О ранее неизвестном сражении осман с лезгинами у а

Али Албанви
О ранее неизвестном сражении осман с лезгинами у аула Каракюре (1579)

Османский летописец Ибрахим Рахими-заде в своём сочинении «Зафар-наме-Йи Хазрат Султан Мурад-хан» («Книга побед его величества Султана Мурад-хана») приводит информацию о сражении, которое имело место сразу же после отбытия основных сил крымских татар-грабителей на родину.

«В тех краях [т. е. в окрестностях Дербента], — говорится в «Зафар-наме», — были мятежники, которые представляли собой явное оскорбление для религии».

На этот раз таковыми дагестанские племена кумыков [кюринцев?], кайтагцев, табасаранцев и кыпчаков, т. е. тех, на союзнические отношения которых рассчитывала Высокая Порта. По мере того, как эти племена осознавали, что Османская империя в действительности стремится утвердить в этом регионе свое господство, их выступления против турецкого гарнизона Дербента участились – они не только нападали на османов, избивали, грабили их, а нередко и убивали.

Получив подкрепление в живой силе и вооружении от крымского хана, Осман-паша решил, что, наконец, настало время отомстить им за причиненные беды. 2 ноября 1579 г., поручив оборону Дербента правителю Азова — Мухаммад-беку, Осман-паша выступил из крепости. Его сопровождал Гази Гирей-хан во главе 1000 татар. С распространением в окрестных сёлах вести о намерении Осман-паши, отряды из Кума [Кюре?], Табасарана, Кайтага, кыпчаки скопились в местечке Кюр Кюре богазы (Каракюре[?], термин «богазы» с турецкого переводится как «пролив»), чтобы дать бой объединённым османо-татарским войскам. Это сражение происходило в горном ущелье. Первыми в бой вступили войска крымских татар во главе с Гази Гирей-ханом, а вслед за ними пошли отряды Осман-паши в сопровождении пушек – шахи-зарбзаны.

«После этого, 11 числа благословенного месяца рамазана 987 г. х. [т. е. 2 ноября 1579 г.] в пятницу, после произнесения пятничной молитвы, достойнейший сардар, возглавив готовые к выступлению единобожные войска, под знаменем ислама и под звуки барабанного боя на пегом коне выступил из железных ворот [Дербент], решив направляться на врага. Прочитав молитвы во имя победы над врагами веры и благополучия воинов ислама и поручив охрану Демиркапы [современный город Дербент] Мухаммед-беку, правителю Азака [современный город Азов], и оставив в его распоряжении двух почтенных яя баши [начальник пехотинских войск в османской армии], вместе с подчиненными им янычарами, сам [Осман-паша] направился на противника. Как только об этом стало известно врагам, отряды из Кума, Табасарана, Кайтага, а также кыпчаки скопились у местечка, известного под названием Кюр Кюре богазы.

… Внизу протекала большая река, подобная морю, а напротив горного прохода разместилась большая деревня в 200 домов. Здесь и расположились отряды безбожников, намереваясь атаковать исламские войска во время их прохождения через горный проход. Гази Гирей-хан, который был оставлен в Ширване для охраны вилайета, первым вступил в бой во главе 1000 безжалостных татар, а вслед за ним сардар, отмеченный знаком отваги, прикрыв лицо щитом и подняв меч, сражающий как удар молнии, вместе с 5000 стрелков бросился в атаку.

… В результате этого сражения 1000 безбожников* было отправлено в преисподнюю и 200 правоверных стали шехидами. Как только злонамеренные враги обратились в бегство, чтобы укрыться в горах Эльборза, в ход пошли шахи зарбзаны, огнем которых было истреблено значительное количество врагов. В один миг все бросились переплывать вышеупомянутую реку, однако, многие отстали из-за усталости лошадей и были разрублены мечами, удалось скрыться лишь малому количеству нечестивцев. Было разрушено 60–70 поселков, имущество жителей было разграблено, а их дома сровнены с землей.

… Но, как описано в исторических книгах, даже Пехливану Хамзе и его беспощадным воинам не удалось пробиться через этот горный проход. На этот же раз [османы] не только прошли через него, но на расстоянии 50-60 фарсахов учинили такой разгром, что не оставили нигде камня на камне и с победой вернулись в Демиркапы. Их встретили мудрые старейшины вилайета. Раскаиваясь и сокрушаясь по поводу совершенных грехов, они просили о пощаде, говоря «умение прощать свидетельствует о великодушии человека».

В ходе битвы османо-татарские войска, потеряв 200 человек убитыми, нанесли поражение и обратили в бегство отряды дагестанцев. Последние [т. е. дагестанцы], по данным «Зафар-наме», потеряли тысячи человек убитыми. Преследуя противника, османо-татарские войска на расстоянии 50–60 фарсахов [около 350–420 км.] разрушили и разорили 60–70 окрестных посёлков. Это событие, на наш взгляд, имеет важное значение: если отдельные нападения и избиения османов со стороны местного населения этих областей можно было бы рассматривать как вылазки местных разбойничьих отрядов с целью грабежа и наживы, то попытка такого организованного выступления свидетельствует о широком распространении в этом регионе антиосманских настроений.

Весной 988 г. х./1580 г. в Эрзерум прибыла дипломатическая делегация от сефевидского шаха. Возглавлявший эту делегацию Зу-л-Кадарлу ал-Хаджжи Максуд-бек, встретившись здесь с новым главнокомандующим османской армии Синан-пашой, направился затем в Стамбул, чтобы доставить султану письмо шаха, в котором выражалось стремление сефевидской стороны к прекращению войны. Стамбул выразил согласие на прекращение войны на основании существовавшего status quo, которое, по мнению стамбульских властей, заключалось в том, что Ширван полностью находится под контролем османских властей. Но кызылбашская сторона оспаривала это утверждение, настаивая на том, что «Ширван, как и прежде, занят кызылбашскими эмирами, а власть румийцев ограничивается лишь четырьмя стенами дербенсткой крепости». В такой ситуации было решено, чтобы противостоящие стороны оставались на своих местах на время зимы, а в Ширван были направлены представители для выяснения, в чьих руках находится тот или иной район.

Автор: ‘Али Албанви

*Примечание: сообщение османского хрониста об убийстве «1000 безбожников» может нам говорить о лезгинах-шиитах села Мискинджа, что располагалось в 15-ти км. от села Каракюре, что в Самурской долине. Что касается «большой реки, подобной морю», то логично предположить, что здесь идёт речь о реке Самур. Османский автор, также ошибочно упоминает область «Кюра», как «Кум», а «кюринцев» [т. е. выхоцев из области Кюре] как «кумыков» [здесь возможна также ошибка переводчика сочинения «Зафар-наме»]. Также остаётся открытым вопрос, почему мискинджинцы дали бой в окресностях Каракюре а не на подступах своего села.

Литература

1. Фарах Гусейн. Османо-сефевидская война 1578-1590 гг. Баку, «Нурлан». С. 67–68; 138–141. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/359DEh, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.08.2023). — Яз. рус.