Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской сл

Ирина Ракша
 На фото № 1: Прежде до октябрьского погрома это были въездные ворота на территорию храма, т.е. Надвратная колокольня. Ныне же это часовня, где внизу внутри мы  соорудили  алтарчик, и идут службы. Расписания служб -висят на дверях. А на втором этаже келья настоятеля о.Алексея (Талызова).(В окнах горит свет). Снаружи справа поставили самодельную колоколенку. Адрес: Москва,ул.Бутырская, 56. Часовня - на фоне бывшего завода ООО "Знамя", отгородившего эти ворота-часовню от самогО Храма. (он остался по ту сторону здания завода, то есть, в его дворе)
   На фото №2. А вот так храм выглядел в начале ХХ века.Потом всё взорвали. А ворота выжили. Входи и молись. 


              Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

    Посмотрите (фото №2) на этот редкостный по красоте и гармонии московский православный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. Вглядитесь в прекрасные очертания златоглавой церкви, вознёсшей в небо святые Кресты Господни. Со вниманием рассмотрите архитектурное решение всего ансамбля: колокольни, трапезной, примыкающей к храму. Полюбуйтесь на въезд в церковный двор, что на первом плане. Над арочными вратами меж двух окон три с лишним столетия сияла барельефная икона Пресвятой Богородицы с Младенцем. Вскоре после октябрьского переворота в России она была уничтожена большевиками. Просто бита кувалдами. Над вторым ярусом этих въездных врат с гордым величием возносилась в небо остроконечная шатровая колокольня с нарядными оконцами, закомарами и кокошниками. И малиновый звон бронзовых колоколов ежедневно в положенный час плыл над округой, созывая народ к молитве, радуя и очищая людские сердца.
 Храм был построен в «смутное время» начала XVII века, когда на Руси ослабло правление, когда поляки рвались на богатый русский престол. Так что скоро этому Храму исполнится 400 лет от роду. Правда сперва он был деревянным, а в 1682-1684 выстроен каменным.
 По своему расположению на сегодняшний день он числится в Северо-Восточном округе нашей столицы, на Бутырской улице, 56. Однако, дорогие читатели, не старайтесь вспомнить его красивые очертания. Сегодня их нет. В XX веке храм постигла горькая участь тысяч и тысяч церквей по всей России. Да и златоглавых Московских "сорока сороков". Ну, а нынче, кто проезжает по Бутырской улице от Савеловского вокзала в сторону Дмитровского шоссе, замечает по правой стороне небольшое кирпичное строение древней красно-кирпичной кладки. Оно сиротливо и как-то нелепо стоит почти на проезжей части на фоне унылого заводского корпуса. Это и есть по промыслу Божьему чудом уцелевшее основание бывшей прекрасной надвратной колокольни, не поддавшейся-таки в советские годы неоднократным разрушительным ударам.
  У любого православного, да и просто здравомыслящего человека защемит сердце от наглядности той страшной катастрофы, которую учинили в XX веке коммунисты-большевики. Воистину, каждому станет больно и стыдно за поругание собственной Веры, собственной, российской истории. Но всё-таки этот очищающий стыд — крупица Бога в душе — дает надежду на духовное возрождение русского народа. Когда Совесть не спит, значит, ещё не все потеряно.
 Однако вы можете спросить: какая судьба постигла этот уникальный и древний храм, строившийся одновременно с московскими церквами и монастырями XVII века, с подмосковным Ново-Иерусалимским монастырем? Где храмовая трапезная, часовня, дивный сад, церковные постройки? Где сам храм, в который за словом Божьим веками шёл и шёл люд честной? А ведь он уникален не только как культовое сооружение — это великолепнейший архитектурный памятник, который, как сказано во всех реестрах, «охраняется государством». Так где же, скажите нам, господа чиновники, эта охрана?
 Первые упоминания о храме в деревне Бутыркино, что было тогда под Москвой, на Дмитровском тракте, относятся к самому началу XVII века, к царствованию государя Михаила Фёдоровича Романова. Земельный надел с поселянами был подарен государем своему родственнику Ивану Никитичу Романову за верную службу. Изначально, как я уже сказала, храм был деревянным, именованным в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И значился полковым «Стрелецкого приказа». По смерти же Ивана Романова в 1640 году деревня поступила во владение к его сыну Никите Романову, последнему из бояр Романовых. При нём население Бутырок быстро увеличивалось за счёт «посадских тяглецов», убегавших из Москвы за город, от тяжких податей и налогов. У боярина Романова они, побросавшие в московских посадах свои дворы, амбары и лавки, жили да и служили вольготней, «накопительней».
 К середине века бутырский (слободской) люд стал именоваться «царской гвардией» или «бутырским полком». В 1682—1684 годах «в складчину», на народные средства «в честь победы России над крымским ханом» была построена вместо деревянной именно эта великолепная каменная церковь с прежним названием. И освящена патриархом Иоакимом. За свою долгую жизнь она испытала множество глумлений, нашествий со стороны поляков, французов.
В 1812 году наполеоновские войска, войдя в горящую Москву, страшно бесчинствовали и все разоряли, в особенности монастыри и церкви. Наш храм, впрочем как и кремлёвские, пострадал особенно. Он был не только дочиста разграблен, но и превращён сперва в склад, затем в конюшню. Были во множестве убиты, забиты приходские заступники, а ста¬роста кощунственно и жестоко казнён,  повешен. Прибит гвоздями на Божьем Распятии.
 В общем, за свою долгую жизнь храм тер¬пел от иноземцев много горя. Однако, промыслом Божьим и людскими трудами, всегда восставал, как птица-Феникс, из пепла. Но вот грянул XX век! И в 1917-м году совершился чудовищный переворот. Был погублен помазан¬ник Божий — государь Николай II, последний
из рода Романовых. И наш храм, родившийся 300 лет назад при первом Романове, был обречён. И гибель пришла пострашнее — не от иноземцев и иноверцев, а от рук собственных соплеменников. Словно катком прошла кровавая советская власть по всей русской земле. Ежегодно гибли и гибли тысячи храмов. Священнослужители либо расстреливались на месте, либо были замучены в гулагах.
 В 30-е годы храм в Бутырской слободе окончательно разграбили и закрыли. Перед Отечественной войной на его территории по команде «сталинской гвардии» возник завод «Знамя», который более полувека кощунственно использовал храмовое владение в хозяйственных, вернее, бесхозных целях. Дирекция распоряжалась землей и зданиями, воздвигнутыми некогда на воистину народные деньги, по собственному усмотрению. И конечно, постепенно стали исчезать бесценные колокола, металлические кровли, золочёные чудо-купола, ограды, часовня, дивной кладки трапезная. Новые хозяева что-то сносили, что-то переплавляли, что-то крали, что-то взрывали.
 В семидесятые же годы — и это помнят многие москвичи-старожилы — всё, что осталось от храма, в котором уже дымила заводская котельная, было, словно страшная рана, окончательно сокрыто от людских глаз. Завод выстроил себе вдоль Бутырской улицы ещё один цех примитивнейшей архитектуры. Для «освобождения места» была взорвана трапезная. А вот надвратная колокольня, не поддалась. Её и взрывали большевики, и били многотонными «бабами», которые, на удивление всем, даже самим вандалам, отскакивали от кирпичных стен, как тениссные мячи. 
  При этом народ, стоявший вокруг, истово молился Богородице. Кто-то со слезами глядел из окон соседних домов, другие, кто посмелей, собирались вокруг толпой и громко проклинали нехристей. Ну те и махнули рукой, смогли разбить только шатровую крышу и верх колокольни. Новый цех окончательно отсёк от обезображенной колокольни сам храм, оставшийся в «закрытом» дворе, как в плену бесовского чрева. С тех пор на безликом фоне бывшего завода «Знамя» (почившего в лихие 90-е годы с крахом системы социализма, а ныне, уже как коммерческое ООО, сдающего в аренду бывшие цеха иностранным фирмам) стоят одинокие «врата», больше не ведущие к «отрубленному», искалеченному храму. Мудрым взглядом старинных окон они горестно смотрят на потоки пролетающих мимо по Бутырской улице дорогих иномарок, на спешащих прохожих и будто спрашивают у нас, российских людей: «Куда несёшься ты, Русь? Дай ответ!.. Не дает ответа...»
 И вот спустя годы вопреки протестам чиновников, наконец, начались первые работы по очищению и восстановлению колокольни, возврату хотя бы части оккупированной церковной земли. По назначению Патриархии, по благословению протоиерея о. Димитрия Смирнова настоятелем стал иерей Алексей Талызов, а старостой (ктитором) — писатель Ирина Ракша, которая собрала вокруг себя двадцатку горячих, православных  помощников. Начались регулярные богослужения. Тогда же была зарегистрирована и община. В колокольне был образован и освящён небольшой храм-часовня во имя благоверного князя Димитрия Донского. Мы молились, трудились, и с Божией помощью зажил наш малый приход. Однако надо было обретать общине и сам храм, вернее, то, что осталось от общенародной святыни во дворе завода. Приходилось писать заявления, прошения, письма, ходить без конца по инстанциям, бороться с бюрократами. Но несмотря на изданное Пра-вительственное постановление «О передаче здания храма Московской Патриархии», уже не завод, а коммерческая фирма «Знамя» без конца отказывалась  возвращать незаконно приватизированный храм и землю. Это народное достояние называлось ими в «подметных» бумагах «строение номер 9». Однако чиновники лгали и правительству, и Патриархии, говоря, что «строение» давно передано приходу.
 Однако мы продолжали бороться и писали письма, и всё же с Божией помощью общими силами пробились, победили, восстановили Дорогу к Храму.

  P.S. Этот текст был написан мной вначале нулевых годов. С тех пор многое изменилось, "много воды утекло", храм-Мученик давно восстановлен, освободился от удушливых труб бывшей заводской котельной. На Бутырской улице на радость всем прихожанам регулярно идут богослужения. Осуществилась мечта православных. А так же мечта моего духовника - покойного и любимого батюшки протоиерея о. Димитрия Смирнова.
     "Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!"

             Ракша Ирина -писатель (староста храма в период 1994-2004гг)