путь паломника. скопировать папку

Олег Петров-Легкое Перо
1.
Возвращаться по знакомому маршруту - "по своей лыжне"- всегда легче. За открытыми по-летнему  окнами  мелькают северные  пейзажи. Читаем надписи на придорожных кафе. "Гостиница. Парковка. Мойка. Душ." Ассоциативное мышление включается в процесс восприятия  и радостно потирает ладошки, получив пищу для ума." Мойка и душ по дороге" тут же превращаются в "дорога - это мойка Душ", а присутствие обдува в открытые окна и медицинский опыт  трансформируют, уточняют полученный тезис до более точного образа - путешествие - это проветривание  Душ...

Так-так, один рассказ, ещё не завершившись, плавно переходит  в следующую историю.

Преодолев за ночь семьсот вёрст,  к шести часам утра мы оказываемся вблизи города Кириллов. Нашу изначальную мотивацию для посещения знаменитой обители определяет  рациональный прагматизм - отклонение от основного маршрута "крюк" получается всего в  пятнадцать километров  И вот мы на месте.

После трех дней проведённых на  Валааме и пятидневного пребывания на Соловках заскочить на три часа в самый большой и богатейший в прошлом монастырь на Руси -  с точки зрения планов на будущие поездки - хорошо, а с точки зрения завершености текущего проекта -  мало эффективно и безответственно.

Двенадцать экспозиции на двенадцати гектарах площади. Три  часа времени на осмотр всех достопримечательностей обители  - это лишь раззадорить, раздразнить себя и поехать дальше с ощущением невыполненности замысла.

Тем более музей открывается только в девять. Сначала три часа надо подождать. За это время можно проехать триста-триста пятьдесят километров в сторону дома, ведь  послезавтра уже выходить на работу.
Необходимо расставить приоритеты.

Первый час посвящаем восстановлению эфирного тела - сон в автомобиле  на берегу Сиверского озера под стенами монастыря это новый опыт. Далее разворачиваем надувную лодку, которая всегда с собой. Пятнадцать минут  и вот мы уже отчаливаем. Второй пункт плана - часовая фотосессия с воды.  Скользим по зеркалу озера ближе и дальше от стен обители.  Солнце уже поднялось достаточно высоко, поэтому кручу лодку на месте в тени стен и башен монастыря. Штурман ловит в кадре капельки воды, падающие с весла. Всего десятка  дублей  штурману хватает, чтобы исполнить задумку. Зачёт!
Теперь троекратное традиционное  окунание с молитвой, чтобы смыть пыль дорог и взбодриться перед очередным перегонами между городами Вологда - Ярославль- Владимир.

Окунание естественным образом переходит в кольцевой заплыв. Для движения в воде я применяю  модуль 24 /21 - попеременное использование стилей кросс и брасс, где цифры означают число гребков в такт дыханию. Борода слегка притормаживает повороты головы  вправо-влево  для вдохов. Это сдвигает привычные ощущения от пребывания в водной стихии. Плюс, возможно срабатывает мощнейшее монастырское "поле." На берег я выхожу с новым осознанием.

Модуль 24 /21  - это  сочетание разных стилей, при помощи которого я дважды переплывал Волгу. Где кроль- быстрый, а брасс - медленный способ, соответственно, по - разному  работают мышцы тела , разный ритм дыхания.  Используя подобный модуль, можно  эффективно и долгое время  передвигаться в воде на большие дистанции. Подобным же образом работает сочетание йоговских методов и христианских практик - получается своего рода "интегральный духовный модуль", заточенный под Постижение собственной природы. Для перемещения в глубинах подсознания. И если освоению йоговских подходов я посвятил семнадцать лет, то теперь, через посещение православных монастырей, отрабатывается вторая составляющая. Мой внутренний Наблюдатель беспристрастно фиксирует поток мыслеформ.

Заходим на территорию. От охранника узнаем, что действующие храмы есть, но сейчас они закрыты. Карта - схема для туристов сообщает, что монастырь основан в 1397 году, что в ансамбль каменных  построек входят объекты, возведенные и расписанные фресками  в период охватывающий пять веков.

Да уж. Заехали на пару - тройку часов.
Возникает понимание, что мы ещё сюда вернёмся. Причём из позиции безотлагательности, как только сложится возможность.

Судя по надписям на плитах, часть площадки возле центральной церкви Успения Богородицы выложена могильными надгробиями. Жуть какая-то. Но, интересно, почему так? На дверях храмов замки. На стенах строений поясняющие таблички. Однако, без экскурсовода трудно разобраться. Тут я со штурманом полностью согласен. Приедем повторно и возьмём экскурсию.

Выдвигаемся на парковку. Читаю махамритьюнжая мантру и по шпаргалке - молитву Богородице. Вот оно - практическое воплощение, отработка, формирование "духовного модуля." Путем многократных повторений.

До дома почти тысяча километров. Стартуем. Трижды возникает ситуация, когда, выходя на обгон, в виду дорожной обстановки приходится отказаться от завершения  маневра.  Тема "незавершенок" отыгрывается в разном масштабе, на разных уровнях. Мой внутренний Наблюдатель фиксирует это обстоятельство. Плетемся медленно, поскольку поток притормаживает. Возле Владимира "глухая пробка". Однако, штурман замечает, как несколько автомобилей сворачивает влево - на грунтовку! Внимательный взгляд на навигатор и вот она - новая траектория движения  через поле. Пять - шесть вёрст по щебенке и мы, затесавшись в колонну внедорожников с местными номерами, выбираемся на нормальный асфальт. Ещё пятнадцать минут ходу и  совместно с участниками  автопробега по бездорожью мы дружно выруливаем  на "свою лыжню" вблизи Боголюбовского монастыря. Холодный квасок из трапезной возле дороги - награда за длительное вождение в жаркую погоду.

После выхода на федеральную М7 заметно прибавляем в скорости. Тем временем, наступают сумерки, а затем и ночь.

Внутренний наблюдатель подсказывает, что приходит время заправить автомобиль до полного бака и  восстановить плотность эфирного тела  получасовым сном на заправке. Место намоленное - перед выходом на Южный объезд Нижнего Новгорода. Погружение в сон происходит мгновенно. Окна в салоне приоткрыты. Отопитель салона монотонно  работает "на единичке" - тепло направлено к ногам. Обувь сброшена, ступни гудят и пульсируют. На соседнем сидении сном праведников дремлет штурман. Мне снится, что я веду автомобиль по ночной пустынной трассе и  будто меня клонит в сон и одновременно влево корпусом.  Будто клюю носом, на секунду смыкаю веки, нет же на дороге никого, одновременно понимаю, что засыпаю за рулём. Автомобиль начинает сдвигаться в сторону встречки. Я клюю носом повторно, после чего резко вскидываю подбородок  и открываю  глаза, просыпаясь в сюжете сна...

Одновременно происходит пробуждение ото сна. Уххх... Автомобиль со включённым двигателем припаркован на заправке вблизи Южного объезда. На соседнем сидении сном праведников дремлет штурман. Отопитель салона работает на "единичке" - тепло направлено в сторону ног. Обувь сброшена, ступни гудят и пульсируют.

Ясность осознания причино-следственных связей мгновенно находит точную формулировку происходящего. Степень концентрации на вождении автомобиля в этой поездке  столь высока, что сон во сне  повторяется за полчаса ещё раз.

А, может, как вариант, так работает мощнейшее монастырское "поле", в котором мы побыли всего лишь три часа? Или это побочный эффект от использования  "интегрального духовного модуля", который я так рьяно нарабатываю? Или это суммарный результат двухнедельной поездки с посещением шести обителей?

Вопросы есть - ответы найдутся. И даже хорошо, что эта история не завершилась и плавно переходит в следующую. Предвкушение события  важнее реализации. Потому что эмоции - это  топливо жизни, а путешествие - это проветривание Душ...

2.

"Неиспользование предоставленных  возможностей  в перспективе создаёт  неблагоприятные обстоятельства." (с)

Это ключ, открывающий все двери. Если принять к сведению.

Мне вспоминается цикл бесед  из сети, где ветеран афганской войны  рассказывает о  интеграции своего  специфического  военного опыта в гражданскую жизнь. Именно оттуда взят  тезис, вынесенный в начало рассказа. Я поменял военную терминологию на лексику понятную мирным людям, постаравшись сохранить суть.  С некоторых пор эта мысль подсказывает мне вектор дальнейшего развития.

Вернувшись из поездки на Валаам и Соловки, я задумался, а какие ещё  доступные  возможности в своей жизни я не использую прямо сейчас ? Именно отвечая на этот вопрос когда-то, я начал сплавляться по рекам и практиковать роупджампинг, моржевать и играть на этнических барабанах. К этому списку можно смело отнести личный проект "Путь паломника."

Итак. Каковы мои  дальнейшие шаги?
Я начинаю с этого  вопроса к самому себе каждое утро. И в течении всего дня  внимательно наблюдаю за потоком сознания, чтобы заметить Подсказки...

Как насчёт того, чтобы прокачать свои  навыки в роли Родителя? И я предлагаю отправиться на сплав своему сыну Кириллу. Как раньше. После дестилетней паузы в  общении наверстать упущенное, собрать силу Рода. Место вполне соответствует смыслу мероприятия. Река Сура нынче административная граница шести областей, а  в прошлом, в 16 веке - она же являлась  границей  Московского царства. На середине маршрута я торжественно  вручаю сыну   котомку, которой пользовалась его прабабушка Федосия. Данный раритет катался вместе со мной на Валаам и Соловки. Лямка котомки выполненна из юбки его бабушки Зои, укреплена заплатами, сделанными из драпа моих зимних брюк. Плюс значок  Ом, вышитый моими руками,  превращает котомку в, так сказать, семейную реликвию. Своего рода эстафетную палочку . А река Сура  в этом импровизированном обряде играет роль реки Жизни.  Я выстраивают свои действия  в логический ряд спонтанно, хотя, некоторая материально - техническая база заранее была  подготовлена. В текущем моменте мои инициативы - чистой воды экспромт, что превращает простой водный поход в Инициацию.

Мы со штурманом двигаемся по реке в одной лодке, Кирилл самостоятельно, на  плавсредстве, испытанном  на Сиверском озере и на  Индийском океане. Смотрю, работает веслами вполне уверенно.

На одной из стоянок, на белоснежном песчаном пляже вблизи Княжьего яра - есть такая локация на маршруте - участники  похода  изъявляют желание окунуться. Что касается меня и штурмана, то процедура окунания чётко отработанна многократными повторениями. Что касается Кирилла, то его контакт с водой при троекратном  погружении на глубине по пояс превращается в потерю очков в дорогущей японской оправе.  С крайней  степенью растерянности и отчаяния Кирилл перебирает свои вещи в поисках  оптического прибора - не верится, что очки просто смыло течением! Начинаем поиски, осторожно ошупывая дно подошвами ног, периодически выскакивая на берег - проточная вода похолоднее чем в озере. Спустя полчаса, когда Кирилл уже смирился с потерей, мне удаётся обнаружить искомое и, осторожно зацепив - зафиксировав находку пальцами ног, поднырнуть и достать очки со дна. Один шанс из ста! Символичная ситуация, учитывая паузу в общении продолжительностью в десять лет. Используя шахматную терминологию, я так опишу  сложившиеся обстоятельства - бывает, проигрываешь  какую то партию  по качеству, по темпу развития. Бывает, проигрываешь  несколько партий, но в целом выигрываешь  матч - по очкам.

Через неделю наша дружная команда повторяет полевой выход по расширенной программе. До выдвижения на маршрут мы заезжаем на утреннее богослужение в Алатырь, в мужской  Свято-Троицкий монастырь. Впервые вместе с сыном. Новый опыт. Далее штурман с Кириллом пойдут вниз по течению от населённого пункта Сурский Майдан - около тридцати километров. Оставив участников к точке старта, я  перегоняю автомобиль в точку финиша в село Порецкое и поднимаюсь вверх по течению до определённой локации - дубовой полянки - где в ожидании матёрых сплавляльщиков  заготавливаю  венички для бани. Красота  природы отрада для души в любой сезон! Смакую каждую минутку! И вроде бы все получается как планировали - я даже  делаю несколько видосов, путешествуя по отмелям , но  нас  накрывает  полосой проливного дождя и мы  промокаем до нитки благодатью с небес. Цена благодати оказывается  равна  цене ремонта смартфона, который не рассчитан на водные процедуры. Однако, бонусом я получаю месяц цифрового детокса.

Каждая последующая активность логично проистекает из предыдущего опыта.

Таким образом, ещё через неделю, идея пройти по отмелям вверх по течению Суры на существенно большее расстояние  от  Порецкого  до Сурмайдана лежит  на поверхности.  Чтобы осуществить её нам  понадобилось семнадцать часов пути. Для сравнения, та же дистанция по течению занимает десять часов при попутном  ветре. Посчитав, что подобный маршрут, по моему мнению, черезчур экстримальный для Кирилла,  мы со штурманом вдвоём  выдвинулись ночью, чтобы стартовать с рассветом, а-ля бурлаки на Волге правым притоком которой является Сура. Как следует прокачав передние поверхности бёдер и мышцы голеней, а так же роль Родителя, который всегда пример для подрастающего поколения  , перемещаясь по воде где-то по щиколотки, где-то по грудь, в сумерках мы вышли к намеченой локации. Далее, спрятав лодку в придорожных кустах, чтобы позже вернуться за ней  на автомобиле , мы  всю ночь шли четырнадцать километров до трассы. Почему так медленно? Потому что кожа на моих ступнях оказалась порезаной в пяти местах раковинами пресноводных моллюсков - перловиц. Штурману тоже  досталось парочку раз. С  отдыхом на скамейках в остановочных павильонах по необходимости, на рассвете мы выбрались к дороге, по которой ходят маршрутки. Дважды по часу проваливаясь в сон без сновидений. Этакая своеобразная аскеза получилась. Предоплата за то, чтобы дальнейшие маршруты были без серьёзных препятствий. После всех приключений мы первым рейсом Алатырь-Чебоксары за семнадцать минут добрались к месту парковки своего автомобиля в Порецком , съездили за лодкой и были дома в Чебоксарах быстрее, чем маршрутка которая нас подвозила.

Казалось бы, реализованных активностей достаточно, чтобы сдвинуть настройки восприятия для повторной поездки в город Кириллов.
Однако, чуйка и наработанная сила инерции в преддверии каждого следующего выходного дня вновь побуждает отправляться в путь. Ибо не зря сказано...

"Неиспользование предоставленных  возможностей  в перспективе создаёт  неблагоприятные обстоятельства." (с)

Это ключ, открывающий все двери.

3.

Если долгое время носить в поясной сумке книгу из серии ЖЗЛ про Андрея Рублева, то рано или поздно она приведёт тебя в храмы, которые расписаны руками  Мастера. Что, вероятно, позволит творчески "перерасти"  уровень "пять" по рисованию из школьного аттестата.

Прежде чем мы и наши современники увидели подлинную "Троицу" исполненную Рублевым, реставраторы в начале двадцатого века  сняли с неё три слоя "поновлений" разных эпох, что называется у специалистов -
"раскрыли" все великолепие этого классического образца русской иконописной школы.

Вот так и у людей . Прежде чем обрести  человечность свою в истинном значении этого слова необходимо "снять три слоя  влияния социальных поновлений" и тогда, возможно, получится в полной мере  "раскрыть" Предначертанное и Предназначенное.

Будто несколько голосов ведут диалог внутри меня. Именно так называется метод работы с субличностями - "Диалог голосов" -  где каждой даётся возможность высказаться по тому или иному вопросу, не перебивая друг друга.

Подсказки приходят отовсюду. От людей прежде всего. Разные субличности считывают Подсказки по разным модальностям восприятия. Сколько раз проезжали Муром в своих путешествиях, а в курсе что там три монастыря, где главные святыни мощи Ильи Муромца и покровителей семьи Петра и Февронии? Сколько раз проезжали через град Владимир, а в Успенский собор заезжали? И в Покрова на Нерели тоже не доводилось заходить?  Вот то-то и оно. Всё рядом, можно одним днем обернуться туда и обратно. Ну что, едем?

Из позиции безотлагательности. Как водится. Сказано- сделано. Всем нашим дружным коллективом со штурманской  поддержкой.

Стартуем ночью, чтобы в Муром к утреннему богослужению поспеть. Рассвет встречаем в дороге. Практика вождения автомобиля на дальние расстоянии радует своими открытиями.
Наблюдая за тем как водители попутных   транспортных средств медлительно совершают обгоны, создавая опасные ситуации,  осознаю причины подобной развёртки событий. Некорректный выбор передачи для совершения маневра. Ну, к примеру, шёл себе  товарищ на пятой передаче так и выходит на обгон фуры на ней же. А если дорога в гору? Вооот. И люди, идущие на обгон вслед за "медленным другом", не успевают до встречки. Это я о себе, разумеется. Приходится ждать следующей возможности. А выбери ты четвертую или третью передачу порезвей для быстрого маневра и всем было бы хорошо, но это ведь думать головой надо, чтобы допетрить!

Ну а если на двухполосной петляющей по лесу  дороге ты видишь в стекле заднего вида "чёрный джип" массой в три с половиной  тонны, поджидающий когда ты начнешь обгон, то лучше воздержись от греха подальше.  Иначе в момент обгона "чёрный джип" , "прикрывшись" твоим автомобилем, так же выйдет на обгон по обочине встречной полосы, используя преимущества в мощности мотора завершит маневр раньше, оставив тебя "куковать" на встречке  ввиду приближающихся автомобилей.  Это в лучшем случае. Я бы даже набрался смелости предложить включить в  список  грехов и христианских правил несколько  пунктов:
"Не обгоняй ближнего своего, если  скорость его свыше 120 вёрст в час. Держись подальше от Приор и  Калин на трассе. Не свети  ночью ближнему своему дальним светом. Уступи дорогу неадекватному, ибо он и так уже наказан  скудоумием.  На Бога надейся, а техническое обслуживание транспортного средства проходи вовремя! Аминь!"

" А ты добрый,  Олег Валерианович," - ехидно комментирует, обычно молчаливый внутренний Критик, маскирующийся под Наблюдателя. Коллектив моих субличностей развлекается в меру сил и способностей. Этакий театр одного актёра, для одного зрителя, который Штурман.

Так и добираемся до Мурома. С учётом генерального плана сосредотачиваемся на главном - заходим на поклон к мощам  Петра  и Февронии, почитаемых как покровителей семьи. В очереди впереди себя наблюдаем женщину неопределённых лет в толстовке с капюшоном, в красной юбке до середины бедра.  Нарощенные ресницы её  аки дремучи муромские леса, а   силикон в губы закачан, вероятно, для свиста, чтобы выдувать воздух наподобие сопла реактивного самолёта.  Подражание  Соловью Разбойнику из древнерусских былин, каким он нарисован в советском мультфильме, налицо, так сказать. Вот такой вот персонаж перед нами маячит - тоже за крепость семьи радеет, при всей своей эксцентричности. Хорошо хоть до храма дошла. Отследив направление моего  взгляда и эмоциональную реакцию, штурман, в наш черёд прикасаться к стеклу над мощами, берет стоящий рядом антисептик в дозаторе, брызгает на  салфетку, и тщательно стирает  оптом отпечатки губ предыдущих посетителей. 
По доброй медицинской традиции. Ничего личного.

Некая мыслеформа появляется и начинает крутиться в голове в момент посещения храма. Я замечаю её присутствие, но не сразу осознаю её суть. Стереть отпечатки. Стереть отпечатки. А ведь в этом кроме очевидного значения есть и более глубокий смысл. Человек подходит на поклон к мощам святых, чтобы стереть, сгладить влияние самскар - чувственных отпечатков прошлых воплощений, чтобы состояние Ананды могло проявиться. Это с точки зрения йоговской . У христиан тот же самый процесс  называется очищением  Души для  преисполнения  благодатью.  Согласно  парамедицинской версии, "прорехи" в слабой эфирке, обозначаемые словом " самскары", "латаются" сильным   полем , связью с Источником - представительством которого  и являются мощи святых праведников.  Таков механизм   исцелений.

Инсайты случаются. Окружающее пространство охотно делится информацией. Стоит лишь только направить внимание, сфокусироваться на интересующем объекте. И очередное откровение тут как тут.
Покупаем муромского монастырского кваса, чтобы сравнить с владимирским, точнее, с боголюбским и стартуем. Чётко по графику.

Прибываем к Успенскому храму. Двенадцатый век, период домонгольского зодчества. Здесь среди усыпальниц нескольких десятков именитых исторических  персон находятся мощи Андрея Боголюбского и  Александра Невского. Покупаем билеты для посещения центральной части собора, чтобы увидеть воочию фреску "Страшный суд" в исполнении Андрея Рублева и Даниила Чёрного. Нам фартит, мы оказываемся рядом с  гидом, который  расшифровывает для очередной группы значения той или иной картинки на стенах и куполе храма. Ухо чутко распознает ключевые фразы среди цифр и фактов. "В творчестве Андрея Рублева чётко прослеживаются идеи Сергия Радонежского - графически выраженное стремление  к объединению. В каждом эпизоде росписи  доминантой выступает соборность -  отсутствие разделения на  плохих и хороших. Созерцание ангельских ликов дарит наблюдателю обещание милости и прощения. "

Да, да. Мне почему-то вновь вспоминается женщина из очереди к мощам Петра и Февронии в Муроме. Следом   водительская тема всплывает из подсознания.
" Сюда бы инспекторов ГИБДД водить, этих "дорожных ангелов" прямо в летних белых рубашечках, побатальонно на экскурсию, дабы созерцали образцы добродетели и уподоблялись онным" - приходит мысль. И название у фрески подходящее для данной категории посетителей -" Страшный суд". Чтоб не забывали - все под Богом ходим!

" Олег Валерианович, это опять по доброму сейчас было, да ?" - внутренний Критик сегодня необычайно разговорчив.  В будние дни его функции берет на себя Штурман. Исключительно из сострадания к коллективу моих субличностей.

Далее, по плану у нас посещение церкви Покрова Богородицы на Нерели. Это уже по дороге в сторону дома. Заходим на вечернее богослужение в Свято-Боголюбский монастырь -  окормляемся  духовно. Посещаем   трапезную, чтобы отдать должное вареничкам с картошкой.
Боголюбский квас оказывается ядренее муромского. Делаем выводы на будущее.

Из позиции внутреннего Наблюдателя я неожиданно понимаю, почему во время поездок мы стремимся посетить несколько локаций. Потому что у разных субличностей разные желания.

К  церкви Покрова Богородицы на Нерели на автомобиле не подъедешь. Необходимо от парковки перебраться через железнодорожные пути  и прогуляться  пешком через поле примерно в течении получаса по мощенной камнем дорожке.

Будто оказываешься в двенадцатом веке. Вокруг трава по пояс. Хозяйственная деятельность на нескольких гектарах вокруг памятника зодчества запрещена. Только шум электричек  за спиной и селфящиеся в траве  ютуберы нарушают иллюзию путешествия во времени.

А ещё дорожка выложеная жёлтым песчаником ненавязчиво намекает на путешествие по страницам книг. Про ЖЗЛ и Андрея Рублева  я уже рассказал  плюс тут ещё несомненное сходство с декорациями сюжета   "Волшебника Изумрудного города." Что это может означать? Стало быть сегодня у нас ещё путешествие во времена своего  детства!

Церковь Покрова Богородицы поставлена  князем Андреем Боголюбский в честь сына Изяслава, погибшего от ран после похода на Волжскую Булгарию. Маленький, однокупольный, аскетичный по внутреннему убранству храм. Хорошо сохранились внешние украшения - пояса барельефов по периметру стен- характерная особенность владимиро-суздальского зодчества. Внешние элементы декора на контрасте  с внутренней простотой словно подсказывают даже неискушенному  зрителю вектор  духовного поиска - достижение однородности сознания, которое воспринимается как благодать в христианстве и как Ананда в йоговской традиции.

Благодаря методу "Диалог голосов" мне понятна собственная внутренняя "архитектура". Одной из субличностей нравится путешествовать по православным монастырям, а другая уже побывала в Индии, Непале, Тибете и  поэтому в коллективе отсутствуют конфликты. Соблюдаются интересы каждого участника. Штурман свидетель.

Поэтому мы дружно идём окунаться на стрелку рек Нерель и Клязьма. Чтобы смыть пыль дорог и зарядиться бодростью перед дальнейшим движением по маршруту. Фоточки на закате в местах Силы  особенно хороши.

После поездки на Валаам и  Соловки, когда за две недели мы преодолели  7200 километров, 450 вёрст от  Владимира до Чебоксар по М7 в радость.

При чётком соблюдении графика движения нам действительно удаётся обернуться одним днем - посетить три локации за двенадцать часов.

Зачем нам это все?

Прежде, чем обрести  человечность свою в истинном значении этого слова, необходимо "снять три слоя  влияния социальных поновлений" - например, при помощи путешествий - и тогда, возможно, получится в полной мере  "раскрыть" Предначертанное и Предназначенное.

Плюс...

Если долгое время носить в поясной сумке книгу из серии ЖЗЛ про Андрея Рублева, то рано иди поздно она приведёт тебя в храмы, которые расписаны руками  Мастера. Что вероятно позволит творчески "перерасти"  уровень "пять" по рисованию из школьного аттестата.

Ну что, едем?

4.

Биография человека определяется суммой его поступков, а так же суммой всех сказанных слов..Отсюда становится понятна рекомендация к воздержанию от сквернословия - любые слова сбываются, быстрее или медленнее. Наверняка читали об этом, да? Наверняка, легко ответите откуда цитата :"Вначале было Слово."

Состояниями полученными из новых опытов  в  течении недели  складывается  фон для каждой последующей поездки в выходные.

Главное чётко сформулировать намерение. Чтобы получилось. Хочешь собрать силу Рода? Вперёд, бро, собирай!

У меня двое взрослых детей от разных женщин. Дарья и Килилл. Нынче им двадцать пять лет и двадцать один год. Десять лет назад я их познакомил, чтобы исключить вариант развития событий  характерный для индийских сериалов, чтобы знали, что они сестра и брат. Нынче у меня деликатная миссия - познакомить Кирилла со своими родителями - с его дедушкой Валерианом  и бабушкой Зоей. В присутствии Дарьи, на территории где жила их общая прабабушка Федосия - в деревне Мокры. Дарья приезжает в Россию из Южной Кореи  раз в два-три года , в этом году у неё юбилей и это отличный повод собраться тремя поколениями вместе в родовом гнезде. Дедушка Валериан и и бабушка Зоя готовятся к приезду внуков, как к встрече президента - на высшем уровне.

Созваниваюсь с Дарьей, насчёт присутствия Кирилла, дочь отвечает, что ей без разницы Отмечаю для себя наличие в её речи негативной установки - "Без разницы" А как насчёт того, что любой результат это всегда разница потенциалов -  между тем, как было и тем, как стало? Очень часто отсутствие существенных достижений в жизни напрямую связано с  точностью  формулировок и ясностью мотивационных установок. Понимаю, что сообщать  Дарье свои соображения здесь и сейчас мало целесообразно. Не в тему пока что. Необходимо личное  присутствие.

Чуть погодя, набираю номер Кирилла, насчёт участия в семейном торжестве. Сын отвечает, дословно, что если никто не против, то и он не против. Отмечаю так же  наличие негативной установки и в его речи. Корректная формула звучит иначе: "Если все - За, то и я тоже - За участие!" Тут же в моменте показываю Кириллу этот нюанс.

Собираемся все вместе  по адресу  прописки семьи Петровых - возле подъезда  панельного  дома после моей работы, чтобы выдвинуться в деревню. Суббота, день кармических отработок. На полпути наблюдаем небо затянутое свинцовыми тучами и огненные росчерки молний  Намёк на приближение урагана. Холодные  и тёплые воздушные массы встретились  в атмосфере  создав напряжение, которое собирается вот-вот высвободиться  грозовым дождем. Принимаю решение заехать на заправку и взять паузу в полчаса. Слышно, как ветер испытывает на прочность крышу павильона  автозаправки, в то время пока мы пьём горячий кофе и наблюдаем кувыркающиеся по асфальту полосатые конусы дорожных  ограждений. Ещё полтора десятка автовладельцев   решают воздержаться от риска, подобно нам.

Возобновляем  движение после того как амплитуда раскачивания верхушек деревьев сходит на нет. Наблюдаем  стволы деревьев упавших на дорогу поперёк полосы нашего движения. Чуйка отработала чётко.

Прежде чем подъехать к деревенскому дому делаю "круг почёта" - по двум паралельным деревенский улицам, имея на борту три поколения семьи Петровых. Прабабушка Федосия была бы жива,  точно бы  кайфанула от такого зрелища.

Сразу после разгрузки  скарба из багажника  дедушка Валериан  начинает готовить  баню для дорогих гостей.  Бабушка Зоя хлопочет по кулинарной части - запекает  скумбрию на углях. А мы с Кириллом вдвоём отправляемся на старый железнодорожный мост, где я выполняю  урдхвападмасану  - стойку на голове с ногами заплетенными в лотос. Кирилл фотографирует процесс. Затем делаем  видос моего   окунания с молитвой Богородице  в освящённой  купальне  под мостом. Выполнением ещё одной  практики - цигун под кронами яблонь в родительском саду - я меняю свое состояния на трех уровнях сознания  - для коррекции общего родового поля. Пространство, объем внутри которого будет происходить работа, напомню, я создал выполнив "круг почёта"  по двум паралельным деревенским улицам.

Пока старшее поколение  занято  по хозяйству, располагаемся за столом для трапезы с дочерью и сыном. Впервые вместе в деревенском доме своих родителей. Поскольку Кирилл вегетарианец, меню для него заранее обдуманно и согласовано. Жаренные со сметаной лисички с отварной картошечкой, плюс баклажанная паста с грецкими орехами сделана  заранее ещё в городе.

Разговор не клеится. За столом чувствуется накопленное за многие годы напряжение, которое готово высвободится. Когда общее поле группы сформировано, то перенастройка фона выполняется за счёт наиболее гибкого элемента системы. Гибкого во всех смыслах. Каким образом сдвинуть  ситуацию? С чего начать? Изнутри приходит ответ. Разве ты забыл, бро ? "Вначале было Слово."

Сложно подобрать Слово, когда на тебя смотрят два взрослых человека в которых половина генетического набора идентичны твоему  и чьё детство прошло с минимальным твоим участием. И не важно по каким причинам. Оправдания не принимаются! Будь честным!.

Кадык мой двигается вниз - вверх. Слюна вдруг становится вязкой, а слизистые оболочки рта сухими. Свой голос воспринимается  будто чужой  закадровый комментарий читающий титры в немом кино.

- Я знаю, что в сравнении со многими другими родителями я плохой отец. Мы редко видимся и сегодня впервые собрались все вместе. И вместе с тем, я хочу чтобы вы оба знали что я вас. очень люблю - и тебя Дарья, и тебя Кирилл - и мысленно всегда поддерживаю каждый ваш шаг!

Голос срывается и завершающие слова я говорю почти шопотом, глядя в цветастую скатерть на столе, одновременно чувствую, как увлажняются глаза и контуры вокруг на мгновение теряют резкость.  Поднимаю взгляд и ловлю глаза Даши полные слез. Порывисто , растирая по щекам солёные ручейки поднимаюсь из-за стола и выхожу под яблони - продышать эмоции.  Умом понимаю, что накопленный заряд недопонимания выплеснулся наружу и это хорошо - однако эмоции умом не отрегулируешь. Необходимо выдержать паузу и я располагаюсь на скамеечке в тени деревьев. Засыпаю незаметно и восстанавливаю эфирное тело в течении часа, пробуждаясь  без таймера по отработанной в путешествиях привычке.

Захожу в дом и наблюдаю, как дочь и сын оживленно обсуждают особенности в лексике и грамматике корейского, которым в совершенстве  владеет Даша, и японского языка , который изучает Кирилл. Результат, однако. Прабабушка Федосия бы кайфанула,  присутствуй  она при этой  сцене.

Краем уха слышу, как  дочь рассказывает про буллинг дедушке Валериану и бабушке Зое - о том как в корейских учебных заведениях дети состоятельных родителей травят детей из менее обеспеченных семей. Это в некоторой степени объясняет отношение Дарьи ко мне. На фоне материально обеспеченной матери, ей вольно-невольно приходилось умалчивать и стесняться того, что её родной отец простой медбрат по массажу

Дарю дочери подарок на день рождения - автобиографическую книгу певицы Тайлер Свифт с которой у неё есть внешнее сходство. Название книги в тему - "Всё изменилось."

Потом,  партиями по очереди все идут в баню. Впервые в полночь. Парилочка гармонизирует  по своему, исподволь. Особенно когда паришься вениками, которые заготавливал я в правильном ресурсом состоянии, в  правильное время - вблизи полнолуния, в правильном месте - в пойме "пограничной реки" Сура.

Утром я отвожу дочь и сына в город. У всех своя жизнь, свои планы. С одной стороны мне любопытно, каким образом сложиться их общение между собой? Захочется ли им встречаться чаще со мной, друг с другом? Сколько времени для этого понадобиться? С другой стороны я обозначил свое Намерение - собрать силу Рода - и подтвердил его своим. действиями.  Выполнил свою миссию. Считай положил семечко в грунт. Как оно будет расти дальше  ведомо только  Высшему  Аспекту.

Биография человека определяется суммой его поступков, а так же суммой всех сказанных им слов. Главное об этом  не забывать, да? Наверняка читали об этом. "Вначале было Слово."

5.

Путь паломника объединяет все пути.

Так когда-то объединял  центральную Россию и Урал  старый мокринский одноколейный железнодорожной  мост. Сооружение из  пятнадцати  арочных пролётов высотой до двадцати метров каждый, если смотреть сбоку. В горизонтальной проекции мост имеет вид километровой монолитной  дуги с востока на запад. Во время второй мировой войны  все стратегические грузы следовали через это направление. Нынче мост - архитектурный памятник регионального значения и высотный объект, облюбованный роупджамперами. Откуда знаю? Сам прыгал на верёвках с этого экзита  около шестидесяти джампов, в том числе на Новый год! Каждый раз при этом самостоятельно выполняя навеску контура. Ибо, кто сказал, что веревочный курс бывает только раз в биографии?

Я проходил семинары личностного роста как участник и как помощник тренера, которых называют "капитаны." Чтобы создать новый уровень общения с родителями в свое капитанство я пригласил их на базовый курс и очень волновался за полное прохождение ими всех трех дней программы. Однако, одна из целей в ту пору  осталась нереализованной  - совместное участие в семинаре со своими детьми для создания  искренних и  доверительных отношений.

По результатам  встречи трех поколений на малой Родине я вдруг понимаю, что базовый семинар для дочери Даши и сына Кирилла состоялся, а у моих родителей началась лидерская программа с момента их согласия на проведение встречи и обеспечения семейного торжества. Что касается меня, то мой координаторский дебют имел место быть, однозначно. И хотя до всеобщих "обнимашек" дело не дошло, "территорию между участниками"  мы основательно почистили. Получается, опыт прохождения лидерских программ работает в ближнем и дальнем окружении и по прошествии десятков лет.

Помнится, я обратил внимание, что, как правило, тренинг проводится вблизи или вокруг даты  полнолуния. Вот и сейчас так получилось со встречей трех поколений. А впереди по планам день рождения отца плавно переходящий в  день ВДВ - чётко совпадающие с суперлунием - временем  прохождения  Луны максимально близко от  Земли.
Это стратегический ресурс, если уметь им распорядиться. Одной фразой - эффективность  действий в период суперлуние возрастает на пятнадцать процентов. Кто-то  ведь не поленился рассчитать пропорции.

Накануне дня рождения отца заезжаю на рынок и  покупаю ему подарок - мотоблок. Мечты должны сбываться у всех! Теперь будет дрифтовать  на "Оке" - так называется этот аппарат собранный в городе Калуге. Батя-молодец, развивается и эволюционирует - за два года продвинулся в освоении от  нового  велика до малой механизации!

В салоне моего автомобиля пахнет свежей машинной смазкой - мотоблок пристегнут ремнем безопасности на заднем сидении. Под железо положено три слоя картона от упаковки агрегата. Колеса и рулевая колонка демонтированы для удобства - после доставки соберу за пятнадцать минут. Так же, накануне дня ВДВ загружаю в салон пакет с десантной амуницией и флаг.

В будний день, сразу после работы в санатории выдвигаюсь по М7 в сторону деревни Мокры, где каждое лето мои родители кропотливо возделывают землю предков. Впереди почти сто вёрст  пути. Мотоблок весит как взрослый человек - семьдесят пять килограммов - поэтому автомобиль чуть приседает и двигается менее резво.
Навигатор подсказывает пробки на пути следования  - меняю траекторию движения - получается что-то новенькое.

Поскольку день рождения приходится на будний день, то празднование происходит чисто в семейном кругу.
Матушка чутарик ворчит насчёт мотоблока и это вполне понятно - любое новшество поначалу напрягает и вызывает критику. Нормальный порядок вещей.

Луна  двигается  по небу над старым арочным мостом-виадуком  и заглядывает в окно. Её свет падает на лицо и я пробуждаюсь. Полночь. Слышно, как за спиной по новому мосту идёт поезд. Выхожу под яблони полюбоваться ночным небом. В какой-то момент ореол свечения вокруг Луны становится шире и ярче. Если сравнивать небо с ночной трассой, а Луну с фарой, будто кто-то переключился с ближнего света на дальний. Тру глаза, не померещилось ли?  Астрономическое  явление - суперлуние - длится ещё несколько секунд. После чего небесный Водила вновь переключается с дальнего на ближний свет. Брожу под яблонями в ожидании повторения "спецэффекта."
Однако, как говорится, кто рано встаёт- в данном случае в полночь - тому и Бог подаёт. Причём подаёт в строгой дозировке.

В четыре часа утра одеваю тельняшку и берет, фиксирую древко флага ВДВ растяжками внутри салона и стартую в сторону Чебоксар. В прошлом году я приезжал в деревню к родителям на арендованном автомобиле, нынче на собственном. И это существенные подвижки. Автопробег по утренней трассе, на мой взгляд, лучший способ отметить праздник десантуры в будни. Водители встречных фур приветственно сигналят, поднимаю ладонь в приветствии, сигналю в ответ.
В Чебоксарах беру на борт штурмана и перед работой мы "нарезаем" пятнадцатикилометровой круг по столице республики. По маршруту, где обычно совершаем  пешие обхождения с мантрой. Каждый  последующий шаг - продолжение предыдущего. По дороге подъезжаем к парку Победы  и делаем снимки  на фоне Монумента Славы. Фототчет и поздравительное стихотворение выкладываем в сеть. Впервые фоткаюсь на день ВДВ с седой  бородой.

Вот теперь можно и повторно стартовать в сторону города Кириллов.
Была у меня задумка взять с собой сына Кирилла в это путешествие - проверить теорию резонансов на практике ещё раз.
Если уж Петров доехал до Петрозаводска и этот факт поспособствовал прогрессу в творчестве,  то прибытие  Кирилла  в город  Кириллов точно сыграет в пользу ему каким-либо чудесным образом. Пропорцию прироста эффективности я не рассчитывал, думаю, тут главное не лениться.
Однако, сын технично съежает  с темы,  сославшись на занятость по  работе. Ну ладно, путешествия - дело добровольное.

Дорога до Вологды и дальше до Кириллова дальняя, занимает двенадцать часов.  Однако, с некоторых пор дистанции менее тысячи километров воспринимаются как нормальный порядок вещей. Стартуем.

Дважды  останавливаемся для  заправки и разок для восполнения плотности эфирного  тела часовым  сном  в районе  Ярославля. Мы  достигаем  цели ближе к вечеру. Делаем остановку возле стеллы с датой основания  города на въезде.

Как это я не заметил эту конструкцию в прошлую поездку? Тру глаза, не мерещится  ли? Нет, композиция из стали и бетона  в виде ладьи, где  геральдический щит играет роль паруса, остаётся на том же месте.

Вновь происходит быстрая прокрутка в прошлое. Одно из упражнений продвинутого курса лидерской программы  называлось  "Лодка", там  по условию, каждому из большой группы участников  предлагалось выиграть тендер на право оказаться в символической лодке с ограниченным числом посадочных мест. В тот раз я остался вне "лодки." Сейчас в процессе рассматривания  герба города Кириллов меня посещает  мысль, что можно творчески поработать со своими воспоминаниями. И переформулировать установки, на которые опираются воспоминания.

Выбираем со штурманом ракурс. С учётом того, что солнце смотрит  сбоку, почти что в объектив, съемка получится контурной. Этакая работа с Тенью. Ловко забираюсь на конструкцию, высота которой около шести метров.  Выстраиваю композицию. Получается, я стою на борту ладьи плывущей по волнам. Правой рукой касаюсь герба, который как парус, левую поднимаю вверх с раскрытой ладонью. Штурман корректирует моё положение в пространстве кадра и делает несколько снимков. Вооот. С этого момента - я в Лодке! Я - капитан в своей Жизни!

Пока возвращаемся к автомобилю, чтобы продолжить движение до Кирилло- Белозерского монастыря происходит очередное переосмысление прошлых событий. Многие упражнения из курса лидерских программ, в частности "Лодка" - перекликаются с библейскими сюжетами, которые мы так или иначе проживаем в своих личных биографиях. Поэтому у тех, кто участвовал в семинарах  и трансформации мощные и результаты экстраординарные. Даже по прошествии десятков лет.

За два месяца между двумя поездками в  одну и ту же обитель столько уроков и открытий получилось. Замечаете?

Путь паломника включает в себя все пути...

6.

Каждый монастырь - это точка связи с Космосом. Связь может пригодиться по разным поводам. Василий Третий и Елена Глинская в 16 веке  приезжали в Кирилло-Белозерскую обитель на богомолье о наследнике. И у них родился мальчик. Так в русской истории начиналась биография одного из самых одиозных правителей Московского царства и всея Руси - Иоанна Грозного.

Самый крупный по занимаемой территории и третий на Руси по религиозному  экономическому и военному значению до рубежа  17 века монастырь, основанный в 1397 году, - нынче наполовину музей, в котором постоянно идёт реставрация, наполовину действующая обитель. Чтобы проникнуться темой необходимо знать, что это был монастырь - "олигарх", владевший землями в 16 волостях, имевший девятнадцать тысяч душ  крепостных мужского полу.  Соответственно, великие князья самых именитых родов посещали эту локацию. В пору расцвета насельников было около двух сотен, а сейчас не более десятка. За год музей в  Кирилло-Белозерском  монастыре посещает около двухсот шестиднсяти тысяч туристов, в том числе иностранцы. Акценты сместились.

Экскурсии здесь проводятся в начале каждого часа. Ближе к завершению работы экспозиции мы со штурманом успеваем только на самостоятельную прогулку по территории и на вечернее богослужение.

Центральный собор Успения Богородицы впервые  построен в камне в 1497 году, сейчас богослужения в нем ведутся только по воскресениям и большим праздникам. В будние дни там водят экскурсионные группы, которым показывают фрески, а молитвы читаются в церкви преподобного Кирилла,  сделанной как один из трех приделов к основному строению. К слову, приделов у храма три, и два из них  расположены нестандартно - по углам от храма - на манер шахматных клеток.

Церковнослужитель читает акафисты необычно. Будто певчий в прошлом был мусульманином и позже принял христианство, а привычки в исполнении молитв  остались прежними. Окончания тянутся дольше обычного, в них слышится завывание ветра  и скрип арбы по бескрайним степям - этакие суфийские  мотивы. Хотя по внешнему виду вполне себе русский мужик. Удивляемся, конечно. Штурман, у которой за плечами музыкальная школа, не выдерживает диссонанса между зрительным и звуковым рядом и выходит на свежий воздух. Что касается меня, то я исправно кладу земные поклоны в ключевых точках богослужения. Облегчённый вариант йоговской уттанасаны - закрытого вытянутого наклона - в христианских интерьерах даёт неожиданный "спецэффект". В какой то момент перед глазами появляются хаотично бегающие "полосы" - будто след за пальцем если водить по жидко-кристалическому монитору, будто потревоженные водомерки разбегаются по зеркалу реки в тени прибрежных кустов. Совершив поклонение мощам преподобного Кирилла, я тоже выхожу на свежий воздух вслед за штурманом. Достаточно на сегодня впечатлений. Думаю, что завтра из рассказов  гида картинка прояснится.

Выдвигаемся по берегу Сиверского озера искать место для палатки. Подходящую локацию подсказывает сеть, благо видосов про Кирилло Белозерскую обитель в интернете предостаточно. Местные жители и туристы тусят вокруг в обильном множестве так же с палатками, а кое-кто и с удочками. Выходные дни, семейный отдых. Всем берега хватает. После того как место  ночёвки обустроено, разворачиваем лодку, которая всегда с собой, и отправляемся на водную прогулку - фоткать монастырь в красках заката. Плеск воды под веслами снимает напряжение долгой дороги за рулём. Внутренние пружины разжимаются. Благодать...

Купола храмов
В безмятежности озера
Само в себе  отражается Время...

Троекратное окунание и небольшой кольцевой заплыв освежают и выравнивают, дополняют до целого эмоциональный фон. Осознание расстояния в тысячу километров от дома соединяется с чувством   удовлетворённости и радостью  проживания  момента, что увеличивает объем смысла и  масштабирует понимание  слова  "Дом"
Акценты смещаются.

Ночью, на удивление, никто особо не шумит и не хулиганит. Чувствуется, не зря в эти места частенько наведывался Иоанн Грозный, один из самых одиозных правителей Московского царства и всея Руси...

7.

Наполненность и ценность   мгновения определяется фокусом  внимания.   Живописность заката и  рассвета на берегу Сиверского озера достойны друг друга, как золото осени достойно зелени весны.

Прежде чем зайти на экскурсию мы окунаемся трижды. Во имя Отца, Сына и Святого духа! Далее совершаем внешнее обхождение по часовой стрелке  периметра стен и башен Нового города  построенного в 17 веке с махамритьюнджая мантрой. Затем выполняем  внутреннее обхождение действующего Большого Успенского монастыря  по меньшему радиусу с молитвой Богородице. Таким образом своими шагами мы"рисуем"  два контура - один в другом с очевидной разницей потенциалов.  Для чего? Для личных  глубинных инсайтов и осознаний.   Принцип двух контуров взят из опыта посещения Тибета, где  так же взаимодействуют между собой внешняя и внутренние парикармы - обхождения вокруг гор  Кайлаш и Нанди.

Вот теперь мы готовы слушать гида. С учетом времени на обратную дорогу до Чебоксар в нашем распоряжении шесть часов. Из них эскурсовод уделит нам  полтора и сопроводит по двум экспозициям на наше усмотрение. Поэтому концентрируем свое внимание на главном- на посещении центрального собора и архимандричьих палат, где устроена выставка икон пятнадцатого века. По воскресениям Успенский  собор открыт для посещения без оплаты. Потому что это время богослужения. Кассир знает об этом в момент продажи билетов, но умалчивает по каким-то причинам. Получается, мы покупаем бесплатное. Это поверхностный  слой восприятия. Или же мы приобрели право приобщиться к чему-то, что незаметно на первый взгляд? Это второй слой -  неочевидный. Интересная мизансцена. Штурман недоумевает вслух. Гид экспромтом меняет порядок действий. Вначале мы послушаем  обзорную часть, далее пройдём в палаты архимандрита, а там, глядишь, и богослужение завершится - можно будет помедитировать возле фресок и услышать уточняющие комментарии.

В экскурсионный группе нас пять человек, и все участники согласны с таким планом.

Гид Наталья - женщина чуть постарше нас, среднего роста, без макияжа и без  маникюра, одета  характерно  для народов русского Севера - в лён. Волосы убраны под платок, завязанный на манер банданы. Возможно, это такой дресс-код.

Размеренная плавная речь гида слегка напрягает штурмана. Однако, слушаем.

"Город Кириллов вырос из монастырской слободы, поэтому и пишут, что  основан в том же 1397 году. Обитель явилась своего рода "градобразующим предприятием" для жителей края - основными промыслами стали торговля  солью и добыча рыбы. "

Мы подходим к строению, напоминающему гигантскую  теплицу из сотового поликарбоната - только вместо помидоров и огурцов мы наблюдаем внутри  подлинный  деревянный храм пятнадцатого века, срубленный из лиственниц. Возраст храма  подтверждён письменными источниками. Да уж. Впечатляет.

" Преподобные Кирилл и Ферапонт прибыли в Белозерье в возрасте около шестидесяти лет. Экспансия, расширение владений Московского царства на Север требовала  просветительской работы с населением. Основание монастыря в данной локации было своего рода политическим заказом того времени. Преподобный Кирилл радел за общежительную  форму монашества с опорой на строгий устав, в то время как преподобный Ферапонт считал отшельничество более истинной формой служения Богу. Разойдясь во взглядах и методах с коллегой, позже Ферапонт организовал недалече  свой  монастырь, где в наше время мы можем любоваться  единственными сохранившимися образцами фресковой росписи  московского мастера Дионисия."

Мы двигаемся по часовой стрелке внутри территории монастыря - музея и внимательно слушаем гида.

" В пятнадцатом веке стены монастыря были около пяти метров высотой, чего оказалось достаточно, чтобы отбиться от польско-литовских интервентов в смутное время. Стены и башни раннего периода можно осмотреть, прогуливаясь со стороны озера. Позже в семнадцатом веке высоту защитных сооружений  увеличили в два раза с учётом развития огнестрельного оружия. Некоторое время монастырь служил местом отбывания наказания. Опальный партиах Никон, автор реформы приведшей к" расколу" внутри Церкви отбывал здесь часть срока. При этом Никону приходилось молиться в храме шатрового типа, строительство которых он сам прежде запрещал. Вот такие исторические загогулины случаются... "

Пока идёт богослужение осматриваем
Успенский собор снаружи.

" Вокруг центрального храма в 16 веке располагался некрополь - место захоронения монахов и знатных горожан  города Кириллов. В одном из  приделов упокоены несколько представителей боярского рода   Воротынцевых, известных воеводой Михаилом, который победил в битве при Молодях войско Давлет- Гирея, крымского хана. По мнению  некоторых историков значимость этого события  для истории Московского царства  и всея Руси сопоставима с ролью Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне. Во время строительства приделов почти все надгробия были демонтированы. Частично их использовали  в кладке  фундаментов , частично ими выложили площадку  перед входом в церковь преподобного Кирилла. Поскольку многих прихожан такое архитектурные решение возмущало, долгое время мощенная площадка была засыпана грунтом, который сняли при реставрации уже в наши дни."
- Получается приделы стоят на месте где раньше было кладбище? - уточняет пытливый штурман.
- Так и есть, - подтверждает гид. Таким образом, само собой проясняется вчерашнее лёгкое недомогание чувствительного штурмана и "информационная рябь" по зрительному модусу моего  восприятия.
- А почему певчий в храме исполняет акафисты как-то необычно? - в штурмане просыпается  ценительница индийской культуры с итальянским темпераментом, которой важны все нюансы.
- Да, да, это старообрядческий канон. Знаменный распев, - экскурсовод Наталья в курсе всех здешних особенностей. - Возраждаем былые традиции.

-Иконостас  Успенского собора сохранился до наших дней и является образцом с которых пишут  иконы для   вновь возводимых храмов. Оригиналы икон хранятся в архимандричьих палатах, куда мы сейчас направляемся, - гид Наталья умело подготавливает нас к осмотр следующей локации.

Штурман, которая ценительница  культуры вообще, а индийской  культуры в частности, по профессии врач и умеет чётко выстраивать логические цепочки. Она внимательно слушает и никогда не перебивает собеседников, поэтому успевает замечать  двухсмысленности. Она прямо на ходу отделяет зерна от плевел.

- Скажите, Наталья, если оригиналы икон хранятся в архимандричьих палатах, то что находится внутри в иконостасе храма Успения Богородицы? - вкрадчиво интересуется штурман у гида.
- Фоторепродукции с подлинников, - честно признается экскурсовод. - Таким образом оригиналы защищены от сезонных перепадов температур и влажности. Всегда все можно убедительно объяснить. Но это только  первый слой понимания, да? А что там насчёт второго?

По лицу штурмана заметно, что ценительница культуры внутри неё вновь  недоумевает. Причина  диссонанса будет  понятнее вам, если перейти на язык ювелиров. Храм подобен массивному дорогому   кольцу,  в которое   бриллиантом должен быть вставлен иконостас.  А так получается ситуация, когда  туристам показывают отдельно оправу, отдельно драгоценный камень. Это, как если бы в Тибете гору Нанди вокруг которой совершается внутренняя парикарма" отодвинуть" от горы Кайлаш, на  десяток вёрст.
Интересная мизансцена, да?

- Иностранцы специально приезжают в Кирилло-Белозерскую обитель, чтобы увидеть шедевры русской иконописи! - тем временем комментирует начало осмотра экспозиции  Наталья. - Их тягу в здешние края можно понять, согласитесь? Посмотреть действительно есть на что.

Наполненность и ценность   мгновения определяется фокусом  внимания. Бывают мгновения, в которые умещается  пять веков. Это читается по эмоциональным  реакциям  всех участников экскурсии.
Внешнее изящество архитектурных форм  монастырского комплекса и  внутренняя  живописность божественных  образов    оказываются  достойны  друг друга, как зелень весны   достойна золота осени...

8.

Быть примером осознанно - трудная, но достойная задача в любой сфере Существования. В своих проявлениях мы отличаемся лишь набором выбранных сфер. Этим и определяется личная стезя или путь. Можно сказать, что путь это максимальный масштаб на который человек способен...

Например, можно по разному относиться к деятельности Иоанна Грозного, однако именно он увеличил территорию государства вдвое и нам теперь есть куда съездить, и есть что посмотреть. А у нынешнего правительства есть возможность развивать внутренний туризм. А внутренний туризм это ведь не только про внешние путешествия, верно?

Жил когда-то великий реформатор  Рамакришна, который освежил индуизм, убрав из него излишества, который для постижения Единственности Высшего Непроявленного Аспекта по-честному на длительный срок погружался и в христианство, и в ислам, и в йогу, и в тантру оставаясь при этом в своей вере. Рамакришна "протоптал дорожку" для Ошо Шри Раджниша , беседы которого в виде книг  нынче читали многие. Что касается меня, то "Дао путь без пути" я перелопатил трижды. Теперь у каждого христианина есть возможность практиковать йогу без внутренних психологических противоречий. И это здорово!

Такие мысли приходят   ко мне - к человеку православному и крещенному, преподавателю йоги - здесь, в Кирилло-Белозерском монастыре во время экскурсии в первой половине дня.

Согласно правилам осмотра экспозиции ничего нельзя трогать руками. Привычно, чуть отстаю от группы, чтобы выполнить свою специфическую  практику. Большей частью  иконы загорожены  прозрачными пластиковыми экранами, однако некоторые доски  открыты. С разрешения сотрудницы музея приближаю ладонь к оригиналу 15 века. Ближе, дальше, снова ближе. Я уже делал подобное во время поездки в Суздаль.
Мне всегда интересно почувствовать "поле" иконы.  В пальцах появляется пульсация и лёгкие покалывания! Круть!
Двух-трех минут мне хватает для очередного сдвига своих настроек восприятия. Зачем мне это? Для новых инсайтов и осознаний. Благодарю хранительницу реликвий и догоняю группу в следующем зале.

В рассказе экскурсовода Натальи красиво сплетаются исторические факты с описанием монастырского быта в моменты посещения обители первыми лицами государства.

"Из одиннадцати храмовых сооружений на территории обители пять построены на вклады Василия Третьего и Иоанна Грозного, включая роспись икон.
Иоанн наведывался в обитель трижды. По молодости лет царь со свитой опоздали с охоты ко времени трапезы. Белые ночи, то сё,  прошляпили, в итоге. А порядок- то  в монастыре строгий, как Килиллом заведено было. В кельях не хомячить! Опоздал - жди следующего приёма пищи! И помощник келаря-завхоза, вызванный челядью насчёт кормежки для всей  тусовки тут им такой и  говорит - "Тебя царь боюсь,, но Боженьку боюсь больше!" - и хавчик не выдал. Что дальше было с помощником келаря история умалчивает, однако данный эпизод подтверждается документально! "

Поток информации преломляется через моё сознание и приобретает причудливые формы...

Возможно именно здесь, в этой обители находятся истоки строгости и даже суровости Иоанна. Возможно...
Семантические корни  известного нынче   уверенным пользователям компьютера словочетания "скопировать папку" тянуться в далёкое прошлое. Сам того не ведая, тут поучаствовал  опять-таки Иоанн Грозный, который двух своих жён отправил в монастырь, так же как его отец Василий Третий. - за невыполнение репродуктивных функций.  Как нынче принято говорить" за
неучастие в программе по демографическому росту населения страны." Новые словечки входили в обиход с лёгкой руки знати. Далее психологи стырили термин для обозначения механизма работы родовых программ. В свою очередь инфоразработчики   сплагиатили крылатую фразу и она теперь прочно обосновалась в контекстном меню операционных систем , которое появляется после щелчка правой клавишью "мышки."

К слову, замечу, что Иоанн Грозный так же  отчасти скопировал мамку  - Елену Глинскую, автора перехода к единой денежной системе на Руси - проведя в свою очередь ряд реформ. Большая заслуга Иоанна Грозного ещё в том, что узаконив титул "царь", он добился признания себя таковым у всех влиятельных в то время западных самодержцев, в том числе у Папы Римского. Что, кроме поднятия своей самооценки, позволило вести дипломатические переговоры совершено в ином ключе. Впервые на равных.

Для меня открытием становится факт, озвученный гидом, о том, что христианстве есть краткий  текст о монашестве "Лествица", где описаны тридцать ступеней взращивания духа, по смыслу подобный "Йога-сутрам" Патанджали.

Предполагаю, что у индуистского реформатора Рамакришны  бумажный вариант "Лествицы" некоторое время был настольной книгой. Это же нетленка, то бишь классика.

Надвратный храм Иоанна Лествичника построен на денежный взнос от царя  в третьий его  приезда в обитель  вместе  с сыновьями. Да уж. Есть чему поучиться у Грозного нынешним  отцам  и детям. В отличие от Успенского собора иконостас в надвратном храме оригинальный, также как аскетичное убранство стен. И древесина пахнет там аутентично, не иначе как шестнадцатым веком. Отреставрированны только полы и побелочка стен, заметно, что свежая. В сырую, пасмурную погоду вход в храм Иоанна Листвечника посетителям закрыт. С помощью экскурсовода Нататьи нам удаётся  оказаться внутри храма и  помолиться Богородице в правильном интерьере. Что компенсирует впечатление от посещения центрального собора, как в йоге прогибы компенсируют  наклоны.

По завершении экскурсии мы со штурманом благодарим гида Наталью и отправляемся изучать территорию в более подробном варианте, чем в первое свое посещение двумя месяцами ранее.

В частности, мы заходим в  иконную лавку, где покупаем свечей, пару керамических магнитиков с трубящим ангелом - себе и штурману - и, конечно же иконку с преподобным Кириллом. Скоро у моего сына Кирилла день рождения - подарю.

Так же, нас очень интересует черешчатый  дуб, который произрастает за архимандричьими палатами уже  220 лет. Это ж мощь какая!
Каждый турист считает своим долгом  сфоткаться здесь,  инстинктивно прислонившись к этому дереву. Возможно даже не догадываясь, что этим он создает  "якорь" на визуальный ряд и осязание . Мы же подойдём творчески, дополним виеоряд и контакт через прикосновение, кинестетическим ощущением - движением в пространстве в такт дыхания с мантрой . Создадим  "якорь" по четырём модальностям.  Прикасаюсь правой рукой к коре и двигаюсь вокруг по часовой, потом прикасаюсь левой и меняю направление вращения. Рядом с долгожителем растёт дерево помоложе. Будто отец и сын. Соответственно, движения по кругам  около "аксакала," плавно перерастают в   восьмёрочную траекторию   с касанием коры подростающего поколения.  Заряжаемся одним словом, перед обратной дорогой в Чебоксары. Потому что любой монастырь это связь с Космосом! А связь может пригодиться по различным поводам.

Мне думается, что записывая свои впечатления от путешествий, превращая их в цикл рассказов "Путь паломника", я отчасти становлюсь похож на  Ошо, который никогда не писал книг, и всё напечатанное  случилось из фонограммы его бесед, которые являются  своего рода путешествиями Духа.

Так же, мне приятно думать, что мои дети, так или иначе в свое время "скопируют папку." Ом нАмо Шивая! Во славу Божью!

Быть примером осознанно - трудная, но достойная задача в любой сфере Существования. В своих проявлениях мы отличаемся лишь набором выбранных сфер. Этим и определяется личная стезя или путь. Можно сказать, что путь это максимальный масштаб на который человек способен...