3. Глаза зверей

Таис Никольская
2.Ушастик
по ссылке:
http://proza.ru/2023/09/07/1504

«Если звёзды зажигают,значит это кому-то нужно»
( Владимир Маяковский )


3.Мамины тайны.


«Но почему ты мне об этом раньше не рассказывал? С того самого момента как пропал, прошло так много месяцев...»
Мои мысленные возмущения и сокрушения летят в пустоту.
 Столько времени мы изучаем окрестности старого Клина вместе с Ушастиком,а он только сейчас пытается  объяснить,куда исчез.

 Благодаря моей поддержке Ленка заработала «четверку» за контрольную по математике.
Сияет как изделие из  легированной коррозионностойкой стали( на это предмет я как-то полюбопытствовал) стало интересно из чего состоят наши кастрюли.
Ленка только что ушла и мама вновь задерживается.

Ушастику от этого мира ничего не нужно было.
Он обходился без математики,квантовой физики,философии и психологии.
Он не наблюдал за звёздами,потому что не знал что они-звёзды.
Он изначально принял мир таким какой он есть.
Со всеми его деревьями, облаками,травой,дождём и снегом.
Но в тоже время,не имея никаких человеческих знаний,он мог предвидеть опасности от последствий природных катаклизмов.
Кошки способны предчувствовать землетрясение,цунами ,шторм.
Все самые непредсказуемые явления.
Любой человек  беспомощен перед стихией Не получив  предупреждения никто не успеет спастись.
Вот ведь,живут  отшельники вдали от цивилизации,не задумываясь ни о чем как это было прежде, а тем паче-после.
«Знания множат скорби»- говорила покойная бабушка.
Выбирая из массы информации что-то важное для себя,люди обнаруживают в себе непримиримость к выбору других, а если приоритеты не совпадают,происходит внутреннее разобщение.
И сейчас уже становится сложно найти общее в переполненном информацией мире.
Всё идёт к тому что каждый стремится  замкнуться в своем личном пространстве,создав себе  уютный образный мирок.
Одиночество в «Кибервселенной» не за горами.
Вселенная существует независимо от наших желаний и знаний о ней.

Я читаю новости астрофизики:
«Астрономы обнаружили посреди Млечного Пути около тысячи расходящихся во все стороны загадочных нитевидных структур,простирающихся от галактического центра на сто пятьдесят световых лет в виде тонких вертикальных полос — филаментов. Есть нити одиночные и парные. Расположены они примерно на одинаковом расстоянии друг от друга,подобно струнам арфы
Учёные все больше узнают о центре нашей Галактики. В частности, выяснилось, что сама черная дыра практически неподвижна,а окружающее ее газовое облако вращается очень быстро,почти со скоростью света. И это вызывает постоянное излучение».

«Если звёзды зажигают,значит это кому-то нужно»
Даже зная об этом мы не способны повлиять на что-либо как и муравьи на постройку новой трассы,у них никто не спрашивает разрешения.
Несомненно,у животных есть связь с космосом,(о котором мы по сей день ничего не знаем) Взять хотя бы вибриссы Ушастика ,те же самые антенны,как  они работают знает только сам кот,он ведь не делился ни с кем своими ощущениями.
Прикосновение к вибриссам вызывает у кошек не только стресс,но и физическую боль,но об этом никто не задумывается,а сами животные не умеют жаловаться,они вынуждены терпеть.
У некоторых из них глаза устроены сложнее и  различают больше цветов нежели люди.
Например рак-богомол.
Возникает вопрос :
Зачем?
Не для того же чтобы картины не писать!
Можно пытаться изучать этот мир,а можно принимать таким как есть и просто жить как это делает Ушастик.
Находить полезные травки ,если что-то в организме не так,теплые местечки,когда холодно и спать.
Что видят во сне животные -тайна.
А эти глаза с вертикальными зрачками?
Есть информация:
«Зоологи выяснили, что форма зрачка животного безошибочно выдает его экологическую специализацию – вертикальными зрачками обладают хищники,в том числе и домашние кошки, ведущие охоту из засады, горизонтальными – травоядные животные, а круглыми – собиратели и охотники-«спринтеры» и это  ни о чём мне не говорит.
Никто не знает что скрывается во взгляде Ушастика,его мысли и о его интуитивной связи с внешним миром.
Вот ему точно гадалки и прорицатели не нужны.
Он живёт вне времени ,ничего не зная о его существовании.
И не думает о количестве прожитых дней и о том,что будет после смерти.
Когда я смотрел на Ушастика,мне его глаза казались бездонными золотыми океанами в глубине которых обитают  загадки,проникнуть  значение которых ни у кого  нет возможности.
Мы обо всем имеем поверхностное суждение,не зная сути,неполные знания искажают взгляд на мир.
В отличии от меня у Ушастика он целостный,не разбитый на собственные предположения и внешние противоречивые  знания переданные через поколения,которые имеют тенденцию меняться со временем.

А во дворе тихо и методично отбивает древний шотландский танец «рил», дождь.
Я смотрю как в лужах расходятся круги от капель ,выглядывая во двор из двери подъезда.

Помню,когда кран в ванной сломался и редкие капельки медленно и монотонно падали в раковину,
Ушастик мог часами наблюдать за ними.Я удивлялся как у него не болит голова и не устают глаза,от бесконечных движений вверх-на кран и вниз - на падение воды.
Я конечно же и сам люблю море,его можно разглядывать бесконечно, ничего не делая при этом просто прислушиваясь к шуму прибоя.

Я накидываю капюшон куртки на голову и бесцельно иду по дорожке вперед от входа. У торцевой стены нашего дома(там где расположена ниша и нет окон),вижу парочку под зонтом.
Это мама увлеченно разговаривает с  мужчиной,она видна мне  со спины,собеседник занят рассказом и меня не замечает.
Они смеются что-то  обсуждая при этом.
Быстренько ретируюсь,убегая  домой,это хорошо что они  не успели меня заметить.
В то время как я прячу мокрую куртку в нишу,из прихожей уже доносится звук поворота ключа в замочной скважине.
Входит мама,моет руки и включает газ,разогревает пюре и котлеты.Чайник уже закипел и она зовёт меня ужинать,на сей раз ничего не объясняя,зная что я спрашивать не буду.
-Котик,все готово
Мамины волосы слегка влажные , в капельках росы и сейчас она кажется мне особенно красивой,какая-то особая радость придаёт
 необъяснимое сияние её взору.
Похоже мои опасения не напрасны.

Я почти засыпаю,все эти мысли так утомительны.
Интересно,кто же донес о том что под пенькой спрятаны сундуки?
Ясно что те же самые  «ближние» с которыми зачастую так сложно обрести мир ,никто кроме них не знает так много.
Ушастик кажется немного подрос,в этот раз он выглядит солидней и  внушительней.
Как обычно мы проходим незамеченными через двери,с заднего двора мимо челяди.
Среди поваров своя целая иерархия «Сытный двор»  которой правит назначенный царём Молявин (по прозвищу -
«Молява»)
В это время боярина Вельяминова уже допрашивает
Малюта Скуратов.
В большом зале в центре за главным столом восседает царь
,столы ломятся от щедрых угощений.
Среди жареных лебедей и журавлей с пряной зеленью,рассольных петухов с имбирём ,рябчиков со сливами и  павлинов с распущенными веерами хвостами под шафраном,видны  осетры и севрюга с огурцами.
В середине огромное блюдо с мясом рыси,тут же пироги и блины
со всевозможными начинками.
Слуги разносят ковши и кубки с медом на выбор:  вишневый и черемуховый и можжевеловый,а также заграничные вина:
«мушкатель и рейнское»

Ушастик восторженно глядит на меня :
Здесь одних блюд здесь не менее полусотни.
Лично у меня обилие еды не вызывает никаких эмоций.

По правую руку от царя расположились именитые бояре,послы и знатные гости.
Ближе всего к нему сидят  священнослужители,опять же чередуясь по сану.
Вносят тушу на вертеле, затем разнообразные супы ( в те времена они предназначались «на третье»)
Царь,по особенности состояния здоровья,почти не ест,зато зорко наблюдает ,присматривается.
Сам государь если и пьёт,то только за здравие кого-либо из присутствующих.
Ему подают исключительно зелёное-хлебное вино,он громко произносит заздравный тост и слегла пригубив из затейливого кубка.

Стольники в парчовых расшитых золотом кафтанах доставляют все новые и новые блюда,они выходят попарно,низко кланяясь.
Вот пара слуг в синих узорных кафтанах,отвесив присутствующим поясной поклон покидает зал и мы следуем за ними:

-Завтра поди казнь, собирался учинить, - рыжий шепчет напарнику.
-Помалкивай,не наше то дело,глянь,со всех сторон  уши растут.
Они направляются к кухне.
И мы покидаем царский двор.

Один из перевалочных пунктов торговой флотилии Вельяминова находился в селе Клин и потому лесные окрестности ему хорошо известны. Тайная поклажа на тот момент была надёжно скрыта, а сам боярин занемог по причине  простудной болезни,до самой казни так и не признавшись ни в чем.
Ни мешков ,ни сундуков царские «кромешники», устроившие резню в поселении по приказу рассверепевшего Грозного не нашли .Перевернув все вверх дном всё они заодно «перетрясли» посадских жителей,а само село спалили,отчего и тайна сгинула под пепелищем,меж тем как войско царя отправилось дальше.

-Так что же там было?спрашиваю я Ушастика.о продолжении истории его исчезновения
-Сначала я увидел девочку она на вид казалась постарше мальчика,тот ростом ниже тебя,дети громко спорили:
"-Зачем ты вообще притащил попугая в лес?
-Потому что он тоже хочет на природу.
-Так его из клетки нельзя выпускать,он умрет с голоду.Чик уже привык что в кормушке постоянно есть корм,а в поилке-вода.
Он по другому своей жизни не представляет.Что ему теперь есть в лесу?Корм на дереве не растёт,он может отравиться,если начнёт пробовать неизвестную пищу.
- Ты во всём сам виноват,из-за тебя Чика погибнет!
-Прекрати орать,давай поищем,я и сам не знал что так будет,я думал он вернётся в клетку.
-Нашел дурака.Пусть мама тебя ругает.
-Инночка,пожалуйста,не уходи,мальчик шмыгает носом.
Она резко берёт его за руку ,
-Пошли!
-А как же клетка,как же
теперь Чика!
-Я итак из-за тебя два часа здесь бегаю,раньше надо было думать.Улетел наш Чика,в широкий мир! Она машет руками,изображая крылья. -Забудь,оставь клетку она не нужна,мама сказала больше попугаев не будет,это первый и последний!
А это ведь ты выпросил купить,да?!-она сердито смотрит на брата .
-При этом ты его ни кормил,не поил,не убирал,занималась этим всегда мама.А ей это надо?
Они уходят,в сторону дома где живут работники оздоровительного санатория,здание которого расположено поблизости.

-И чем же тебя удивило это место?-успеваю спросить я,мы сидим на пустой лавке рядом с храмом, там сейчас безлюдно, в этом мире приблизилась ночь.Тонкий срез месяца завис над крышами деревянных домов , изредка лают собаки,а снегу постепенно исчезают синие тени.
-Едва дети отправились домой я увидел за деревьями странное свечение,похожее на дымку или туман зеленоватого цвета,казалось он вытекает,невысоко поднимаясь над землёй,тонкой змейкой.
Я вначале не решался подойти поближе,но любопытство пересилило  страх.
Как только я приблизился туман окружил меня кольцом и я почувствовал что не могу двигаться .
Не то,чтобы пошевелится,я вообще не мог сделать ни малейшего шага.
Хорошо что осталась  возможность дышать и думать.
Кольцо медленно смыкалось а я при этом ощутил себя полностью парализованным.«Это ловушка» успел догадаться я,но было уже поздно,когда я понял что не в силах изменить что - либо.
Вокруг меня и над головой появляется слабое сиреневое свечение и меня куда-то повлекла неведомая сила.
 Тут же откуда- то пришла догадка "Наверное Чика сумел освободится и вырваться из плена,он ведь не так низко летает,а этот дым высоко не поднимается.Вот почему у него повреждено крыло"
Это была моя последняя мысль когда я против своей воли оказался во власти ужасного ветра.Подобно потоку он уносил меня в неизвестном направлении, слышен был только слабый треск,неприятно искрилась, покалывая все тело моя наэлектризованная шёрстка.
-И ты это не предвидел?
Как же твоя интуиция,не сработала,сбой в системе?-
рассмеялся я.
-Вовсе не смешно.Природа это то,что свыше, даются подсказки ,потому что мы в отличии от вас не имеем синоптиков,приборов и приспособлений.
А здесь произошло нечто совершенно иное.
 
Я открываю глаза и вижу маму.
-Костик,вчера еле отыскала твою куртку,ты гулял под дождём?
-Немного
-Сегодня я жду гостя.
-Ты выспался?
Выходной день,воскресение ,Ленка не придёт,все вчера сделали.
Мама уходит в свою комнату,я заглядываю к ней
Нежно-голубого цвета потолок и в тон ему полупрозрачные занавески.
«Запах неба»-таков аромат маминых новых духов в белой коробочке напоминающей облако.
Это особая свежесть,не имеющая ничего общего с травами и листьями и лёгкость не свойственная морским ароматам.
Сиреневое постельное белье ,тумбочка,шкаф с зеркальными дверцами ,торшер,на спинке стула аккуратно развешаны юбки,на его сиденье стопка джинсов.
Женщины любят когда одежды много,они верят что она способна изменить их облик.
Я этого почти не замечаю,главное выражение маминых глаз,интонация её голоса-для меня это и есть главная основа её образа.
Никакой оттенок и никакая  форма одежды на это повлиять не способны.

На завтрак пирожки с  различными начинками:
капустой,картошкой,яйцом и яблоками,сыр,колбаса, варенье из слив с лимоном,шоколадный батончик.

Мама моет посуду затем готовит угощение для неведомого гостя.
На столе натюрморт: фиолетовые баклажаны,красные и жёлтые перцы,оранжевая морковь,мелкие помидоры "сливки",листья салата "айсберг",укроп,лук,лимон, сыр,рыба.
-Котик, все в порядке?
Она касается губами моего лба, это такой особый способ проверить мою температуру.

После обеда появляется гость,его приход сопровождает резкий шипровый запах одеколона,в руках большой букет алых роз.
Перед его приходом я успел пообедать.Занимаюсь чтением,Ленкина книга не плоха по содержанию,но меня больше интересует боярин Вельяминов,поэтому переключаюсь на поиск соответствующей  информации. 
О Никите история умалчивает,зато о нраве царя отзывается не лестно:

«И потом аки чюжая буря велиа припаде к тишине благосердиа его. И невем како превратися многомудреный его нрав на нрав яр. И нача сокрушати от сродства своего многих. Еще ж и крамолу междоусобную возлюби. И во едином граде едины люди на другая пусти, и протчия опричнины нарече. Другая же собствены себе учини».

В Опричнину погибло около четырех тысяч,(но и это составляет приблизительное число населения города того времени).Для сравнения: в Англии шестнадцатого века только за бродяжничество повешено около девяносто тысяч человек.

В повести о разгроме Иваном Грозным Великого Новгорода, последовавшем после казни боярина Никиты сказано : "како казнил он Великий Новъгород, еже оприщина и разгром"

Прознав по непроверенным слухам о желании новгородцев во главе с архиепископом Пименом предаться польскому королю Сигизмунду-Августу,царь собрал опричное войско.
Предъявив обвинения духовенству при встрече на Великом мосту через реку Волхов,Грозный силой изъял владычную казну,ценную церковную утварь, пыткам подверглись все подозреваемые жители,то что нельзя было увезти сжигали,опричники ломали в домах ворота и окна,топили в Волхове,«раздевали и терзали неисповедимыми», убивали ручным усечением и с пищали жителей и скот.
В то время Клин утратил стратегическое значение,жители занимались плетением корзин и лаптей,добывали дёготь,ремесленники изготавливали колёса и дуги,занимались гоньбой,извозом а также изготовлением медных и стеклянных украшений,
Тогда же и Клин пострадал от беспощадных методов дознания царских опричников.

Мама и гость разговаривают очень тихо.
Мужчина тот самый,который в прошлый раз стоял под её зонтом,ростом он немного выше её,сероглазый.
Ничего отталкивающего и раздражающего в нём я пока что не обнаружил.
-Необходимо время,чтобы привыкнуть,- видимо отвечая на его вопрос, прощаясь добавляет мама.
Игорь(оказывается его так зовут),громко пожелав всем доброго вечера уходит.
Я одеваю куртку.
-Ты далеко?- интересуется мама
-Во двор.
-Надолго?
-Пять минут.
-Хорошо,иначе я пойду тебя искать.
-Не надо.
Просто я не переношу этот запах одеколона,мне хочется подышать свежим воздухом.
На втором этаже,на лестничной площадке, в розовой цветной простыне через плечо, курит Ленкин отец.
Он явно не в себе,важно поправляя край махровой"тоги"(являющейся по сути банным полотенцем),протягивает мне руку,представляясь:
-Апполон!
По этой причине я вынужден срочно вернуться назад,на свой этаж.
-Ты молодец,быстро!- радуется мама.
-Ленкин отец.
Она смотрит на меня и догадывается:
-Ясно,он пьян,- вздыхает  по пути в свою комнату.
 

Продолжение -

4.В небыль из небытия
по ссылке:
http://proza.ru/2023/09/12/19