От второго премьерного Демона я ждала чуда, и оно

Мари Козлова
 От второго премьерного "Демона" я ждала чуда, и оно произошло!

"Демон", опера Антона Рубинштейна, новая сцена Мариинского театра 24 сентября 2023 года.

Дирижер – Гурген Петросян.
Демон – Магеррам Гусейнов.
Князь Гудал – Олег Сычёв.
Тамара – Наталья Павлова.
Князь Синодал – Роман Широких.
Старый слуга – Антон  Перминов.
Няня Тамары – Лидия  Бобохина.
Ангел – Ирина Шишкова.
Гонец князя Синодала – Антон Халанский.

И это чудо сотворили певцы, хор и оркестр под управлением Гургена Петросяна. Но главное - это впечатляющий харизматичный Демон в исполнении Магеррама Гусейнова. На этом персонаже, на его вокальной убедительности держится вся опера! Если есть настоящий Демон - все действо складывается словно само! А у Магеррама Гусейнова Демон получится потрясающий! Грозный, обольстительный, суровый, страстный, порой, склонный к философичности, а временами наполняющийся искренней нежностью и молящий о любви, но жестоко устраняющий препятствия на пути воплощения своих желаний. В реализации этого сложного образа певцу с лихвой хватает и вокальной выразительности, и эмоциональной взволнованности, и актерской убедительности. А ведь задачи у исполнителя этой партии очень непростые! В лирических мелодиях показать грозную и разрушительную силу князя тьмы. Тут не возьмешь ни рыком, ни потрясаниями рук и тела, тут нужна тонкая вокальная динамика чувств, вкрадчивая, убаюкивающая мягкость, волнующая искренность и страшная, неотвратимость развязки. Демону трудно противостоять. Когда смотришь и слушаешь Магеррама Гусейнова в этой роли, то настолько увлекаешься игрой звука, интонаций, модуляций замечательного голоса, что все детали постановки уходят даже не на второй или третий план, они словно исчезают, и остаются только прекрасная музыка Рубинштейна, гипнотически завораживающий бас Демона Магеррама Гусейнова, его властная фигура с благородной гордой осанкой и искушающие слова, обращенные к Тамаре. Разве устоишь перед таким натиском? И не только грузинская княжна подпадает под волнующее обаяние всесильного духа тьмы, но и слушатели. И уже не важно, что крылья у Демона кажутся сделанными чуть ли не из разрезанных черных мусорных мешков, что на нем байкерская куртка-косуха, что обут он в несуразные красные кеды, последний писк молодежной моды. Он завладевает главным - слухом, эмоциями, душой. У Демона другой цели и нет! Ему нужна душа! И становится незаметна на сцене мельтешащая черная нечисть, не удивляют устилающие пол желтые цветы, символ измены, на свадебном пиру, не раздражают бессмысленные горы фруктов на столе-прилавке, стоя среди которых Демон поет Тамаре свои главные арии - "Не плачь, дитя, не плачь напрасно" и "На воздушном океане без руля и без ветрил". И как поет! Нежно, лирично, проникновенно, утешая и уговаривая, притупляя боль потери и ослабляя пугающую тревогу надвигаюшейся опасности. "К тебе я стану прилетать, гостить я буду до денницы и на шелкОвые ресницы сны золотые навевать" - сердце тает от таких ласковых слов!
Под стать Демону и Тамара (Наталья Павлова), трогательная и любопытная, явно взволнованная и заинтригованная грозным обликом таинственного пугающего незнакомца, его речами и ночными нашептываниями. Интересно слушать дуэты Демона и Тамары и сцены-объяснения, особенно, в третьем действии, где, вникая в слова, можно поддаться соблазну принять покаяние и слова любви Демона за чистую монету. Но Демон - ловец душ. Его любовь убийственна. Буквально. Стоит ему коснуться человека, и тот умирает. Поэтому странно, что в сцене-объяснении в монастыре Демон и Тамара постоянно обнимаются, словно влюбленные на свидании, и ничего! Девушка жива. Даже в захватывающей страстной сцене, где Демона молит Тамару о любви, эту нестыковку все-таки невольно подмечаешь. Тамару должен убить поцелуй Демона, а остальное между ними протекает бесконтактно.
Как я поняла, благоприятному восприятию спектакля способствует и место, с которого его смотришь: не стоит сидеть слишком близко. С середины партера вся сценография смотрится намного лучше и гармоничнее, черные силуэты хора сливаются с мрачным небом и почти исчезают на их фоне, пейзажные видеопроекции кажутся более интересными, танцы не режут глаз, а девичий восточный танец так просто радует всем, кроме черных одеяний. Остаются, правда, несколько недоуменных вопросов к постановщикам, на которые вряд ли удастся получить ответы. И про фрукты-овощи на столе-прилавке, и про стул, который по типу улитки постоянно носит с собой старый слуга Синодала ("все свое ношу с собой"?), и про символически обнаженных акробаток на привале-мальчишнике Синодала, и про недовольные лица-трансформеры мужчин и женщин в видеопроекциях, и про заигравания гонца Синодала с няней Тамары в стиле садо-мазо с ножом, и про молнию, которая поражает Демона, как кара небесная за его пренебрежительные слова о Боге и просто видимо меняет его психологически, после чего он начинает каяться и обещать Тамаре встать на праведный путь, и про дергающихся людей-зомби, в которых превращаются обитатели замка князя Гудала, включая его самого, и про песочницу - центр всех декораций, и про детей, которые бесцельно появляются в самые неожиданные моменты, и про гогот толпы-хора, явно не существующего в партитуре, в моменты, когда плакать надо. Словом, вопросов к странной постановке и ее создателям после второго просмотра спектакля меньше не стало.
Хотя порадовали некоторые изменения и смягчения в постановке по сравнению с первым премьерным показом "Демона" накануне, 23 сентября. Князь Синодал (Роман Широких) не педалирует то, что он пьян, он очень быстро забывает, что режиссер заставил его появиться на сцене сильно нетрезвым, и все свои арии поет вполне адекватно, без пьяных телодвижений. Скромнее вели себя соблазнительницы-гетеры и не так лезли в глаза акробатки. Но главное - принципиально изменился финал. Демон, как и положено, проваливается в преисподнюю, его не утаскивают, как было в первом спектакле, темные силы за кулисы, словно простого смертного. Взрослая княжна Тамара не превращается в "царицу мира" и не манипулирует с высоты близкими, заставляя их двигаться в стиле заводных кукол. Вместо нее на верхний ярус декораций в финале поднимается девочка в белом, по режиссерской задумке, маленькая Тамара. Она внимательно смотрит, как ее приятель, Синодал в детстве, примеряет брошенные крылья Демона. Получается, что все в мире после исчезновения Демона и Тамары осталось по-прежнему, дети повторят судьбу своих предков, противостояние добра и зла вечно. Даже в детях. Но ангел все-таки падает с небес, хоть в этот раз немного иначе - отвесно и быстро, как промышленный альпинист. Ну, что ж, лучше уж так...
На самом деле размышления о добре и зле - это серьезная задача, это важно. Такая борьба действительно идет в каждом человеке постоянно. И только от него самого зависит, какую сторону он выберет - добро или зло, Бога или дьявола, любовь или ненависть, прощение или месть, человечность или жестокость, эгоизм или милость к ближнему.
Считается, что сделать правильный выбор человеку помогает Бог, а Дьявол его искушает и склоняет к злым поступкам. И эта борьба никогда не прекращается. Об этом нам уже две тысячи лет рассказывает Библия.

Жаль что молодежь, к которой можно отнести и создателей спектакля, мыслит такими странными категориями, которые мы видим на сцене, и не чувствует гармоничной цельности великих произведений прошлого, не понимает их мировоззренческой самоценности, не восхищется их глубиной и мудростью. И не хочет сначала хорошо сделать то, что написано в либретто, а потом, постигнув в совершенстве эту науку, освоив все духовные богатства, которые накопило человечество, начинать "вольничать" с вековечными сюжетами и произведениями великих творцов прошлого.
Но в итоге во втором премьерном спектакле ожидаемое мною чудо состоялось и я счастлива.

Фото Марии Ефимовой