Некрасов и его последователи

Новосельцев Григорий Петрович
Некрасов и его последователи.

Вначале несколько слов о самом Игнате Некрасове. Одном из сподвижников Булавина. Само собой, история советского периода именует его героем за счастье народа. И современные историки, не особо утруждают себя анализом, приписывают его так же к героям и казакам. Место, дата рождения и социальный статус этого «героя» не известны. Так же место и дата смерти. Что ясно говорит о его явно не казачьем происхождении. Он со своими сторонниками ушел к туркам служить, с которыми у казаков были очень сложные отношения, мягко выражаясь. Но об этом периоде я остановлюсь подробнее. До сих пор не утихают споры: кем же были некрасовцы: казаками или "беглыми мужиками"? Однозначно некрасовцы были КАЗАКАМИ, и именно так именуются во всех источниках. Другое дело - кто составил их ряды, да и большинства булавинцев вообще! В основном это были вчерашние сходцы-голытьба, не успевшие в отличие от "старых казаков" окрепнуть на Дону за счет походов, московского жалованья за службу. Хотя и сами "старые казаки" - как правило или сами бывшие сходцы, или их потомки во втором-третьем поколении. Читаем документы о событиях незадолго до ухода Некрасова на Кубань. "Воры булавинцы пришед з Дону Сиротинской станицы и других городов, с ними ж беглые стрельцы и салдаты, собрався ч[е]л[о]в[е]к с 1000 майя 13-го числа пришли на Волгу, и город Дмитриевской на Камышенке взяли без бою, те камышенские жители воровали не противились". Т.е. когда в Камышин пришли булавинцы, местные рыбаки, солдаты и другие сдались без боя и примкнули к "бунтовщикам". А дальше "думали де итьти под Саратов, а под Ц[а]р[и]цын де по челобитью камышенских же жителей присланы з Дону от Буловина с товарыщи два атамана Иван Павлов, Игнат Некрасов с казаками". Но когда из Астрахани к Царицыну подошли царские полки, "и Ц[а]р[и]цын де взяли, и их де казаков побили", а Игнат Некрасов вернулся на Дон, а вслед за ним "и камышенские жители многие побежали на Дон ж, такж и ловцы и иные побежали на Дон с ними ж". "Которые воровские казаки ходили под Ц[а]р[и]цын атаман Игнашка Некрасов, и взяв Ц[а]р[и]цын, покиня, бежали. И те де казаки и другие гулящие люди и ц[а]р[и]цынцы, ... пристали к их же воровству, и пришли на Дон, ...а атаманом де над ними Игнашка ж Некрасов да другой Ивашка Павлов". Вот с такими КАЗАКАМИ и уходил Игнат Некрасов уже в сентябре на Кубань в подданство крымского хана. Необходимо четко определится, кого и почему в те времена именовали "КАЗАКАМИ". Читаем показания "саратовского рыбного промыслу отставного салдата", который ловил рыбу на Волге, да поехал в Камышин продавать улов, где и "попался им, казакам... и взяли де ево... с собою под Саратов в КАЗАКИ ж". Так и стал он КАЗАКОМ по роду деятельности, и ничем от других казаков уже не отличался, и в боях участвовал, и награбленное с другими делил "ис камышенской г[о]с[у]д[а]р[е]вой казны у атамана Носова взял две гривны, а все де взяли по две гривны ж, и вино г[о]с[у]д[а]р[е]во на Камышенке пили". Виталий Гусева Волгоград
 Таким образом термин казак, в данном случае говорит о роде деятельности, а не о сословной и тем более национальной принадлежности.
Игнат Некрасов Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка. Когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит. После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам – от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань. Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы. Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани, и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию. Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло. Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения. Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах». Так же следует отметить, что некрасовцы, попав в плен к донцам, в плен не брались, а тут же уничтожались. Так как они, некрасовцы, угоняли в плен людей для продажи их на невольничьих рынках. Тут следует обратить еще на два момента. 1. Зная историю Османской империи, нам известно как османы расправлялись с христианами, как уничтожали и гнобили народы. А тут уникальное и не понятное в свете этого явление, как сохранение Некрасовцами своих религиозных традиций. Значит они своей верной службой Султану заслужили это право. Причем это единичный случай. Каким образом? Я чуть ранее написал об этом. 2. Еще один парадокс. С ним мы и сейчас встречаемся. Служить России, которая дает все возможности для полноценного развитая, даже в ущерб собственному народу часто, считается неволей и не свободой. А вот служение врагам России, которые уничтожают культуру и экономику считается свободой. По разным оценкам с Игнатом Некрасовым ушло к Туркам до 8 тысяч человек. Сколько ушло к ним старообрядцев не известно, но их так же условно именовали «некрасовцами». В двадцатом веке вернулись в Россию и СССР чуть более тысячи человек. Из оставшихся казаков на начало правления Петра первого, а это несколько десятков тысяч человек выросло до нескольких миллионов. Делайте вывод, где было казакам лучше на воле в «Туретчине» или под гнетом «царизма».
Заветы Игната Некрасова.
Объективности ради выкладываю материалы с «заветами Игната» Точная дата смерти Игната Фёдоровича Некрасова, создавшего «казачье войско беглецов-старообрядцев» на Кубани, истории неизвестна, так же как дата, место рождение и его происхождение. (Что вызывает естественные вопросы об отношение к нему его последователей. Моя реплика, НГП.) После себя он оставил своим последователям своеобразный свод социокультурных нормативов — «Заветы Игната». Единого списка заветов нет. …Споры по соблюдению «Заветов Игната» стали в середине XVIII столетия причиной раскола среди некрасовцев. Часть из них переселилась с Кубани в Южную Добруджу, то есть на болгарскую землю. Последний массовый исход казаков-некрасовцев с Кубани произошёл в 1778 году, во время царствования Екатерины II Великой. В Россию некрасовцы возвратились несколькими «волнами»: в 1912 году, в 1920-х годах и в 1962 году. Сегодня потомки приверженцев Игната Некрасова проживают в основном в Ставропольском крае, составляя население хуторов Старо-Некрасовский и Ново-Некрасовский. Выдержки из заветов атамана:
Царизму не покорятся. При царях в Россию не возвращаться.
На войне с Россией в своих не стрелять, палить через головы.
Всем казакам держаться истинно-православной старой веры.
С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
Если спутался с турками – смерть.
Высшая власть - казачий Круг.
казак должен ходить на Круг с 18 лет. Если не ходит, берут штраф два раза, на третий - секут. Штраф устанавливают атаман и старшина.
Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом после 40 лет. Войсковым атаманом только после 50 лет.
Решения Круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
Атаман избирается на год. Если провинился - смещается раньше срока.
Если в войске не все в шапках, то в поход идти нельзя.
Решения Круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
Без разрешения Круга, атамана казак из станицы отлучится не может.
Казакам в солдаты дороги нет.
Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
Насколько выполнялись эти заветы и насколько они актуальны сейчас и в том числе исполнимы сейчас делайте выводы сами. Но все же свое мнение я выскажу.
По первому пункту: вернулась основная масса после падения царизма и насладилась столь ожидаемым ими счастьем.
Второй пункт не выполнялся. С Россией воевали со своими братьями казаками то же. 3. Если разбой и грабеж, а также увод в плен своих братьев русских и казаков считается трудом, то меня вопросов нет.
Общее впечатление, что этот список составлен недавно и человеком, не особо знающим историю Некрасовцев. Впрочем, это мой взгляд, Вы вправе иметь свое мнение.
Отдельно о круге. Я уже как-то писал об этом явлении ранее. Но хочу еще добавить. Приведу обычный житейский пример. Он, конечно, утрирован, но только для понимания ситуации. Представьте себе утро. Народ на конечной остановке автобуса садиться в подъехавший. Но вместо отправления Вам объявляют: «В связи с тем, что водитель уже проехал дважды свой маршрут его полномочия закончены и Вам надо избрать из пассажиров. Причем водительское удостоверение, опыт вождения не обязательны.» И предлагают Вам, после паузы и замешательства, несколько кандидатов. Они громко критикуют нынешнего водителя, всю систему пассажиро перевозок и обещают все привести в порядок. Правда водить автобус они не умеют и даже водительского удостоверения никакого не имеют. Я не думаю, что ктото останется в этом автобусе, даже если ехать одну остановку. А если на остановке собрались все водители автобусов и со стажем, то проблем не возникнет. Вот Вам пример круга тогда и сейчас.
Всего «Заветы Игната» включали более 170 статей, занесённых в рукописную книгу. К сожалению, в ходе бесконечных войн и переселений этот уникальный документ народовластия был утерян. И потому под его видом можно показать все что угодно. Ниже ссылки на версии этих заветов.