СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
(Из книги "Наследие ботаников в Казанском университете. Т. 3. Евгений Леонидович Любарский: по страницам биографии / редактор С. В. Федорова. Казань: Казанский университет, 2021. 202 с.)
Биографическая справка заслуженного профессора Казанского университета Евгения Леонидовича Любарского, написанная на основании исследования 48 источников опубликована в книге «Наследие ботаников Казанского университета / редактор С. В. Федорова. Казань: Казанский университет, 2021. Т. 2. Евгений Леонидович Любарский: биографо-библиографический комплекс 128 с.». Справка описывала череду событий, интриговала недосказанностью подробностей, а в некоторых местах, вызывала ощущение того, что за чередой событий стоит не реальная жизнь, а вымысел. Кроме того, и иллюстрации к разделу остались загадочными. В данной книге произведение самого профессора в жанре мемуары опровергло подозрение и недоверие ко мне как составителю биографической справки, а завесу загадочности откроет набор эссе в следующем разделе «Иллюстрации»
Особенности жизненного уклада Советской семьи учёного-лесовода и лесозащитника, со всей страстью погружённого в свою профессию и дело, через воспоминания о пережитых событиях и обстоятельствах детства и отрочества с 1928 по 1948 гг. возникают в воображении после прочтения произведения Е. Л. Любарского «Начало пути». Дети войны, которые росли и вдалеке от фронтовых рубежей, отличались самостоятельностью в принятии решений, трудолюбием, не притязательностью к бытовым условиям и к пищи. За ними не было постоянного родительского надзора. Родители им доверяли, смирялись с их выходками, и у них не было ни времени, ни энергии на долгое беспокойство из-за опасных ситуаций, которыми пронизана жизнь в дальневосточной тайге.
Особенности уклада студенческой жизни, детали учебного процесса, организация студенческого быта, общественной, спортивной и исследовательской деятельности в середине ХХ века в СССР на примере Казанского университета возникают в воображении после прочтения произведения Е. Л. Любарского «Начало пути». Это так же, как и в произведении его прадеда врача-писателя И. В. Любарского «Воспоминания о Харьковском университете 1850–1855 гг.», была описана жизнь студенчества середины XIX века. Эти два произведения позволяют оценить существенные изменения в системе образования и неизменные принципы, характеризующие студента как элемента социума. В этом есть преемственность поколений в семье Любарские.
Будущему студенту середины XXI века коллектив, работающий над реализацией проекта «Наследие ботаников в Казанском университете» передаёт эстафетную палочку. И надеется на продолжение истории.
Преодоление разных испытаний с самого раннего возраста, которые предложила Евгению Любарскому жизнь, зарождение в сердце молодого человека глубокого чувства, рождение молодой семьи, которая не разрушилась и через 50 лет – это предпосылки успешной карьеры будущего выдающегося деятеля науки.
По достижении определённого горизонта в социальном устройстве человек получает право обнародовать те факты биографии, которые он посчитает полезными передать будущему поколению и не только родственников. Также как опыт его экспериментов, результаты научного исследования, методология исследования, его воспоминания, переживания, ощущения, мысли и обстоятельства жизни интересны многим. И скрывать всё это неразумно. Лучше самому о себе рассказать на страницах книг, и тем самым предотвратить несуразицу.
Имена профессоров Казанского университета Михаил Васильевич Марков и Владимир Исаакович Баранов и других преподавателей, которые взаимодействовали с Евгением Любарским в годы его студенчества и работы над диссертацией, своей научно-практической деятельностью и произведениями прославили «Казанскую ботаническую школу» и через педагогическую деятельность передали ему эстафету.
Имена студентов и аспиранта Казанского университета Борис Михайлович Миркин и Юрий Захарович Кулагин, которые взаимодействовали с Евгением Любарским и встречаются на страницах его произведения, связали свою профессиональную деятельность с другими учреждениями и тоже стали выдающимися учёными.
Работы по инвентаризации степных ландшафтов с целью разработки рационального плана эксплуатации степей в связи с традицией кочевого скотоводства продолжаются, но уже в соседней Монголии. В XXI веке аспирантка профессора Евгения Леонидовича Любарского Уртнасан Мандах продолжает то, что было проведено в Бурятии, в том числе студентом Евгением Любарским в середине XX века, но с применением инновационных технологий по картированию местности. Она сама заместитель руководителя Международной комплексной экспедиции по деградированным пастбищам в Институте географии и экологии Монгольской Академии наук. Благодаря ей я смогла лично поучаствовать в одном из этапов этой экспедиции в Центральной Монголии летом 2016 г. Меня интересовали популяционные аспекты доминантов степных пастбищ с разной стадией антропогенной нагрузки. Я также не осталась равнодушной к несовершенной методологии определения стадии дигрессии степи, разработав концепцию «Модель определения стадии дигрессии растительности степи» на основе концепции «Полицентрическая модель растения».
Светлана Федорова, Казань, 14 сентября 2021 г.