Звонок из прошлого - 5

Любовь Гиль
Несколько забегая вперед, хочу рассказать, что в 2002-м году с большим интересом читала и перечитывала автобиографический роман Эстер Маркиш "Отражение света". В нем я нашла не только повествование о моем любимом поэте и его семье, а также описание событий, связанных с печально-знаменитым местом ссылки Эстер Маркиш - Кзыл-Ордой. Вскоре после этого услышала по радио РЭКА рассказ Миланы Беркович "Учитель музыки" в программе Даниэлы Линор "Корни", который с большим чувством читала Дина Тумаркина. Рассказ был посвящен старому учителю музыки Николаю Ефимовичу, в рассказе также прозвучало название места описываемых событий - Кзыл-Орда.
Нетрудно было догадаться, что речь идет о моем дяде Коле, так мы его называли, а в кзыл-ординской музыкальной школе его называли Николаем Ефимовичем. В передаче было также сказано, что Милана Беркович - известный в Израиле врач, один из лучших специалистов в области гомеопатии и, кроме того, - дочь героев романа Эстер Маркиш "Отражение света"  Эди и Иекутиэля Похис. Родителям Миланы и их добрым делам Э.Маркиш посвятила немало теплых воспоминаний. Из рассказов тети всплыло в памяти имя Милы Похис - любимой ученицы дяди Коли, и я решила разыскать Милану. Она очень обрадовалась тому, что в Израиле нашлись родственники Николая Ефимовича. Милана сообщила мне, что вскоре этот рассказ будет опубликован в газете "Новости недели". С нетерпением ждала я выхода в свет этой газеты, и 24 октября 2002 года в приложении "Семь дней" этот рассказ был опубликован. Надо сказать, Милана с большой любовью написала о своем учителе музыки.
Приведу несколько строк из ее рассказа: "...музыку он любил беззаветно, и частенько двор школы совершенно неожиданно заливали необыкновенные звуки, доносившиеся из его класса, и всё вокруг замирало, останавливалось. Все понимали, что как бы приобщаются к большому искусству и что, может быть,


больше никогда в жизни ничего подобного не услышат".

Фото: Семья Оксенгендлер
 Слева направо: Далила, Элькон, Ита (Нюня), Геся




Мне стало очень жаль, что не довелось быть знакомой с дядей, услышать его игру, его музыку...Не покидала мысль и о том, как тесен наш еврейский мир, и мы все в одной незримой связующей цепи. Обрадовало, что память об этом человеке сохраняется, хоть и нет в Израиле его потомков. Он с нами, Элькон Хаимович (Николай Ефимович) Оксенгендлер, человек трагической судьбы, одаренный, глубоко верующий, очень добрый! И он достоин, чтобы о нем вспомнили на родине предков.




Но моя мысль о том, что в Израиле нет его потомков, к счастью, оказалась ошибочной. Как оказалось, они есть! Они - это Александр Шевченко, правнук Элькона Хаимовича и внук Григория Оксенгендлеров, и сыновья Александра - Женя и Дани. Чтобы рассказать, как Александр нашел меня, придется возвратиться в прошлое, на сей раз - не столь отдаленное.




Моя тетушка жила на склоне лет в Харькове, была одинока. Моя мама жила в эти годы с моей семьей в Хабаровске, однако узнав о тяжелой болезни сестры, выехала в Харьков, несмотря на свой тоже уже довольно преклонный возраст. Последние полгода сестры провели вместе, мама и проводила свою старшую сестру в последний путь, да будет благословенна память о ней! Это произошло в 1985 году.




Мне же довелось распорядится оставшимся имуществом тети, проделав тот же путь из Хабаровска в Харьков. Среди вещей я обнаружила документы и фотографии ее семьи - в частности, три "похоронки" на Григория Оксенгендлера, пропавшего без вести в 1943 году, на  краснофлотца срочной службы Давида Оксенгендлера, погибшего 7 мая 1943 года, проявившего геройство и мужество и похороненного на поле боя. Были там и «похоронка» на Далилу Оксенгедлер, пропавшую без вести в 1942 году, и несколько их фотографий. Все это я взяла с собой в Хабаровск, а в 1991-м, репатриировавшись, привезла в Израиль. Здесь я записала их имена в "Яд ва-Шем", а спустя годы, узнав через газету "Еврейский камертон" о том, что энтузиаст Александр Заславский создает электронную "Книгу Памяти" о наших соплеменниках, погибших на фронтах Второй мировой, направила и ему документы и фотографии семьи Оксенгендлер. И вот через несколько лет, в век интернета это сработало. Именно благодаря Александру Заславскому Александр Шевченко, внук Григория Оксенгедлера, нашел меня. Мы очень благодарны Александру Заславскому за осуществление великого дела, низкий ему поклон!