Ильинский казачий скит на Афоне

Новосельцев Григорий Петрович
6. История Ильинского казачьего скита на Афоне
 
Скит св. пророка Илии на Святой Горе Афон основан был в 1757 г. Его основателем является один из известнейших отцов нашей Церкви преп. Паисий (Величковский), известный во всем православном мире как выдающийся делатель «Умной молитвы» и переводчик святоотеческих творений, возродивший традиции православного старчества не только на Святой Горе, но и в Румынии, России, Украине и других странах. Посему на биографии этого великого подвижника и старца необходимо остановиться немного подробнее.
Паисий (Величковский) родился в Украине, в г. Полтаве, в 1722 г. в семье казачьего соборного протоиерея о. Иоанна Величковского и был наречен в св. крещении Петром. Оставшись четырех лет от роду без отца, он был воспитан матерью и братом, также священником гор. Полтавы. С малого возраста Петр очень полюбил чтение книг, особенно творения св. отцов Православной Церкви. Книги читал он «ненасытно», как повествует его жизнеописание, и с тринадцати лет уже почувствовал стремление к монашеству. Поразив киевского Архиепископа Рафаила необычайными своими способностями, Петр был принят в Духовную Академию, в коей и пробыл 4 года. Отсюда уходит он сначала в монастырь г. Любеча над Днепром, что на Черниговщине, а затем переходит в Медведовский Николаевский монастырь, где принимает постриг в рясофор с именем Платона. Через некоторое время Платон переходит в Киево-Печерскую Лавру, а оттуда в Валахию в пустынный скит Трейстины.
Однако и там он продолжает искать уединения и, наслышавшись много о святой Афонской горе, будучи 24 лет от роду, Платон прибывает на святую Афонскую гору и поселяется в кельи Кипарис на земле, принадлежащей греческому монастырю Пантократор.
На 28 году жизни Платон Величковский постригается в мантию с именем Паисия и продолжает жить в пустынной кельи на св. горе. Постепенно вокруг него собираются послушники, прослышав о его богоугодном образе жизни, и в скором времени в кельи собралось 8 человек, помещение для коих оказалось крайне малым. О. Паисий переходит в другую келью - св. Равноапостольного царя Константина, где по принуждению братии принимает священнический сан и становится настоятелем небольшой монашеской общины.
Однако со временем и эта келья оказалась недостаточной для все увеличивающегося числа братии. И о. Паисий выпрашивает другую ветхую келью от того же монастыря во имя св. пророка Божия Илии, где с разрешения монастыря и благословения Святейшего Патриарха Серафима основывает скит во имя св. пророка Илии. Немедленно по переселении на новое место о. Паисий начинает постройку церкви, трапезы, братских келий и других построек, причем сам усердно трудится с братией.
Одновременно о. Паисий вводит в скиту полный порядок по чину святой горы, приучая братию скита к труду и молитве. Примером монашеской жизни всегда был сам блаженный о. Паисий. Днем он делал ложки, а ночью переводил религиозные книги с греческого на церковнославянский язык. Вся жизнь его проходила в трудах и бдении. Смирением, кротостью и любовью ко всем о. Паисий вскоре снискал у всех уважение, и многие избрали его своим духовником, в том числе и Святейший Патриарх Серафим, живший тогда на покое на Святой Горе.
Службу, особенно Божественную литургию, о. Паисий совершал не только в скиту, но по приглашению во многих афонских обителях, неспешно и благоговейно со страхом Божиим. Благодаря всему этому, слава о святой жизни о. Паисия прошла далеко за пределы святой горы и к нему со всех сторон продолжала стекаться братия с просьбой принять их в новоустроенный Ильинский скит. Вскоре в скиту собралось более 60 чел. и возникли трудности не только с помещением, но и с питанием такого количества братии, т. к. средств скит не имел, а пожертвования из России в те времена почти не поступали по причине частых турецких войн.
Посему о. Паисий решил оставить Святую Гору и переехать в Валахию, где он надеялся получить просторный монастырь, в котором бы могла поместиться вся братия, к нему собравшаяся.
И в 1763 году старец Паисий, забрав с собою 64 человека, переселяется в Валахию. В скиту остается только 17 человек, могущих прожить своими трудами. Покидая Святую Гору, о. Паисий предсказал, что со временем в скиту будет другой Паисий, при котором скит возвеличится, устроится и прославится. Это и сбылось.
Прибыв в Валахию, о. Паисий получает в управление монастырь, сначала Драгомирна, а потом Нямецкий. Тут он вводит афонский устав и порядки, отлично расширяет обитель, в коротком времени снискал любовь и уважение всего окрестного населения и в 1790 году возводится в сан Архимандрита.
Отдав всю жизнь на служение Церкви, блаженный Паисий после краткой болезни мирно отошел ко Господу 15 ноября 1794 г. на 72 году жизни и был похоронен в соборном храме Нямецкого монастыря.
В историю Православной Церкви о. Паисий Величковский вошел, как известнейший переводчик святоотеческих писаний с греческого языка на церковнославянский. Над переводами он трудился буквально всю жизнь до самой кончины. Им переведены почти все значительные книги Православной Церкви, в том числе Добротолюбие, сочинения святых Исаака Сирина, Варсанофия Великого, Максима Исповедника, Феодора Студита, Григория Паламы и др. Кроме того, о. Паисий исправил множество предыдущих переводов, таких как св. Макария Великого, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова и др. Также о. Паисий оставил множество и собственных творений, весьма душеполезных и поучительных.
Расширение Скита. Казаки. Паисий II
Не смотря на отшествие блаженного Паисия из Ильинского скита на Афоне, последний и далее продолжал пополняться монашествующими. Это были преимущественно бывшие запорожцы, черноморские и задунайские казаки, которые разновременно приходили на Святую Гору и поселялись в скиту. Посему в коротком времени почти все население скита состояло из казаков, пришедших на Афон в поисках Небесного Отечества. О жительстве их тут можно удостовериться из хранящейся до сего времени в ризнице книги, в которую записывались пожертвования на скит, а также из надписей, имеющихся на отдельных вкладах от них. Например, на большом Евангелии в серебряной позолоченной оправе; на чаше серебряной, тоже позолоченной; на втором малом Евангелии и других предметах.
Нет также сомнения, что вся ризница скита старой превосходной парчи, а также плащаница, вся шитая золотом с драгоценными камнями и жемчугом, есть также вклад тех же казаков. Более того, соборная церковь св. пророка Илии принадлежит к тому же времени и была построена иждивением тех же черноморских казаков. Ее постройка была закончена в 1806 г., о чем свидетельствует надпись на мраморной плите, вложенной в стене южной стороны алтаря собора.
Настоятелем в скиту после о. Паисия Величковского был сначала Архимандрит Варлаам, затем Хаджи Афанасий, Архимандрит Товия. При них скит продолжал увеличиваться и расстраиваться. Благодаря наплыву братии, построенные ранее помещения оказались недостаточными. Братия выходят и за пределы скита, селятся в небольших домиках-кельях по два-три человека вместе. Тут они занимаются трудом и молитвой, и только по воскресеньям и в праздники сходятся в скит на соборное правило и общую трапезу.
В этот период скит не испытывал недостатка в средствах. Таковые поступали стараниями задунайских казаков от рыбной ловли в реке Дунай и от Черноморского войска. Казаки не оставляли своих попечений о ските и далее. Они заботились не только о пропитании братии, но и об украшении обители. Так иждивением казаков была построена церковь во имя Пророка Илии. Над дверями собора есть мраморная доска, на которой хорошо читается надпись о том, что «мраморный помост и порта были устроены старанием Схимонаха Иоанна Чернышева подаяниями же российских ктиторов и благодетелей Войска Черноморского, разных господ честных казаков 1819 г. мая 21 дня».
К сожалению, с начала 1820 г. скит опять приходит в запустение. По случаю греческого восстания 1820 г. турки мстили грекам за поднятое восстание и, конечно, досталось и русским, т. к. для турок все христиане были одинаковы. Часть братии вынуждена была бежать в Валахию. В скиту осталось только 8 чел. и то преимущественно скрывавшихся в лесах и неприступных ущельях от турецкого гнева. Только в 1830 году возвращаются иноки в Ильинский скит. Тут они застали разрушение и обветшание. Понемногу все приходит опять в порядок, ремонтируется и отстраивается. Активное участие в восстановлении обители принимали участие бывшие запорожские казаки, переселившиеся после запустения Запорожской Сечи на берега Дуная. Из них преимущественно и пополнялась братия.
В этот период в скиту происходит печальное противостояние между великороссийскими и малороссийскими иноками. Наиболее подробно оно описано в воспоминаниях насельника обители о. Игнатия под названием «Историческое описание русского св. славного пророка Илии скита, что на Афоне» (М., 1860 г.). В результате случившегося печального инцидента монахи-великороссы в 1837 г. попытались изгнать из Ильинского скита монахов-малороссов, хотя последних и было большинство.
Изгнанная братия вынуждена была переселиться в монастырь Пантократор и подать жалобу на великороссийских собратий в Протат Святой Горы. Последний пытался примирить обе враждующие партии, но безрезультатно. Дело дошло даже до того, что по обвинению в растрате скитских денег игумен о.Павел был судим Протатом и одно время находился под надзором в монастыре Пантократор. Споры длились до 1839 г., когда решением Протата великороссийские братия перешли в Пантелеимонов монастырь, после чего Ильинский скит вновь перешел к малороссиянам.
На то время на Афоне великороссийских иноков было около 50, тогда как малороссийских более 100.
Как писал в своих записках инок Порфирий (Агеев), посетивший скит вскоре после тех событий, богослужение в нем совершалось чинно, неотменно с киевским напевом…
В 1845 г. скит посетил Великий Князь Константин Николаевич Романов, где и остановился на ночлег. По его признанию, Ильинский скит поразил его “своей малороссийской опрятностью”. После посещения великим князем малоизвестный скит получил большую известность во всей Российской Империи.
Ильинский скит на Афоне
Новое возрождение обители началось после избрания в 1841 г. игуменом скита о. Паисия II - уединенного отшельника, подвизавшегося в Кавсокаливии на Афоне. Родился он в Бессарабии, с малых лет удалился в монастырь, где был пострижен в монашество в возрасте 17 лет и переведен в архиерейский дом, сначала на должность иподиакона, а затем иеродиакона и иеромонаха.
Однако он тяготился жизнью в городе и в 1838 г., уволившись из епархии, поселился на Афоне в вышеназванной пустынной местности.
Сюда в 1841 г. к нему явились посланцы Ильинского скита с просьбой принять место настоятеля и управлять скитом. Трижды отказывался о. Паисий от предложенной ему чести, опасаясь трудностей. Но в конце концов согласился и был поставлен настоятелем Ильинского скита. Переехав в скит и видя в этом промысел Божий, о. Паисий Второй принялся деятельно за устройство обители. При нем в первый же год была вполне закончена и освящена церковь во имя св. Митрофана Воронежского чудотворца, заложенная еще о. Аникитою (Ширинским-Шихматовым). Приведены в порядок монастырские постройки. Был построен новый корпус с 15 кельями.
Немало забот было им положено на восстановление внутреннего порядка и отправления церковной службы. После посещения в 1845 г. обители Великим Князем Константином Николаевичем он получает большую известность не только на Афоне, но и в России. Начинается приток новой братии, средств и о. Паисий Второй смог продолжать расширение и восстановление скита.
Уже в 1846 г. был построен большой двухэтажный корпус, где были устроены пекарня, кухня, приемные покои для гостей и 18 келий.
В 1847 г. выстроен еще один корпус для канцелярии и 10 монашеских келий. Была выстроена каменная ограда, еще один двухэтажный корпус с колокольней вышиною в 23 метра. В течении семи лет все почти постройки скита были перестроены. Заложены две новые церкви во имя св. Николая Чудотворца и Архистратига Михаила. Выстроена была больничная палата и кельи для дряхлых монахов.
Одновременно проделана огромная работа по расчистке земли под огороды и виноградники, засадку садов и других деревьев. Скит превратился в цветущую обитель, не отстававшую от прочих старых афонских монастырей.
За свои заслуги о. Паисий был возведен 3-го августа 1868 г. в сан Архимандрита.
Долголетние труды и заботы подорвали здоровье о. Паисия. С начала 1871 г. он начал болеть и в воскресение 5 сентября преставился на вечный покой. Редко можно было встретить в одном человеке столько добродетелей, как в лице о. Паисия II, настоятеля Ильинского скита и, по сути, его основного строителя. Горячая вера, любовь к Богу, доверие и простота в отношении к людям, высокие хозяйственные качества сделали его одной из известнейших личностей на Афоне. А за его тридцатилетнее управление скит превратился в известнейшую обитель далеко за пределами Афона. Еще при жизни он был порадован многими знамениями и даром предвидения.
Дальнейшая история Скита
После кончины о. Паисия II Скит представлял из себя уже благоустроенную и благоукрашенную обитель. Новым настоятелем был избран вначале иеромонах Киево-Печерской Лавры Гервасий, позднее иеромонах о. Андрей и по кончине последнего иеромонах Ахтырского монастыря Харьковской губернии о. Товия. При этих настоятелях скит продолжал обустраиваться. Построен был новый корпус за пределами скита для новых иноков и рабочих, а также начались работы по перестройке главного собора, который обветшал в силу бывшего на Афоне землетрясения и нуждался в расширении, благодаря увеличению монастырской братии.
Однако главным строителем этого нового собора был уже Архимандрит Гавриил, сменивший ушедшего на покой в свой Ахтырский монастырь о. Товию. О. Гавриил был уроженцем Киевской губернии и происходил из бедной крестьянской семьи. Во время посещения Киева он почувствовал влечение к монашеству и поступает в число братии Феофановой пустыни около г. Киева.
Во время путешествия по святым местам о. Гавриил останавливается на Афоне. Наиболее понравился ему здесь малороссийский Ильинский скит, где он и остается до конца своей жизни. В 1887 г. братия скита избирает о. Гавриила настоятелем, а в 1891 г. он был возведен константинопольским патриархом в сан Архимандрита. Преодолев немало препятствий, о. Гавриил заканчивает постройку еще одного большого корпуса для братии. В 1899 г., предварительно собрав средства для того необходимые во время поездки в Россию, он начинает перестройку собора.
Сооружение собора было делом не легким, т. к. надо было сначала расчистить место, положить новые прочные фундаменты, докопавшись до твердого грунта. Однако все трудности были преодолены и в 1900 году в июне состоялась торжественная закладка нового собора в присутствии многочисленного духовенства и гостей. Началось строительство нового, огромного по тем временам, храма. Для него требовалось не мало средств и стараний, если особо принять во внимание, что большинство работ делалось вручную. Доставлять камни и мрамор для строительства приходилось с помощью ручных тележек через глубокий овраг.
О. Гавриил однако не ограничивается постройкой собора. В г. Одессе им было выстроено огромное подворье Ильинского скита и трехпрестольный храм при нем. Отстроены также помещения со всеми удобствами для паломников, едущих из Одессы к святым местам - в Палестину и на Афон. В самом скиту отстроен еще один новый корпус для братии, сооружены две цистерны для запаса воды, выстроены новые стены на виноградниках и огородах. Созданы и расширены подворья скита в г. Таганроге и станице Новониколаевке в области Войска Донского.
К сожалению, все эти заботы подорвали слабое здоровье о. Гавриила, и в 1901 г. в октябре месяце Архимандрит Гавриил скончался во время пребывания в ст. Новониколаевской, и был похоронен в Храме Ильинского подворья в Одессе.
По смерти о. Гавриила настоятелем скита был избран о. Максим, состоявший до того иеромонахом скита и помогавший до этого предыдущему настоятелю в делах по управлению обителью. При о. Максиме, возведенном в сан Архимандрита скита весной 1902 г., число монашествующих увеличилось до 400 чел. Была выстроена больница и закончен постройкой новый собор, являющийся одним из значительных афонских храмов.
Сам собор имеет в длину 54 метра, в ширину - 48 м., а высота от пола до главного купола равняется 36 м. Весь собор сложен из дикого камня, очень прочного, снаружи чеканной работы, а своды выведены из бетона. Собор украшен семью главами, позолоченными, с шариками разных цветов. Над каждой главой возвышается медный крест. Все строение укреплено железными балками и сводами, чтобы предохранить его от возможных землетрясений и разрушения временем. Портик и колонки устроены из местного серого мрамора, а иконостас состоит из 4 ярусов.
В 1906 году в Ильинском скиту проживало уже около 500 монахов, по большей части из Украины, в связи с чем его по-прежнему называли «Ильинский малороссийский скит», хотя такое наименование и было условным. Официально скит считался русским, что отмечено во многих документах. Скиту принадлежали обширные сельскохозяйственные угодия и рыбная ловля на Дунае. Скитские подворья находились в Одессе, Таганроге и Константинополе.
Освящение соборного Храма состоялось в июне 1914 года перед началом Первой мировой войны.
Начавшаяся война, а особенно последовавшая за ней богоборческая революция в России в 1917 г., к сожалению, очень отразились на положении скита. Прекратился почти совершенно приток паломников. Средства с Родины не поступали. Большие и благоустроенные подворья в Таганроге, Одессе и Новониколаевке были конфискованы и разрушены.
Хотя юридически иноки скита были автоматически приняты в греческое подданство и получили охрану и опеку православного государства, этот послевоенный период можно отнести к одной из печальных страниц всей истории скита.
Дело в том, что греческие власти, опасаясь проникновения на Афон коммунистов, перекрыли всякий доступ иноков славянского происхождения на Афон. В результате этого скит почти 40 лет не получал ниоткуда пополнения, и братия от общего количества около 500 чел. в 1906 г. уменьшилась до 10 чел. в 1961 г.
Хотя скит лишился своих угодий на Родине, подворий и притока паломников, но его прекрасно разработанные огороды, виноградники, рощи и сады вполне были достаточны для содержания и прокормления многочисленной монашествующей братии. Однако таковой не было из-за отсутствия притока новых насельников, чему способствовал запрет греческих властей. Плачевное положение скита к 1992 году проявилось в том, что в нем оставалось всего 4 насельника во главе с архимандритом Серафимом (Бобич), родом из Закарпатья.
В мае 1992 г. Вселенский патриархат вместе с Афонскими духовными властями постановили заселить обитель греческими монахами из монастыря Пантократор.
Литература.
П. Троицкий, А. А. Турилов. ИЛИИ ПРОРОКА МУЖСКОЙ СКИТ // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXII : «Икона — Иннокентий». — С. 219-227. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
Талалай М. Г., Троицкий П., Феннелл Н. Ильинский скит на Афоне. — Сост., науч. ред. М. Г. Талалая. Фотографии: А. Китаев, М. Талалай. — М.: Индрик, 2011. — 400 с. — (Русский Афон; вып. 8) — ISBN 978-5-91674-138-4