Фатх-Али-хан ад-Дагистани, и его экономическая пол

Али Албанви
Фатх-‘Али-хан ’ад-Дагистани, и его экономическая политика в Иране (1715)

Главными мишенями непрекращающейся борьбы с бегством валюты, для сефевидских властей по-прежнему оставались голландцы. Справедливо подозреваемые в экспорте огромных сумм монет, они оставались втянутыми в конфликт с Исфаханом из-за экспорта монет вплоть до последних дней правления Сефевидов.

Ссора между директором [VOC] Уильямом Бакером Якобсом [Willem Backer Jacobsz] и его заместителем Питером Макаром [Pieter Macare] в Исфахане в 1712 году привела к повышенному интересу правительства к вопросу экспорта слитков. Ссора была вызвана личными амбициями и личной заинтересованностью джентльменов в экспорте дукатов. Питер Макар обвинил своего начальника в том, что с 1701 года он экспортировал 188 000 золотых дукатов и несколько серебряных аббаси. Затем правительство потребовало изучить счета [VOC], чтобы установить истину, что, конечно же, было отклонено. После этих событий шах приказал ввести новый запрет на вывоз слитков, проверять караваны на наличие монет и опечатывать все тюки и сундуки до их отправления из Исфахана. Контроль за экспортом дукатов был усилен, поскольку запасы дукатов сократились, и их было трудно достать в Исфахане.

В августе 1714 года правительство проинформировало [VOC] о том, что оно аннулировало коммерческий договор. Предлагались новые условия, включая, среди прочего, обязательство проверять караваны [VOC], и уплату пошлин на экспорт золота и серебра. Фатх-‘Али-хан ’ад-Дагистани [Fath `Ali Khan Daghistani, 1694–ок. 1722], новый великий визирь, повторил эти меры в сентябре 1715 года. Он намекнул, что не хочет дожидаться возвращения посла Сефевидов, который был отправлен в Батавию [Batavia] для обсуждения новых условий. Ни последующие обсуждения, ни прибытие голландского посла Йохана Джошуа Кетелаара [Johan Josua Ketelaar] в 1717 году не привели к разрешению разногласий. Несмотря на то, что соглашение было достигнуто, обсуждения окончательных и официальных договоренностей об экспорте ценных бумаг [VOC] затянулись до афганского вторжения в Иран в 1722 году. При Надир-шахе [Nader Shah] и его преемниках также был издан запрет на экспорт ценных бумаг, который аналогичным образом был встречен несоблюдением.

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Matthee Rudi, Floor Willem, Clawson Patrick. The Monetary History of Iran: From the Safavids to the Qajars. P. 95–96. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://g.eruditor.one/file/3623487/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.09.2023). — Яз. анг.