Теперь

Зирк Алексей
* «МиРаНаука! 02. Философия разума»
* http://proza.ru/2022/12/25/892
_________________________________________________

Основные мысли из статьи Крюкова А.Н. Тема «Теперь»
http://anthropology.ru/ru/text/kryukov/tema-teper

Картезианский принцип о ясном и отчетливом усмотрении сущности вещей имеет важное значение и для феноменологической традиции Э. Гуссерля. Он определяет континуум интуитивного схватывания, в котором «близость» и «дальность» интенционального предмета являются границами. Этот континуум характеризует предмет в его абсолютной близости и неопределенной дальности, и степени ясности определяются как ступени интуитивного схватывания.

Гуссерль также различает подлинные и неподлинные ступени ясности, и указывает, что количество интенциональных актов и ноэм может быть безграничным. Однако, предметы, схваченные в различных актах, могут быть идентичными благодаря центральному слою ноэматического смысла, который является сущностным коррелятом трансцендентного объекта.

Близость и дальность объектов имеют пространственную аналогию в феноменологическом методе. В «Феноменологии внутреннего сознания времени» временные позиции определяются через первичные импрессии, и актуальное Теперь формируется в окрестности временных точек.

Схватываемые и уже схваченные временные объекты формируются в сознании через импрессию и первичную память. В процессе восприятия актуальная точка переходит в область прошлого, постепенно исчезая из сознания. Это происходит из-за удаления от момента первичного впечатления. Интенсивность и ясность сознания уменьшаются с расстоянием во времени от первичного впечатления.

Восприятие трансцендентного объекта включает и пространственные и временные аналогии. Они имеют общий элемент в идентификации объекта. Гуссерль предлагает различить два уровня имманентного сознания или имманентно-временной объективности. Акт восприятия базируется на первичном впечатлении и памяти, которые конституируют временной объект.

Проблема идентичности решается через конституирующее усилие имманентного сознания. Имманентная сфера сознания представляет собой единство во времени, где конституируются объекты. Двойная ретенция описывает феномен временного потока и разделяет феноменальное и дофеноменальное. Внутренние ретенции также конституируют имманентное объективное время.

Определение объективного времени двойственно: с одной стороны, это время мира, измеряемое хронометром, с другой стороны, ретенции воспринимаемого объекта также конституируют его. Восприятие объекта включает как трансцендентный, так и феноменальный аспекты.

Сфера трансцендентного и имманентного находятся в одинаковом положении. Однако объекты могут быть нарушены внешними причинами.

Объективное положение дел Гуссерля, связанное с сознанием нашего опыта, не отвергается. Если взаимосвязи опыта нарушаются, может исчезнуть существующий мир. В таком случае абсолютное сознание становится хранителем объективного времени.

Скорость временных объектов зависит от характеристик материи и количества различий внутри объекта. Взаимопонимание между людьми возможно благодаря сущностному потоку времени и переводу возможного опыта в актуальный опыт. Объективность времени включает в себя символическую синхронизацию нашего телесного Я.

Интенциональность ретенции памяти и ретенция дофеноменального потока имеют разную длительность счета. Установление взаимопонимания требует наличия однородного времени в каждой субъективной сфере. Трансцендентные объекты могут проявляться в имманентной сфере. Воспроизведение внутреннего восприятия зависит от меня, и явления могут быть проигрываны с разной скоростью.

Вторичная память воспроизводит феномен рефлексивного воспроизведения внешнего предмета. Однако идентичность этого феномена зависит от нашей свободы. Взаимодействие между носителями абсолютного Я осуществляется через трансцендентные объекты. Протенциальное предвидение играет важную роль в этом процессе. Первичная импрессия конституирует и восприятие, и воспринимаемый объект. Есть предел, обозначаемый идеальным Теперь, который помогает переключаться между разными интенциональными актами. Он может быть обнаружен только при осуществлении акта первичной импрессии.

Суть идеальной позиции в феноменологии Гуссерля совпадает с понятием "Вдруг" в "Пармениде" Платона. Оба понятия описывают относительное полагание единого, которое включает различие и причастность к бытию. В "Пармениде" рассматривается переход из состояния покоя в состояние движения в момент времени "Вдруг", который лежит между движением и покоем и находится вне времени. Этот "Вдруг" наделяет смыслом различие единого. Также у Гуссерля есть аналогичная идея о временной позиции "Теперь", которая объединяет временные точки в непрерывном потоке времени.