О национализме, патриотизме и любви

Гордиенко Андрей
Вечером на даче мы погрузились на террасе в кресло-качалку, укрылись пледом и умиротворённо потягивали кофе, закусывая его шоколадными конфетами и любуясь закатом на фоне соседнего леса.
- Красота! – произнёс Я1, оглядывая пламенеющий горизонт. – Больше и желать нечего.
- Я вот только ещё конфетку возьму, - Я2 протянул руку к вазочке с конфетами, - и после этого да, желать будет больше нечего.
- Любишь эти конфеты?
- Да, эти конфеты мне нравятся. Вот только слово «любишь» я бы не стал использовать в отношении конфет.
- Почему? – удивился Я1. – Нравятся, но не очень?
- Нет, дело не в этом. Эти конфеты мне очень нравятся. Но слово «любить», по-моему, к конфетам вообще неприменимо. Потому что понятия «любить конфеты» и «любить женщину» или «любить детей» выглядят как тождественные, но по сути, они совершенно несовместимы. И даже противоположны по смыслу. К сожалению, некоторые люди этого не понимают.
- Поясни.
- Ну, когда я ем конфету, то есть, её употребляю, я испытываю удовольствие. Смысл фразы «я люблю конфеты» в этом.
- Когда мужчина занимается любовью с женщиной, они ведь тоже испытывают удовольствие?
- Да. Именно поэтому термин «заниматься любовью» мне категорически не нравится. Я считаю, что настоящая любовь никак не связана с получаемым удовольствием. Совсем наоборот, человек, испытывающий любовь, может согласиться на серьёзный дискомфорт и даже на жертву собственной жизнью ради объекта любви.
- Что же тогда, по-твоему, истинная любовь?
- Это трансцендентное чувство, не связанное с какой-либо логикой. Косвенно оно может соотносится с фактами получения удовольствия, но оно не обусловлено этим самым удовольствием. Вот мы сейчас с тобой любуемся живописным закатом на фоне русского леса и испытываем от этого удовольствие. Но моя любовь к Родине не связана с тем, испытываю я подобное удовольствие или нет. Однажды я ехал в поезде и увидел берёзовый лес после многих лет пребывания в местах, где берёз нет. Самые обыкновенные берёзы! И у меня вся душа вывернулась наизнанку, и из глаз брызнули слёзы от любви к ним. Откуда эта любовь? Я не знаю. Никто не сможет объяснить. Потому что истинная любовь – она вот такая. Необъяснимая. Нелогичная. Трансцендентная. Это чувство – любовь к Родине… Или любовь к женщине… Оно не возникает в ответ «за что-то», за какие-то достоинства, оно игнорирует недостатки. Оно вообще не связано с какой-либо логикой, потому что исходит из глубины души и проникает вглубь, в суть объекта любви, скрывающуюся за любыми внешне определимыми и логически объяснимыми причинами.
- Я знаю некоторых людей, которые считают, что Родина для них – это там, где им хорошо. И когда их спрашиваешь, любят ли они Россию, они спрашивают «а за что её любить?».
- Да-да-да… Это те самые люди, которые полагают, что любить конфеты, Родину или женщину – это примерно одно и то же. И отождествляют любовь с получаемым ими удовольствием. На самом деле они просто не знают, что такое любовь. Это люди, эгоизм которых выпестован до такой степени, что они не способны испытывать истинную любовь.
- Фёдор Сорокин как-то сказал мне, что любви к Родине просто не существует. Что это такой, типа, рекламный слоган, который мусолит пропаганда определённых политических сил, которые пытаются манипулировать людьми, внушая им ложный патриотизм. Что патриотические лозунги и даже стихи про любовь к Родине пишут под идеологические заказы, и получают за высокопарные слова оплату.
- У Фёдора Сорокина любви к Родине действительно нет, потому что это закоренелый эгоист. И, судя обо всех остальных людях по себе, он склонен и всех остальных считать такими же закоренелыми эгоистами. А мне хотелось бы спросить у таких как он, они и Сергея Есенина считают идеологическим агитпроповцем? Как там…
«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Он что, эти строки под чей-то заказ написал, чтобы получить за них вознаграждение? Кто в такое может поверить? Многие люди во время Великой Отечественной Войны отдавали свою жизнь с криком «За Родину!». Они тоже рассчитывали на какое-то вознаграждение? Или Гастелло с Матросовыми, может быть, получали удовольствие, когда их убивали?
- Я так не думаю.
- Я тоже так не думаю. А Фёдору Сорокину просто не дано понять могучую силу любви, которая способна заставить человека сделать шаг навстречу смерти. Никакие удовольствия не обладают подобной силой, даже самые изощрённые.
- Так, может быть, в такой любви и нет ничего хорошего, если она измеряется готовностью пойти на смерть?
- Истинная любовь – она прекрасна! Только истинная любовь может сделать человека счастливым. Не удовольствия, а именно истинная любовь. Эгоистам этого не понять. Они выжгли в своей душе способность испытывать истинную любовь своим эгоизмом. И поэтому все эгоисты – очень несчастные люди. Даже те, которые купаются в удовольствиях. В глубине души они испытывают разочарование, понимая, что их душе этого мало. Поэтому они пытаются испытать всё более изощрённые удовольствия, но опять испытывают разочарование – этого опять недостаточно…
- Фёдор Сорокин утверждает, что он любит свою жену и детей.
- Он думает, что он их любит, потому что «любовь к конфетам» для него идентична и любой другой любви. Пока его жена доставляет ему сексуальное удовлетворение, пока она его кормит вкусными обедами и содержит дом в чистоте, она для него «любимая конфета». Пока дети вызывают у него умиление, он с ними сюсюкает, но когда они болеют и капризничают, он наверняка пытается переложить заботу о них на кого-нибудь другого. Это не любовь. По крайней мере, не настоящая любовь. Тот, кто способен испытывать настоящую любовь, он испытывает её ко всему в той или иной степени. К окружающим людям, к Родине, к членам своей семьи… Истинная любовь – она такая… бескрайняя… могучая… И это единственное, ради чего имеет смысл жить. Не ради того, чтобы испытывать удовольствия, а чтобы испытать настоящую любовь. Поэтому те, кто не любят Родину, они просто не умеют любить. И они не любят никого и ничего.
- Ты полагаешь, что патриотизм базируется на любви?
- Именно! Этим патриотизм отличается от национализма.
- Хм… Многие националисты считают себя патриотами.
- Ошибочно. Национализм и патриотизм – диаметрально противоположны. Национализм базируется на выделении своей нации изо всех остальных и культурного и всякого прочего отмежевания от них. Он базируется на неприятии, на противопоставлении ко всему инородному. На ненависти, а не на любви! Патриотизм же базируется на любви к своей Родине. А тот, кто искренне любит свою собственную Родину, просто не сможет ненавидеть какую-либо ещё. Такие люди, которые погибали с криками «за Родину» в период Великой Отечественной Войны, они же спасали от гибели детей фашистов. Таким людям поставлен «памятник советскому солдату» в Берлине. Они спасали детей своих врагов потому, что умели ЛЮБИТЬ!
- Но ведь они испытывали ненависть к своим врагам тоже?
- Пока была необходимость защищать то, что они любят, да, испытывали. Но это, насколько я понимаю, была временная и искусственно вызванная в себе реакция. Как только необходимость защищать объект любви исчезала, исчезала и ненависть. Мне бабушка рассказывала, как местное население помогало пленным немцам, подкармливало их, пока они восстанавливали то, что разрушили. Вот она – истинная любовь. Она всеобъемлющая. И она, в том числе, к врагам.
- Звучит парадоскально.
- Я и говорил о том, что любовь – чувство парадоксальное. Трансцендентное. Да, оно такое. Как можно использовать термин «любовь» когда речь идет всего лишь о конфетах… Сколь угодно обильное поедание самых вкусных конфет не способно сделать человека счастливым. Лишь истинная любовь на это способна!
- Ну, допустим, некоторый человек, вдруг осознал, что, не смотря на обилие разнообразных удовольствий, которые он имеет возможность себе устраивать, он не особо счастлив. И, допустим, он поверил, что только настоящая любовь способна сделать его счастливым. Что же ему делать, если он не умеет любить? Можно ли этому как-нибудь научиться?
- Я полагаю, да. Можно научиться любить, если поставить перед собой такую цель. Для этого нужно вырабатывать в себе правильные привычки, опираясь на понимание, что эгоизм и любовь взаимно антагонистичны. Чем больше эгоизма, тем меньше способность испытывать истинную любовь, и наоборот. Поэтому желающему стать счастливым в первую очередь нужно научиться искоренять в самом себе любые проявления эгоизма. Следить за собой и избавляться от нацеленности внутрь, нацеленности на "себя-любимого", и поощрять в себе нацеленность наружу, на окружающих людей, наполняя её добром и любовью. Начинать нужно с мелочей...
- Да, говорят, "дьявол кроется в мелочах"...
- Вот именно! Поэтому когда хочется самому скушать вкусную конфету, нужно в первую очередь подумать о тех, кому эта конфета тоже может понравиться. И вместо того, чтобы скушать конфету самому, угостить этой конфетой, например, близкого человека.
- Разве поступивший подобным образом человек не будет испытывать сожаление, что не сам её съел?
- Эгоист, который пока ещё не научился по-настоящему любить окружающих людей, вне всякого сомнения, будет испытывать сожаление. Но, если это человек целеустремлённый, который задался целью подавить в себе эгоизм и взрастить любовь, он будет поступать подобным образом ещё и ещё, делая над собой усилие, чтобы изменить самого себя. Постепенно поступать подобным образом станет его привычкой. Он будет всё меньше и меньше испытывать сожаление от того, что не сам скушал конфету, и всё больше и больше будет испытывать радость от того, что сделал что-то хорошее для кого-то другого. Со временем он изменится, потому что выдавливая по капли из себя эгоиста, он освобождает в своей душе место для настоящей любви.
- Неужели вот так, угощая других людей конфетами, можно научиться любить? Ты не шутишь?
- Ни капли не шучу. Однако, угощения конфетами других людей, конечно же, недостаточно. Нужно следить за каждым своим шагом. И на каждом шагу стараться подавлять в себе любое проявление эгоизма и открывать путь любви. Абсолютно во всём, в каждом своём действии. Уступать место в общественном транспорте тому, кому трудно стоять. Пропустить кого-нибудь вперёд, придержав дверь, чтобы ему было удобнее. Никогда не допускать себе лезть напролом вне очереди, стараясь выиграть себе время за счёт потери времени другими людьми - малейшее подобное проявление это крупная победа эгоизма над способностью любить. Давать милостыню нищим. Стараться в общении никогда никого не обижать. Чаще улыбаться людям. Делая это и стараясь всегда поступать подобным образом, человек учится испытывать искреннее удовольствие от общения с окружающими людьми, а не от унижения их и возвышения самого себя... Человек учится радоваться тому, что смог помочь кому-то другому вместо того, чтобы радоваться, что сумел его "победить" или в чём-то превзойти... Со временем он поймёт, что эта радость глубже, богаче, насыщеннее... Человек, испытывающий подобную радость, однажды понимает, что он по-настоящему счастлив. И чем больше он делится своим счастьем с окружающими, тем более счастливым становится сам. Чем больше он отдаёт другим своего духовного богатства, тем духовно богаче он становится. Вот такой парадокс...
- Мне кажется, некоторым людям будет трудно поверить, что отдавая другим, можно становиться богаче.
- Эгоистам, конечно, поверить в это будет трудно. Но тем, кто многие годы стремился ублажить лишь самого себя, довёл в своём эгоизме себя до исступления и однажды вдруг осознал, как он одинок во Вселенной и несчастен, я рекомендую попробовать поступать подобным образом. Душа, которая есть в каждом человеке, рано или поздно сможет освободиться от всего наносного, что порождено эгоизмом, и тогда уже не останется никаких сомнений в том, как стать по-настоящему счастливым.

________
От автора. По озвученной теме предлагаю также ознакомиться с моей песней "Куда уходит счастье":
https://stihi.ru/2017/05/29/294