Герой без награды

Светлана Федорова-Роблес
ГЕРОЙ БЕЗ НАГРАДЫ

К БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА БОТАНИКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЕВГЕНИЯ ЛЕОНИДОВИЧА ЛЮБАРСКОГО


Заметка на странице журнала "Казанский университет" в 2011 году, написанная моим коллегой профессором Е. Л. Любарским и "тщательно" отредактированная редактором  не произвели на меня впечатления. Я просто прочитала её.

(ИСТОЧНИК. Любарский Е. Л. Спасатель поневоле // газета Казанский университет. 2011. 1 сентябрь. № 34. С. 4.)

В 2021 году, изучая подробности биографии профессора, я наткнулась на эту статейку, которой и сам автор не был в полной мере удовлетворён.

Он позволил мне её видоизменить по моему усмотрению. Я это сделала, но авторство оставила за Е. Л. Любарским.

Я прочитала ему то, то получилось. Автор был растроган до слёз. И у него перехватило дух от давно пережитого.

Этот скромный человек даже не предполагал, что он не  "спасатель по неволе", а Герой без награды.

Не понимаю в чём дело? Каждый раз, когда я перечитываю текст моего варианта рассказа, у меня ком к горлу подходит, дыхание перехватывает и слёзы к глазам подступают.


НА СТРАНИЦАХ КНИГИ. "Любарский Е. Л. Миссия спасения // Наследие ботаников в Казанском университете. Т. 1. По страницам истории с доктором Лю-барским / редактор С. В. Федорова. Казань: Казанский университет, 2021. С. 29–31).

МИССИЯ СПАСЕНИЯ

1.

Это произошло в городе Казани 21 сентября 1988 года на улице Галактионова, которая была вымощена булыжниками и круто спускалась до улицы Пушкина, пересекая её под острым углом. Посередине улицы Пушкина пролегали трамвайные пути. Рядом с перекрёстком находилась остановка общественного транспорта "Ленинский садик", которая почти всегда была заполнена большим количеством людей, в том числе и студентов университета.

Около 17 часов в конце рабочего дня с портфелем в руке я шёл из университета домой. Перейдя улицу Пушкина около трамвайной остановки, я стал подниматься по правому тротуару по улице Галактионова. Когда был пройдён участок наиболее крутого подъёма, где-то ближе к средней части этой улицы, я вдруг услышал крик впереди идущей женщины: "Ой! Автобус-то поехал!! А в кабине никого нет!!!". Я обратил внимание, что рядом со мной по встречной полосе движения, набирая скорость, движется вниз по улице автобус ЛАЗ (тогда самыми крупными по габаритам из пассажирских автобусов были ЛАЗы), и в кабине действительно никого нет…

Все мои последующие действия происходили мгновенно и практически полностью на подсознательном уровне.

Я бросил портфель на тротуар, догнал уже набирающий скорость автобус, дотянулся до ручки двери шофёрской кабины, открыл дверь, вскарабкался на ходу в кабину, затянул на себя ручной тормоз…

Никакого эффекта! Тормоз не действовал!..
Автобус всё более ускорял движение и его начало заносить...

Я нажал ножной тормоз...
Отжал сцепление… Включил первую передачу…

Автобус притормаживал, но его заносило, и он подпрыгивал по булыжной мостовой. Маневрировал рулём…
Казалось, что прошла вечность!..

Автобус остановился, прижатый к бровке противоположного тротуара в нескольких метрах от перекрёстка.

Я попробовал вылезти из кабины...

Автобус, стоявший на включённой передаче, снова пополз вниз...

Я сидел в кабине и держал нажатым ножной тормоз...

Через некоторое время из подворотни дома, у которого ранее был оставлен автобус, выскочил парень. Он стремительно подбежал к автобусу, и взлетел в кабину своей подопечной машины. Лицо красное, перепуганное: "Спасибо".

Я не мог воздержаться от негодования, но моя речь не была переполненной злобой: "Ты хоть понимаешь, что бы произошло, если бы мне не удалось остановить этот автобус? Что могло случиться с людьми в районе трамвайной остановки? Что было бы с тобой? Как можно было машину с неработающим ручным тормозом, только на включённой передаче, оставлять на таком крутом склоне?!"

Твердит только одно: "Спасибо, Спасибо, Спасибо...". Уступив водителю место в кабине, я вышел.

Людей на улице Галактионова почти не было. Люди на остановке спокойно ожидали транспорт, и не обратили внимания на медленно-съезжающий автобус. Чувство опасности, которая миновала, было только у трёх человек: у меня, у водителя и у прохожей женщины, которая первая отреагировала своим возгласом.

Я поднялся по улице вверх, поднял брошенный на тротуаре портфель и пошёл дальше. Пока я шёл я вспомнил, что мой портфель содержал важные для меня документы и рукописи, ведь тогда я занимал важный пост в университете – был   заведующим кафедрой ботаники.

Я был спокоен весь вечер, но ко мне пришло ощущение, что я выполнил предопределённую мне миссию спасения по поручению Всевышнего. Я в первый раз оказался в кабине ЛАЗа, имея лишь навык управления своим автомобилем "Жигули". Я не испытывал ни малейшего чувства страха за мою жизнь, хотя не справься я с управлением автобуса, вместе с ним полетел бы вниз и оказался бы участником страшной аварии. Я не подумал о брошенном портфеле с документами, рукописями и деньгами. Меня волновали только судьбы людей, которые могли стать жертвами из-за легкомыслия водителя и моей несостоятельности. Я был счастлив от того, что люди, над которыми нависала опасность, остались в неведении.

В момент происшествия мой организм пережил стресс. И это имело некоторые последствия. В течение нескольких месяцев, когда я кому-нибудь рассказывал об этом происшествии, у меня тряслись руки и дрожал голос. И у меня перед глазами стояла жуткая картина, которая свершилась бы, если бы что-то пошло не так.

2.

Однажды зимой я охотился на зайцев в окрестностях села Кукча Тюлячинского района. Я шёл без всяких дорог один на лыжах в белом маскхалате.

Ветер. Пурга. Почти ничего не видно…

И я вдруг вышел на стоящий впереди трактор. Что делает здесь трактор в такую непогоду?

Тракторист тщетно пытался завести свою машину и весь продрог: "Мотор заглох, а завести его никак не удаётся".

Одет и обут он был так, что вряд ли смог бы добраться пешком по глубокому снегу до села, тем более, что это было не близко.

Я подошёл к нему. Понял в чём дело. У него потерялся шнур, с помощью которого можно было бы завести трактор.

Я хотел отдать ему верёвку от моего рюкзака, однако в кармашке рюкзака, как будто нарочно, нашёлся гораздо более подходящий для этой цели крепкий плетёный шёлковый шнур и как раз необходимой длины. Я отдал ему этот шнур.

Он воспользовался моим шнуром и сразу смог завести свой трактор. После этого он протянул мне эту столь необходимую для него в поездке вещь, но я не смог её взять.

"Пусть шнур будет подарком!" – сказал я ему. Он меня очень благодарил…

Он благополучно поехал. На работающем тракторе в кабине стало теплее. Продолжал ли он работы по зимнему снегозадержанию или поехал в село мне неизвестно.

Я тоже пошёл дальше своим путём. "Как это вдруг из снежного бурана я прямо на него вышел? Почему мне снова досталась миссия спасения?" – думал я, перебираясь сквозь пургу на моих крепких лыжах. Мысли о зайцах меня больше не волновали.

Как необдуманно вели себя люди, которым я помог не однажды и в разных ситуациях. Как неслучайны были моё появление и мои действия. Чувство глубокого удовлетворения проникло в мою душу.
               
                Светлана Федорова, Казань, 21 сентября 2023 г.