Мария Бегишева Образ лампы в лирике И. Бродского

Фаустов
Бегишева Мария Анатольевна
Литературная критика
Образ лампы в лирике И.А.Бродского

Мотив света в лирике Бродского представлен конкретными образами
естественных и искусственных источников. В данной работе остановимся
подробнее на световом образе лампы, как на одном из самых ярких и часто
используемых в творчестве поэта.
Часть интерьера
Искусственный свет лампы у Бродского чаще всего связан с
современным жилищем, наполненным мебелью, вещами. Здесь лампа создает
свой мир:
Был в лампочке повышенный накал,
невыгодный для мебели истертой,
и потому диван в углу сверкал
коричневою кожей, словно желтой.
Стол пустовал. Поблескивал паркет.
Темнела печка. В раме запыленной
застыл пейзаж. И лишь один буфет
казался мне тогда одушевленным.
( «Я обнял эти плечи и взглянул…»)
Стул может встать, чтоб лампочку ввернуть,
на стол. Но никогда наоборот.
И, вниз пыльцой, переплетенный стебель
вмиг озарит всю остальную мебель.
(«Посвящается стулу»).
«Жилье озаряется светом» в стихотворении «Findesiecle»:
Жилье
озаряется светом примерно в тридцать ватт,
но с уст вместо радостного "виват!"
срывается "виноват".
Болезненное состояние

В стихотворении «Венецианские строфы (1)» лампа соотносится с
идеей открытости (звук «а» произносится предельно открыто), хотя освещает
замкнутое внутреннее пространство – подъезд.
В этом же стихотворении свет лампы связан с болезненным состоянием.
Он делает подъезд живым воспаленным организмом, требующим лечения:
От нечаянной встречи под потолком с богиней,
сбросившей все с себя, кружится голова,
и подъезды, чье небо воспалено ангиной
лампочки, произносят «а».
Растение-хищник
Иногда лампа в стихотворениях Бродского похожа на растение или цветок.
Несмотря на это, ее электрический свет опасен. В ботанике выделяется
группа растений-хищников, которые питаются насекомыми (например,
росянка или дионея (венерина мухоловка).
«Хищно вывернутый стебель» лампы находим в «Посвящении»:
Ни ты, читатель, ни ультрамарин
за шторой, ни коричневая мебель,
ни сдача с лучшей пачки балерин,
ни лампы хищно вывернутый стебель…
«Переплетенный стебель» видим в стихотворении «Посвящается стулу»:
И, вниз пыльцой, переплетенный стебель
вмиг озарит всю остальную мебель.
На стыке дня и ночи
Еще одна функция лампы – разграничительная. Лампа соотносится с
понятием ночи, вечера. Потушить ее - значит лишиться источника света.
Человек погружается в хаос, связанный с бытовыми образами:
Так мы лампочку тушим,
чтоб сшибить табурет.
Разговор о грядущем —
тот же старческий бред.
Лучше все, дорогая,
доводить до конца,
темноте помогая

мускулами лица.
(М. Б.).
Стихотворение «Эклога 4-ая» тоже связано с идеей хаоса, с понятиями зима
и ночь:
Зимой смеркается сразу после обеда.
В эту пору голодных нетрудно принять за сытых.
Зимою на самом деле
вторник он же суббота. Днем легко ошибиться:
свет уже выключили или еще не включили?
Свет лампы заменяет свет солнца в стихотворении «Мы не пьем вина на
краю деревни»:
Потому что север далек от юга,
наши мысли цепляются друг за друга.
Когда меркнет солнце, мы свет включаем,
завершая вечер грузинским чаем.
Анти-свет
Лирический герой стихотворения «Снаружи темнеет, верней – синеет,
точней – чернеет…» лампу вообще не включает, растворяется в темноте
вместе с вещами и «пропадает из виду». Отсутствие света приводит к
исчезновению героя, к его «растворению» в пространстве. Для лирического
героя «разгорается» только «лампочка анти-света»:
Я выдохся за день, лампу включать не стану
и с мебелью в комнате вместе в потемки кану.

Незрячесть крепчает, зерно крупнеет;
ваш зрачок расширяется, и, как бы в ответ на это,
в мозгу вовсю разгорается лампочка анти-света.
Так пропадают из виду…
Лирический герой сам выбирает это состояние, добровольно не включает
свет, предпочитая «слиться» с темнотой (пустотой).
Мир творца
Лампочка может быть источником создания малого мира творца, поэта,
мира на бумаге:

Так родится эклога. Взамен светила
загорается лампа: кириллица, грешным делом,
разбредаясь по прописи вкривь ли, вкось ли,
знает больше, чем та сивилла,
о грядущем. О том, как чернеть на белом,
покуда белое есть, и после.
(«Эклога 4-я (зимняя)»).
Она загорается во время творчества:
А как лампу зажжешь, хоть строчи донос
На себя в никуда, и перо – улика.
(«Полонез: вариация»).
Раскаляться добела
Электрический свет имеет измерение, важное для поэта. Часто
Бродский использует понятие «накал». Лампочка может гореть вполнакала,
как в стихотворении «Муха»:
Оно, пока ты там себе мелькала
под лампочкою вполнакала,
спасаясь от меня в стропила,
таким же было…
«В тридцать ватт» она озаряет жилье в вышеупомянутом
стихотворении «Findesiecle».
Свет может ассоциироваться с любовью, духовным накалом страстей.
«Двести ватт» преломляет кольцо на безымянном пальце в стихотворении
«Зимним вечером в Ялте»:
на безымянном тусклое кольцо
внезапно преломляет двести ватт,
и мой хрусталик вспышки не выносит;
я жмурюсь…
Большой накал в этом примере превращается в источник чувств, как и в
стихотворении «Я обнял эти плечи и взглянул…», где в «лапочке
повышенный накал».
В стихотворении «В горах» лампа «в тыщу ватт» сравнивается с
человеческой жизнью. Важно не освещение, а способность излучать свет.

Интересно также, что здесь автор приписывает лампе свойство металла, она
может «раскаляться добела»:
То не ангел пролетел,
прошептавши: «виноват».
То не бдение двух тел.
То две лампы в тыщу ватт
ночью, мира на краю,
раскаляясь добела –
жизнь моя на жизнь твою
насмотреться не могла.
В противоположность ему слабый накал связан с грустью, одиночеством и
ностальгией:
Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
в этих грустных краях, чей эпиграф – победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья.
(«Конец прекрасной эпохи»).
Свет как действие
В некоторых стихотворениях лампа заменяет лирическому герою предметы
быта, связана с физическим воздействием на тело:
Лампа даст мне закурить,
буду щеки лампой брить
и стирать рубашку в ней
еженощно сотню дней.
(«Колыбельная»).
И я
чеканил профиль свой посредством лампы.
Вручную.
(«Бюст Тиберия»).
Стоицизм и самопознание
Свет лампы может не дарить надежду, но бывает связан со
стоицизмом, с необходимостью. Лирический герой не видит путей
преодоления несчастья, связанных со светом как таковым, он делает попытку

жить в этом состоянии – постоянного освещения мира. Единственный выход
– прямо смотреть в глаза несчастью:
чтобы свет от лампочки в пролете
падал непременно на виски,
чтоб зрачок не чувствовал суженья.
Это не избавит от тоски,
но спасет от головокруженья.
(«Инструкция заключенному»).
Свет лампы у Бродского – это свет аналитический, связанный с
беспощадным смыслом объективного познания бытия. Он является
своеобразной противоположностью, альтернативой естественному свету,
заменяет собой солнце. Электрический свет лампы – жесткий, измеряемый,
переносит это качество на предмет. Предмет становится четко очерченным,
измеряемым. Свет лампы связан с законами физики, но иногда возникает
слабый накал, который рождает эмоции (грусть, одиночество). Кроме того,
лампа в стихах поэта способна «включаться» с определенной целью –
помощи человеку в минуту душевного страдания.