. Но Россию не победить,

будет править государством умный человек, преданный Богу. Вразумит его Господь,

найти правильное решение.



                ПАМЯТЬ ЖИВЁТ В МОЁМ ДОМЕ
             Рассказ Марии Фёдоровны Овсянниковой


       Ушёл из жизни Василий Филонович Гордеев в девяносто лет. Успел воспитать
 
внуков, женить, правнуков понянчить. Внуки Степан и Пётр работали в колхозе,

Андрей в вагонном депо станции Белореченская. Любил провожать и встречать поезда.      
       
       Тишина в комнате - минута молчания.
      
       - Думается, что они, наши родные, слышат нас.
      
       - Что бы сказали они?
      
       - Молятся они о нас грешных, желают добра и мира,- вздохнула Мария Фёдоровна.
      
       С любовью и уважением вошла я дом Овсянниковых. Любила Петра, мужа моего,

а значит и его родных. Видя моё уважение к старшим, Василий Филонович по выходным

вместе со мной ходил в моленную староверов поморского согласия. Старшее поколение

поморцев знали ход службы, пели от всего сердца.

        Возвращались домой с радостью в душе. За разговорами и путь короче.

        Тема войны в доме Овсянниковых закрыта. Много испытаний, выпало на долю

седовласого старика, но открылась его душа внучке Мане. Поведал ей о своей жизни,

а она в ответ рассказала о себе:

      - Лет шесть мне было, когда пришли оккупанты на Кубань. Жили мы на хуторе

Потомственном, что в десяти километрах севернее станицы Белореченской. Хутора

Капустин, Рудаков,  Поморский немцы подвергли зачистке, собрали молодых людей и

погрузили в вагоны, для отправки в Германию. Вагоны стояли на перегоне

Белореченская – Гиагинская.

Попов Александр Георгиевич приобнял меня и положил в карман платья палочки.

      - Иди Маня, к колодцу. Посиди там, не бойся.
 

      Ко мне подошёл подросток, угостил яблоком, а палочки из кармана забрал.

Теперь понимаю, что это было сообщение партизанам о количестве немцев в хуторе.

Ночью освободили молодёжь. Ох, и лютовали немцы. Прошли по хуторам и станице,

нашли раненных солдат, закрыли в амбаре второй бригады колхоза «Красный
огородник». Стоны и крики были слышны далеко. Спаслась Нина Косоротова с

девочкой. Провалились доски амбара под её ногами. В образовавшуюся щель она

выползла и чужого ребёнка спасла. На месте гибели солдат стоит памятник, к

которому приносят цветы школьники и ветераны.

        Рассказываю, плачу, а Василий Филонович вместе со мной плачет. Дружно мы

с ним жили, благодарю его за всё в моей жизни.

        Пётр, мой муж, почитал деда, слушал его. Работал в колхозе имени В.И.

Ленина комбайнёром. Рядом с ним работали Пётр Дейко, Андрей Сафонов, Лаврентий

Гордеев и тракторист Степан Овсянников.
      
      Они участвовали в социалистическом соревновании среди комбайнёров  и

трактористов. Председатель колхоза, Гавриил Терентьевич Сумцов, с гордостью

вручал победителям грамоты и денежные премии.
 
       Но без горя в жизни не бывает. Перевернулся комбайн посреди подсолнечного

поля. Пётр вылетел  из кабины вперёд, а комбайн продолжал, двигался на него.

Долго болел муж, но не признавался в причине случившегося. Только через двадцать

два года помощник, Кузнецов Пётр Маркович, рассказал правду о событиях того дня,

но человека не вернуть. Так и живу с памятью о нём и молитвой.