Богослужение второго века

Новосельцев Григорий Петрович
Богослужение второго века.

Само понятие о христианском храме отсутствовало в апостольском наследии. Т.к. Богу служили «в духе и истине», а «храмом» считалось само тело христианина: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16; Ср. с 2Пет.1:13–14). Первое упоминание о храме мы встречаем только в 201 г. когда Эфесский христианский храм был разрушен наводнением. Следовательно, на протяжении всего II века храмов ещё не было, и храмовое богослужение развиться не могло.
Исключение составляла большая Римская Церковь, которую начинающиеся гонения заставили осваивать катакомбы. В катакомбах легко устраивались подземные храмы (крипты). Поэтому богослужение в Римской Церкви стало развиваться ускоренными темпами (о чём свидетельствует Иустин Философ иИпполит Римский).
На Востоке Евхаристию по-прежнему совершали в домовых триклиниях (..... – ойкос). Это были парадные столовые для гостей – большие общие залы (иногда с колоннами) в дальних частях домусов. Единственным новшеством здесь был особый престол, который греки называли «трапеза», а римляне – «алтария».Участники божественной трапезы уже не возлежали (т.к. их было слишком много), а сидели на скамьях, за их спинами теснились оглашаемые, а потом выходили во внутренний дворик – перистиль. Т.о. самое большое, что мы можем найти во II веке – это молитвенные дома, которые, однако, принадлежали частным владельцам и ничем не выделялись среди остальных. (См. Голубцов А. «Места молитвенных собраний христиан 1–3 вв. Серг. Посад, 1898 г.).
Иустин Философ создал в Риме первую богословскую школу для борьбы с гностицизмом. Здесь же ок. 150 г. он написал и свою I Апологию, в которой даёт самое первое в истории описание Римской Литургии. Точнее – даже двух: в 65-й главе – Литургия неофитов, предваряемая крещением, а в 67-й главе – Воскресная Литургия.
Получаем следующее чинопоследование Римской Литургии сер. II века:
I Литургия оглашенных:
Чтение Св. Писания Нового Завета и (или) Ветхого Завета (гл. 67)
Проповедь предстоятеля, т.е. епископа.
Уход оглашенных (гл. 66).
II Литургия верных:
Общие молитвы (гл. 65:67).
Лобзание мира (гл. 65).
Приношение хлеба и вина (гл. 65–67).
Благодарение, т.е. Евхаристический канон (гл. 65–67).
Причащение (гл. 67).
Это – всё та же Апостольская Литургия, которую мы реконструировали по Новозаветным свидетельствам конца I века. Только порядок её твёрже, оформленнее и она уже отделилась от агапы.

Во 2 веке он только ещё начинает формироваться суточный круг боголсужения. К концу века в этом отношении царит полнейший разнобой. Если на более традиционном Востоке Евхаристия ещё соединена с агапами, то на бурно развивающемся Западе она уже отрывается, меняется с агапой местами, а в экстренных случаях даже переносится на утро, явственно превращаясь в Литургию.
Ни Вечерни, ни Утрени во II веке ещё нет. Правда, есть часы молитвенные – 3, 6 и 9, но это домашнее молитвенное правило, состоящее из нескольких псалмов и «Отче наш». Тем не менее, домашняя жизнь уже полна христианской обрядности.
Так же недельный и суточный круг богослужения еще не установился. С днями пасхи так же не было еще единого мнения. Так же еще не определись с постами, их формами и продолжительностью.
Во втором веке появляется первый катехизис – краткое изложение основных положений христианской веры, называется «Дидахи или учение 12 апостолов».
Это произведение было предназначено для проповеди среди язычников. Оно было настолько популярно, что его использовали во время богослужения. Но ее не включили в состав книг нового завета, не отрицая ее полезность. Со временем из-за этого в нем забыли.
«Дидахи» В составе «Дидахи» можно выделить 3 главные части:
Первая часть (1–6 глл) – содержит нравственное учение о «двух путях» (пути порока и пути добродетели);
Вторая часть (7–10 глл) – литургическая;
Третья часть (11–15 глл) – посвящена вопросам церковной дисциплины.
Как видите уже появляется первая единая схема проповеди, совершения таинств и структуры церкви.