История веселая, но навевает легкую грусть Дон Пас

Мари Козлова
 История веселая, но навевает легкую грусть
"Дон Паскуале", опера Доницетти, историческая сцена Мариинского театра, 16 сентября 2023 года

По этой веселой и изящной опере Доницетти про молодящегося старца, задумавшего жениться на молодой красавице, я успела соскучиться, как и по ее исполнению моими любимыми певцами в ней - Магеррамом Гусейновым и Антониной Весениной. Сегодня именно они были моей главной притягательной силой спектакля.
Меня всегда заставляет и смеяться, и немного грустить герой Магеррама Гусейнова - трогательный, как взбалмошный ребенок, престарелый искатель новой семейной идиллии, гротескный, но безобидный и наивно доверчивый. Певец создает такой вокальный и драматический образ, от которого невозможно оторваться - смотришь и слушаешь, невольно расплываясь в улыбке. Меня всегда восхищает замечательная манера пения Магеррама Гусейнова, свидетельствуюшая о его мощной итальянской вокальной школе. Это дает певцу большую исполнительскую свободу и позволяет без видимых усилий справляться с виртуознейшими сложностями этой партии, выдавать скорострельные скороговорки и преуспевать в вальсообразных ариях и непростых дуэтах и ансамблях. Красивый тембр благородного баса, полная искрящегося веселья выразительная фразировка, роскошные ферматы и коденции, пересыпанная юмором музыкальная эквилибристика и блестящее исполнение всей роли - все это меня всегда восхищает в пении Магеррама Гусейнова. А в сочетании с актерским талантом и умением создавать яркие комические образы его интерпретация заглавного персонажа оперы становится особенно впечатляющей и запоминающейся. Глядя на Дона Паскуале Магеррама Гусейнова, нЕмощного старика, но не потерявшего вкуса к жизни, с трясущимися руками, нетвердой походкой, опасливыми движениями и очень правдоподобной старческой повадкой, трудно поверить, что его играет молодой человек, полный сил и энергии. И тем не менее! И при всей гротескности персонажа он получается у артиста динамичным, естественным, симпатичным, смешным и вызывающим сочувствие. Высший пилотаж! Очень люблю слушать эту оперу с Магеррамом Гусейновым в заглавной роли!
Прекрасная была и Норина-Софрония у Антонины Весениной - задорная, в меру стервозная и даже немного совестливая. Потрясающее колоратурное сопрано, с округлыми красивыми верхами, с чистым аккуратным звучанием в головокружительных пассажах и колоратурах, с поразительной техникой пения, позволяюшей весело и задорно исполнять арии сногсшибательной сложности. И актерски у Антонины Весениной роль сделана интересно, за действиями ее героини следишь с неослабевающим вниманием и удовольствием. А уж вокально певица покоряет публику всеми своими виртуозными ариями, дуэтами и ансамблями. Особенно в финале оперы певица дарит зрителя возможность насладиться музыкальными "кружевами" истинного бельканто.
"Дон Паскуале" по сюжету -классическая опера-буффа с традиционным набором персонажей в стиле итальянской народной комедии масок (дель арте), где действующие лица, развитие событий и их финал заранее предопределены. И всё в них весело, легко, немного понарошку, никакой злобы или агрессии - все как в игре, не всерьез. В такой истории легко мириться, переигрывать события, прощать розыгрыши и обманы.
Из этого ряда немного выбивался довольно агрессивный и сердитый Эрнесто Бориса Степанова. И вокально он звучал несколько громче, чем хотелось бы, и недружелюбия к дядюшке проявлял больше, чем следовало. Поэтому в финале, когда вся история с фальшивой женитьбой Дона Паскуале, вроде бы, разрешилась, и его кошмар в виде молодой жены-фурии закончился, в мое сердце закралось сомнение, все ли в доме почтенного дядюшки потечет в прежнем спокойном русле? Не изведут ли его, поженившись, своими "выдумками" ушлые молодожены? Ведь опыт "розыгрыша" у них уже есть, а любви и сочувствия к пожилому родственнику им явно не хватает. Да и наследство маячит солидное. Как-то тревожно мне стало за Дона Паскуале.
Да и доктор Малатеста (Вячеслав Васильев) - тот еще интриган. Что в очередной раз ему взбредет в голову?
Порадовал хор - Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Хорошо звучал оркестр под управлением Георгия Албегова.
Веселый спектакль оставил радостное чувство с легкой грустинкой. Всему свое время. И его не обманешь.

Дирижер – Георгий Албегов.
Дон Паскуале – Магеррам Гусейнов.
Норина – Антонина Весенина.
Доктор Малатеста – Вячеслав Васильев.
Эрнесто – Борис Степанов.
Карлотто – Николай Гассиев.