История веселая, но навевает легкую грусть
"Дон Паскуале", опера Доницетти, историческая сцена Мариинского театра, 16 сентября 2023 года
По этой веселой и изящной опере Доницетти про молодящегося старца, задумавшего жениться на молодой красавице, я успела соскучиться, как и по ее исполнению моими любимыми певцами в ней - Магеррамом Гусейновым и Антониной Весениной. Сегодня именно они были моей главной притягательной силой спектакля.
Меня всегда заставляет и смеяться, и немного грустить герой Магеррама Гусейнова - трогательный, как взбалмошный ребенок, престарелый искатель новой семейной идиллии, гротескный, но безобидный и наивно доверчивый. Певец создает такой вокальный и драматический образ, от которого невозможно оторваться - смотришь и слушаешь, невольно расплываясь в улыбке. Меня всегда восхищает замечательная манера пения Магеррама Гусейнова, свидетельствуюшая о его мощной итальянской вокальной школе. Это дает певцу большую исполнительскую свободу и позволяет без видимых усилий справляться с виртуознейшими сложностями этой партии, выдавать скорострельные скороговорки и преуспевать в вальсообразных ариях и непростых дуэтах и ансамблях. Красивый тембр благородного баса, полная искрящегося веселья выразительная фразировка, роскошные ферматы и коденции, пересыпанная юмором музыкальная эквилибристика и блестящее исполнение всей роли - все это меня всегда восхищает в пении Магеррама Гусейнова. А в сочетании с актерским талантом и умением создавать яркие комические образы его интерпретация заглавного персонажа оперы становится особенно впечатляющей и запоминающейся. Глядя на Дона Паскуале Магеррама Гусейнова, нЕмощного старика, но не потерявшего вкуса к жизни, с трясущимися руками, нетвердой походкой, опасливыми движениями и очень правдоподобной старческой повадкой, трудно поверить, что его играет молодой человек, полный сил и энергии. И тем не менее! И при всей гротескности персонажа он получается у артиста динамичным, естественным, симпатичным, смешным и вызывающим сочувствие. Высший пилотаж! Очень люблю слушать эту оперу с Магеррамом Гусейновым в заглавной роли!
Прекрасная была и Норина-Софрония у Антонины Весениной - задорная, в меру стервозная и даже немного совестливая. Потрясающее колоратурное сопрано, с округлыми красивыми верхами, с чистым аккуратным звучанием в головокружительных пассажах и колоратурах, с поразительной техникой пения, позволяюшей весело и задорно исполнять арии сногсшибательной сложности. И актерски у Антонины Весениной роль сделана интересно, за действиями ее героини следишь с неослабевающим вниманием и удовольствием. А уж вокально певица покоряет публику всеми своими виртуозными ариями, дуэтами и ансамблями. Особенно в финале оперы певица дарит зрителя возможность насладиться музыкальными "кружевами" истинного бельканто.
"Дон Паскуале" по сюжету -классическая опера-буффа с традиционным набором персонажей в стиле итальянской народной комедии масок (дель арте), где действующие лица, развитие событий и их финал заранее предопределены. И всё в них весело, легко, немного понарошку, никакой злобы или агрессии - все как в игре, не всерьез. В такой истории легко мириться, переигрывать события, прощать розыгрыши и обманы.
Из этого ряда немного выбивался довольно агрессивный и сердитый Эрнесто Бориса Степанова. И вокально он звучал несколько громче, чем хотелось бы, и недружелюбия к дядюшке проявлял больше, чем следовало. Поэтому в финале, когда вся история с фальшивой женитьбой Дона Паскуале, вроде бы, разрешилась, и его кошмар в виде молодой жены-фурии закончился, в мое сердце закралось сомнение, все ли в доме почтенного дядюшки потечет в прежнем спокойном русле? Не изведут ли его, поженившись, своими "выдумками" ушлые молодожены? Ведь опыт "розыгрыша" у них уже есть, а любви и сочувствия к пожилому родственнику им явно не хватает. Да и наследство маячит солидное. Как-то тревожно мне стало за Дона Паскуале.
Да и доктор Малатеста (Вячеслав Васильев) - тот еще интриган. Что в очередной раз ему взбредет в голову?
Порадовал хор - Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Хорошо звучал оркестр под управлением Георгия Албегова.
Веселый спектакль оставил радостное чувство с легкой грустинкой. Всему свое время. И его не обманешь.
Дирижер – Георгий Албегов.
Дон Паскуале – Магеррам Гусейнов.
Норина – Антонина Весенина.
Доктор Малатеста – Вячеслав Васильев.
Эрнесто – Борис Степанов.
Карлотто – Николай Гассиев.